По заданию Министерства обороны Российской Федерации усилиями частной структуры – группы «Кронштадт» («КТ») – создан первый отечественный комплекс воздушной разведки на базе тяжелых летательных аппаратов «Орион», по международной классификации относящихся к классу MALE – общепринятое сокращение словосочетания «medium altitude long endurance», или «средневысотный большой продолжительности полета».
Поскольку работа производится по линии ГОЗ, основные ее параметры не подлежат разглашению. Поэтому в ходе первой публичной презентации и последовавшего за ней брифинга для журналистов представители фирмы-разработчика смогли раскрыть лишь несколько цифр: масса полезной нагрузки «Ориона» составляет 200 кг, радиус применения – 250 км, продолжительность полета и высота – 24 ч. и 7500 м соответственно. Напомним, что при заключении контракта с МО РФ в октябре 2011 года речь шла о создании комплекса на базе летательного аппарата взлетным весом порядка 1000–1200 кг. Вот, собственно, и все цифры из официальных источников.
Любителям технических подробностей рекомендуется запастись терпением и дождаться, когда на вариант «Орион-Э» будут выданы паспорт экспортного облика и разрешение на поставку заказчикам по линии военно-технического сотрудничества. Намерение разработать экспортный вариант впервые было высказано 19 июля, когда в ходе международного аэрокосмического салона МАКС-2017 между «Рособоронэкспортом» и «Кронштадтом» было подписано соглашение по продвижению такового на международные рынки с упором на страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. «По нашим оценкам, этот образец в перспективе может отвоевать существенную долю мирового объема рынка беспилотников. Таким образом, мы выйдем на одно из ведущих мест в мире по поставкам этих систем», – сообщил заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Сергей Ладыгин.
Коль скоро комплекс предлагается к продаже за рубеж, его потенциальным приобретателям предварительно решили сообщить, на что, собственно, им рассчитывать. «Орион-Э» предназначен для ведения воздушной разведки и информационного обеспечения подразделений вооруженных сил. Он может вести воздушное патрулирование, выполнять доразведку наземных объектов для обеспечения целеуказания средствам поражения, корректировку огня и оценку его результатов, осуществлять топографическую разведку местности.
Состояние работ
Выступая на представлении комплекса, генеральный директор «КТ» Армен Исаакян сказал, что летательный аппарат «Орион» в ходе проводимых испытаний подтвердил заявленные летно-технические характеристики. «Комплекс готов к серийности. Сформирована устойчивая (промышленная) кооперация», – добавил он. На вопрос, как долго ведутся испытания, выступающий отвечать не стал. А о количестве построенных аппаратов сказал лишь, что показанный в коротком рекламном видеоролике летающий объект – «это точно не единственный образец».
На вопрос о том, возможно ли создание на базе «Ориона-Э» некоего ударного «беспилотника», Исаакян ответил, что в соответствии с заданием МО РФ комплекс создавался как разведывательный. «Технически ничего не мешает создать на базе существующего аппарата ударный вариант», – добавил он.
Представленный на МАКС-2017 продукт описывается как комплекс, в состав которого входят несколько (четыре-шесть) однотипных летательных аппарата, система автоматического взлета и посадки и аэродромное технологическое оборудование. Наземные элементы комплекса включают «модуль автоматизации взлета и посадки» и «модуль операторный». Последний фактически представляет пункт управления (в презентации использован термин «наземный комплекс управления»), оборудованный несколькими рабочими местами операторов с манипуляторами типа «джойстик» и крупноформатными дисплеями на цветных жидкокристаллических матрицах.
По утверждению фирмы-создателя, при создании наземного комплекса управления реализован «интуитивно понятный программный интерфейс», автоматизирующий контроль оператора за ходом выполнения миссии и позволяющий ему концентрировать внимание на самых важных задачах. Сообщается, что здесь нашли применение «уникальные программные средства обработки и представления информации на основе современных геоинформационных технологий».
Представляя «Орион-Э», Армен Исаакян бегло упомянул о возможности его применения «с учетом использования спутниковой связи». По всей видимости, для «Ориона» предназначается представленная отдельно в экспозиции «КТ» на МАКС-2017 компактная бортовая станция спутниковой связи с параболической антенной 600-мм диаметра с частотным диапазоном 11–15 ГГц. Станция готовится к проведению наземных испытаний в сентябре 2017 года как часть высокоскоростной линии спутниковой связи «Сатком».
Бортовое оборудование
Согласно утверждениям разработчиков, все бортовые системы летательного аппарата – «только электрические». По-видимому, они хотели сказать, что полностью отказались от использования гидравлики и пневматики. Летательный аппарат, показанный в рекламном ролике, под передней нижней частью фюзеляжа несет «шарик» с несколькими стеклянными «окошками», установленный на поворотной гиростабилизированной платформе. Внутри – электрооптические сенсоры. Кроме того, снизу в центральной части корпуса монтируется аппаратура для высокодетальной аэрофотосъемки земной поверхности и наземных объектов.
«Многоцелевая оптико-электронная система позволяет решать задачи разведки, мониторинга и целеуказания, проводить захват, распознавание и автоматическое сопровождение целей в видимом и инфракрасном диапазонах, – отмечают разработчики. – Благодаря ей комплекс обеспечивает получение информации с определением координат объектов в масштабе времени, близком к реальному».
Помимо варианта для видовой разведки, предлагается летательный аппарат со смонтированным на нем альтернативным сенсорным комплектом. Основным его элементом выступает радиолокационная станция. В таком виде аппарат может осуществлять картографирование местности и поиск наземных объектов и радиолокационном диапазоне, а также проводить вскрытие системы ПВО противника, пеленгацию и местоопределение узлов связи.
Разработчики особо гордятся созданной ими «энергоэкономичной электроимпульсной противообледенительной системой» позволяющей «Ориону» выполнять полеты в северных широтах. «Совместно с ЦАГИ отработана система, которая позволяет существенно расширить климатическую зону использования подобных летательных аппаратов», – отметил Николай Долженков. В системе «КТ» он занимает должность заместителя генерального директора по направлению беспилотных аппаратов, а коллеги называют его не иначе как «генеральным конструктором беспилотных комплексов».
Композитный планер
«В рамках реализации проекта широко использованы инновационные решения, – заявил Армен Исаакян. – В частности, компания инвестировала собственные средства в развитие технологий вакуумной диффузии». В результате удалось изготовить планер летательного аппарата полностью из композитных материалов, включая обшивку и силовой набор. «Слабонагруженные авиационные конструкции целиком угольного планера выполнены на основе углеродных волокон», – продолжает тему Николай Долженков, показывая рукой на образец планера в натуральную величину (размах крыльев – порядка 16 м, длина фюзеляжа – восемь метров), который был подвешен над крышей отдельно стоящего выставочного павильона группы «Кронштадт» на МАКС-2017. – Стапельные испытания подтверждают заложенные в него характеристики».
По утверждению Долженкова, «уровень новизны» летательного аппарата приближается к 100%. «За пять лет в стране разработаны технологии, которых вообще не существовало до того, как мы приступили к решению этой задачи, – подчеркивает «генеральный конструктор». – Нам пришлось оформлять в общей сложности более 100 технических заданий, из них 50 основных, крупных, на новые разработки. В процессе реализации проекта мы разработали ряд ключевых технологий, которые не могли получить на Западе».
Вместе с тем он отметил, что главное при создании авиационного комплекса – не технические характеристики и конструкторские решения, а формирование работоспособного коллектива профессионалов. По мнению Долженкова, важнейшим достижением «Кронштадта» по данному проекту за последние пять лет является «создание сквозной цепочки от проектирования до выпуска конструкторской документации, опытного производства, летно-испытательного центра, работу над которой ведут профессионалы своего дела».
«Не могу сказать, что нами решены все проблемы. Но сделано главное – создана производственная кооперация, специально заточенная, чтобы производить тяжелые беспилотные комплексы», – резюмирует Долженков. В качестве перспективного направления на будущее называется расширение продуктовой линейки за счет добавления БПЛА «большой размерности и длительной продолжительности полета».
Группа «Кронштадт» является полностью частным предприятием с российским акционерным капиталом. Она имеет более чем десятилетний опыт разработки и эксплуатации беспилотных систем и является одним из ведущих в стране предприятий в области беспилотной техники и технологий. Коллектив «Кронштадта» насчитывает свыше 1300 сотрудников, из которых около тысячи работают в штаб-квартире в Санкт-Петербурге. С октября 2015 года входит в состав АФК «Система» (руководитель – Владимир Евтушенков). Как известно, летом эта структура испытала «технический дефолт» по выплатам отдельных финансовых обязательств. В этой связи ожидаются трудности с инвестированием в дальнейшее развитие беспилотного направления. Наверное, именно по этой причине презентацию «Ориона» на МАКС-2017 решили провести не только для журналистов, но и для высшего политического руководства страны. Будем ожидать его решений.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»