«Вертолет S-97 на самом деле не новый. Ранним прототипом был S-67 Blackhawk, который испытывался на рубеже 1970-80-х годов, но проект оказался неудачным. Мы разговаривали с сыном Игоря Ивановича Сикорского в 1981 году в Париже. Тогда он сказал, что этот проект мы «положили в холодильник». Я уточнил, в какую именно камеру, ведь, как известно, у холодильника две камеры. Он пояснил, что проект заморожен. Сейчас наработки того времени, судя по всему, вновь используются.
Проект достаточно перспективный, особенно в гражданских целях. Вертолет способен развивать скорость до 500 км/ч, дальность очень большая. На предыдущем прототипе они вместо заявленных 500-550 км/ч получили скорость до 410 км/ч. Затем возникли проблемы с вибрацией, потому проект и был заморожен. Сейчас им удалось решить эту проблему», - рассказал Карапетян.
Вертолет потерпел аварию в ходе испытаний на аэродроме Уэст-Палм-Бич (штат Флорида, США). По мнению эксперта, причиной падения машины почти сразу после взлета стал отказ одного из двигателей.
«Во время испытаний все может быть, ведь машина опытная. Судя по обстоятельствам, которые нам известны, похоже на отказ одного из двигателей. Если бы оба отказали, то исход был бы иной. Если экипаж остался жив, то значит, что машина приземлилась с вертикальными скоростями 3-5 м/сек. Высота была небольшая, если пилот не успел выпустить шасси. Такое мое мнение. Версий и причин аварии может быть множество, но основная - неполадки двигателя», - заключил эксперт.
По словам прославленного летчика-испытателя, во время испытательных полетов опытных машин случаются аварии и катастрофы, приведя пример перспективного вертолета компании Lockheed AH-56 Cheyenne.
«Бывает, что не все получается. В США был разработан великолепный вертолет AH-56 Cheyenne, в котором использовались многие решения, используемые сейчас в S-97, только он был одновинтовой, а Raider - соосный. Но скорости они могли развивать одинаковые. В 1960-х годах это был прорыв в области вертолетостроения, проект был свернут после неудачных испытаний. У них был хордовый флаттер (вибрация лопастей несущего винта), машина разрушилась в воздухе, и проект был закрыт. Сейчас Lockheed вертолетами не занимается, хотя они первыми сделали вертолет с жестким несущим винтом. Это тоже был прорыв. Сейчас многие вертолеты, особенно малой размерности, выполняются по этой схеме», - отметил Карапетян.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»