На завершившемся авиасалоне МАКС-2017 был представлен новый российский бронеавтомобиль «Буран». Разработчик нового броневика – одна из компаний Нижнего Новгорода. Как часто у нас бывает, многие представители СМИ сразу же попытались окрестить новую машину «убийцей "Тигра"» или как минимум «охотником» на него. В этой ситуации, безусловно, отрадно то, что новая российская разработка сравнивается с российской же, а не с какой-то зарубежной машиной. То, что отечественные разработчики не стоят на месте и постоянно предлагают различные новые машины, конечно же, не может не радовать.
Бронеавтомобиль «Буран» капотной компоновки представляет собой модульную конструкцию на шасси коммерческого грузового автомобиля «Садко» с колесной формулой 4х4. За силовым отделением установлен защищенный модуль управления с рабочими местами водителя и старшего (командира) машины. В модуле по бортам оборудованы двери с встроенными в них бронированными стеклами. В бронестеклах оборудованы закрывающиеся бойницы для ведения огня изнутри машины из индивидуального оружия. По центру машины установлен четырехдверный защищенный модуль для десанта, рассчитанный на посадку четырех экипированных бойцов, каждый из которых имеет собственную дверь с бронестеклом, с оборудованной в нем бойницей. Располагаются десантники в модуле попарно лицом к дверям.
В кормовой части машины установлен грузовой незащищенный модуль. Грузоподъемность машины составляет 1200 кг, собственно, как и у «Тигра». По заявлениям разработчиков, вместо грузового модуля может быть установлен еще один защищенный модуль, рассчитанный на посадку четырех бойцов с кормовой распашной дверью. В бортах модуля установлены четыре бронированных окна, также оборудованные бойницами для стрельбы из индивидуального оружия. Однако в этом модуле десантники располагаются спиной к бортам модуля. Правда, нигде не сообщается масса этого модуля и не вызовет ли его установка перегруза шасси.
С точки зрения безопасности экипажа и личного состава модульная конструкция более предпочтительна, нежели однообъемный корпус «Тигра»: поражение, например, одного из модулей и выведение в нем личного состава не означает поражение личного состава других модулей. С другой стороны, как показывает опыт боевого использования бронеавтомобилей «Тигр», в частности в Сирийской Арабской Республике, ранение водителя не приводило к остановке (что, по сути, означает уничтожение) машины, так как в однообъемном корпусе раненого водителя мгновенно заменял другой член экипажа.
Бронеавтомобиль «Буран» полной массой 8,8 т оснащен четырехцилиндровым дизелем ЯМЗ-53402 мощностью 99,2 кВт и крутящим моментом 710 Нм при 1300–1600 мин-1 двигателя. Для сравнения: на «Тигре» установлен дизель ЯМЗ-53410 мощностью 158 кВт с крутящим моментом 735 Нм при 1200–1700 мин-1 двигателя. Силовой агрегат «Тигра» обеспечивает машине удельную мощность 27,6 л. с./т против 15,3 л. с./т у «Бурана». Таким образом, тягаться «Бурану» с «Тигром» по динамическим показателям подвижности сложно, да и не стоит. «Тигр» спокойно перекрывает 120 км/ч максимальной скорости по шоссе, выдаваемых в официальных технических характеристиках. По заявлениям вернувшихся из сирийской командировки представителей военной полиции, за пределами военных баз они передвигаются на «Тиграх» на скорости не менее 140 км/ч – часто именно от скорости там зависит жизнь.
Рессорная зависимая подвеска «Бурана» с дорожным просветом в 34 см даже при больших, чем у «Тигра», углах съезда и выезда, не обеспечит высокой опорной проходимости машины, особенно на слабонесущих грунтах. Бронеавтомобили сравниваемой категории имеют основное предназначение – транспортировка личного состава. Как правило, это расстояния от 50 и более километров. Однако в случае с рессорной зависимой подвеской поездка может оказаться весьма жесткой.
Если заглянуть под днище машин, то можно увидеть, что вся проводка, все трубки воздушной, топливной и тормозной систем на «Тигре» спрятаны, а те, что и выходят за пределы рамы и корпуса, находятся в стальной оплетке. На «Буране» все трубки снаружи, поскольку шасси «Садко» не предусматривало такой жесткой эксплуатации, как «Тигр», который на испытаниях сохранял подвижность после подрыва 600 гр тротила.
Кстати, об испытаниях. Производители «Бурана» декларируют баллистическую защиту по 6А классу по ГОСТ Р 50963-96, у «Тигра» этот показатель несколько ниже – 3-й или 5-й класс. Правда, класс защиты «Тигра» подтвержден не только различными сертификатами, но и во многих боевых ситуациях на Северном Кавказе, в Южной Осетии, в Таджикистане, в Дагестане и в Сирии. К слову сказать, на первых баллистических испытаниях «Тигр» получил не одно пробитие в районе некоторых сварных швов, личинок дверных замков, решетки радиатора. Защита этих мест была доработана, испытана. Спустя несколько лет в бою пули террористов прилетели именно в те места, где были получены пробития при первых испытаниях. Но благодаря проведенным доработкам эти пули не смогли причинить какого-либо вреда машине или ее экипажу.
У нас в стране был опыт, когда некоторые военачальники приняли решение купить бронемашины с заявленным 6А классом защиты. На деле же этот класс защиты оказался не более чем декларацией: машина в ряде мест пробивается если не из пневматического, то из обычного пистолета точно. По рассказам все тех же военных полицейских, вернувшихся из Сирии, на этих машинах за пределы наших военных баз они не выезжают: опасно для жизни.
Подводя итог, стоит отметить, что бронеавтомобилю «Буран», для того чтобы стать конкурентом «Тигра», предстоит пройти еще немалый путь сквозь различные испытания на обстрел и на подрыв, марши в условиях песков пустынь и заснеженной тундры, на стойкость к 50-градусным жаре и морозу, 30-тысячный пробег по грунтовке и по булыжнику. Это все непросто. Тогда «Тигр» набил себе не одну «шишку», но выдержал все испытания. Сможет ли «Буран» пройти через все это, узнаем совсем скоро.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»