Из приоткрытых ворот двухсотлетнего деревянного особняка в центре Москвы доносятся звуки стамесок и французская речь. В Доме колежского советника Палибина постройки начала XIX века начал работу кампус волонтеров. Такие лагеря для волонтеров-реставраторов – удачный пример сотрудничества Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) и французского волонтерского объединения REMPART. Под присмотром опытных реставраторов вручную, сантиметр за сантиметром, снимается старая краска.
«Чему мы хотим научиться у французов. У нас одна из лучших реставрационных школ, мы не учимся у них методикам. Мы учимся тому, как у них организовано привлечение людей к этому добровольческому труду. И вы знаете, был даже такой интересный момент, что когда наши ребята приехали на десять дней работать на объекте, а на девятый день они захотели съездить в Париж погулять, то чуть не случился скандал, потому что так не принято», – пояснил председатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Артем Демидов.
По статистике каждый шестой француз работал волонтером-реставратором. В России это движение только начинает набирать популярность, но уже сейчас оно имеет мощный воспитательный эффект.
«Волонтерство – духовное занятие, конечно, это физический труд на объекте, но он больше направлен внутрь человека, на его воспитание. Он поработал две недели, но потом всю жизнь, когда он будет принимать какие-то решения, он будет принимать их в сторону сохранения наследия», – считает замминистра культуры РФ Олег Рыжков.
Работают волонтеры не просто бесплатно, они сами платят за возможность принять участие в проекте и оплачивают свой перелет. От принимающей стороны требуется только проживание и питание, готовят для них также хранители музея.
«То самое, что я готовлю своей семье, предлагаю и французам. Им нравится все, что тут подают. Они с удовольствием едят мои супы, борщи, щи, щавелевый суп им очень понравился», – рассказывает реставратор Нина Зайцева.
Другая группа работает в Донском монастыре. Название ассоциации французского волонтерского объединения REMPART, от которого и прилетели волонтеры, переводится с французского как бастион. Поэтому восстановление монастырских башен для них – занятие символичное. Парижанка Полин Ревьер трудится в области культуры, она работает с архивными документами.
«Во Франции я работаю в библиотеке, восстанавливаю старые книги и манускрипты, а здесь мне захотелось попробовать что-то новое, отвлечься от работы с бумагой и поработать с каменными стенами», – говорит Полин Ревьер.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»