Современный этап сирийской войны характеризуется заметным увеличением доли управляемого оружия в общей совокупности ударов по террористам всех мастей, наносимых ВКС России и ВВС Сирии. Некоторые из образцов вооружений, прошедших апробацию на «арабском фронте», можно было увидеть на Международном аэрокосмическом салоне МАКС-2017 в подмосковном городе Жуковский.
Среди всего спектра противотанковых ракет, применяемых в Сирии, на МАКС-2017 был представлен многоцелевой ракетный комплекс «Корнет-ЭМ». Выполненный в варианте на платформе бронемашины колесной формулы 4х4, он находился у входа в Е-3. А в соседнем павильоне можно было увидеть ракету авиационного комплекса управляемого вооружения «Гермес-А». Ракета – бикалиберная, причем ее стартовая ступень подобна той, что используется в зенитном комплексе «Панцирь-С1», боевая машина которого выставлялась рядом с «Корнетом».
Выставленные рядышком под крышей одного выставочного павильона ракеты комплексов «Гермес-А» и «Панцирь-С1» внешне практически не различаются. Присмотревшись, обнаруживается: при одинаковой длине, калибр маршевой ступени «панциря» несколько меньше. Однако это далеко не единственное отличие. Системы наведения у противотанкового и зенитного вариантов принципиально иные. У первой целеуказание ведется по лазерному лучу, второй – по радиокомандной линии. На траектории разгона и маршевого участка противотанковый снаряд корректирует траекторию полета, используя данные бортовой инерциальной системы (БИНС), а для зениток она не требуется.
«Гермес-А»: информация от разработчика
Акционерное общество «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова» — одна из ведущих проектно-конструкторских организаций оборонного комплекса России, коллективом которой разработано, освоено в серийном производстве и сдано на вооружение Российской армии более 150 образцов вооружения и военной техники. Сегодня АО «КБП» представляет мощный научно-производственный центр, создающий системы высокоточного оружия ближней тактической зоны и современное стрелково-пушечное и гранатометное вооружение.
Стенд предприятия на МАКС-2017 содержал достаточно подробную информацию по «Гермес-А». Комплекс может устанавливаться на учебно-боевые самолеты Як-130 (образцы с номерами 01 и 59 выставлялись на статической площадке, а борта 02 и 134 принимала участие в летной программе) и штурмовики Су-25ТМ (Су-39). Правда, на вооружении ВКС России находятся только «яки», тогда как «сушки» указанных моделей были построены штучно, выдержали испытания, но серийно не выпускались. Кроме того, возможна установка «Гермеса-А» на модернизированный вертолет Ми-35 (правда, на используемой КБП в качестве иллюстрации фотографии легко опознается доработанный Ми-24П). А основным носителем «Гермес-А» должен выступить Ка-52, причем на внешней подвеске этот вертолет может нести до 16 УР.
Чтобы винтокрылая машина могла поражать цели ракетами комплекса, на ее борту устанавливаются оптико-электронная система вместе с сопряженными с ней вычислителями и автоматикой. Кабина экипажа оснащается манипулятором (типа «джойстик»), видео-смотровым устройством (монитор с цветной жидкокристаллической матрицей) и пультом управления (устройство с кнопками и собственным ЖК экраном). Аппаратура управления комплексом обеспечивает обнаружение и распознавание целей в дневных и ночных условиях, автоматическое сопровождение, лазерный подсвет целей и наведение ракет.
Согласно утверждениям КБП, установка комплекса даст «обеспечение новых боевых качеств военно-транспортных и боевых вертолетов за счет увеличения дальности стрельбы и сверхзвуковой скорости управляемой ракеты». Следующий аргумент – будет достигнута «высокая боевая производительность за счет залповой стрельбы и автоматизации работы комплекса».
Ракета «бикалиберная»: стартовая ступень имеет диаметр 170мм, маршевая 130мм. Длина герметичного транспортно-пускового контейнера, в котором ракета находится без обслуживания в течение всего срока эксплуатации – 3500мм. Общий вес - 110кг или превосходит соответствующий показатель для широко распространенной ПТУР «Атака» более чем вдвое. Масса боевой части – 30 кг, тип – «осколочно-фугасная», причем взрывчатого вещества – 12…13 кг.
«Ракета несет универсальную осколочно-фугасную боевую часть большой силы», - утверждает разработчик. Пикирующие траектории на конечном участке для поражения в верхнюю, наименее защищенную проекцию цели типа «танк» или «укрепленный пункт».
Важной особенностью ракеты является повышенная до 15 км максимальная дальность стрельбы, что серьезно выделяет ее в лучшую сторону от широко используемой в Сирии «Атаки» (6 км) и «Вихря» (8 км). И это - при сохранении высокой сверхзвуковой скорости полета (разгон до 1000 м/с). С новым оружием армейская авиация может рассчитывать на сокращение собственных потерь в условиях противодействия ПВО высокотехнологичного противника.
Польза от новой ракеты
Повышенная дальность стрельбы новой ракетой разработки КБП соответствует возможностям современных радиолокаторов, что устанавливаются на вертолеты, представленные на МАКС-2017. В частности, Ка-52 (в носовой части - «Арбалет») и Ми-28НЭ (над втулкой стоит антенна БРЛС Н025). Считается, что подобные сенсоры способны обнаружить движущуюся цель типа «танк» на дистанции порядка 20-25 км.
Экипаж вертолета с комплексом «Гермес-А» и БРЛС может выполнять пуски ракет на большом удалении от цели с тем, чтобы противник не смог заблаговременно обнаружить ведущуюся по нему атаку. Это обещает внезапность огневого воздействия и ее высокую эффективность. Собственно, для достижения этого разработчики и пошли на использование крайне редкой для ПТУР двухступенчатой схемы и установили на нее инерциальную систему вместе с самонаведением.
Когда дистанция до объекта атаки сокращается до пары-тройки километров, ракета сбрасывает головной обтекатель, служащий для улучшения аэродинамики и предохраняющий от повреждений аппаратуру самонаведения на стартовом и маршевом участках полета. Включается головка самонаведения, которая сканирует пространство для нахождения «светового пятна».
Чтобы ракета поразила танк или иной объект противника, требуется «подсветить» его лазерным лучом от внешней системы целеуказания. Как это осуществить – вопрос тактики: подсвет может вести как вертолет, который произвел пуск, так и другой летательный аппарат. Кроме того, можно задействовать наземного оператора с соответствующей аппаратурой, и иные варианты.
Вышеописанная схема реализована на ракете комплекса «Гермес-А», представленной на МАКС-2017. В перспективе, ее можно доработать для применения глобальной навигационной системы. Хотя использование спутниковых сигналов не позволяет (во всяком случае, пока) поражать подвижные цели, точность определения координат с помощью GPS/Глонасс (при использовании L3, L5 и технологии «аугментации») более чем достаточна для наведения управляемых боеприпасов на любые стационарные объекты.
Другим перспективным направлением считается разработка радиолокационной станции с внедрением новейших технологий для повышения детализации радиолокационного изображения местности. Работы в данном направлении ведутся в нескольких странах мира. Кроме точности, нужна еще и надежная технология распознавания цели. Это представляет серьезную научно-техническую проблему.
Говоря о «Гермес-А» необходимо особо отметить приличную массу взрывчатого вещества, составляющую порядка 12-13 кг, что вдвое превосходит таковую для корректируемого по лазерному лучу шестидюймового артиллерийского снаряда калибра 152-155мм, например, американского Copperhead и отечественного «Краснополь».
Сирийский полигон
При первом изгнании «игиловцев» (ИГИЛ - террористическая организация запрещена на территории РФ) из Пальмиры их отступающую бронетехнику выбивали ракетами «Атака» экипажи вертолетов Ми-28. Во время второй операции по освобождению древнего города, в открытом доступе появилась видеосъемка нанесения ударов по противнику ракетами повышенной дальности. Речь идет об использовании УР «Вихрь» экипажами вертолетов Ка-52.
Сирийская Арабская Армия и союзные формирования продолжают наступление в Сирийской Пустыне, условия которой вполне подходят для апробирования в режиме реального боя противотанковых ракет, разработанных за время после принятия на вооружений «Атаки» и «Вихря». Специалисты нисколько не удивятся, если в недалеком будущем новостные ленты принесут соответствующую информацию с «антитеррористического» фронта.
Попутно заметим, что для специалистов представляет большой интерес сравнительные испытания в боевых условиях различных типов и модификаций противотанковых ракет, отличающихся системами наведения. Семейство «Штурм»/«Атака» использует радиокомандное, «Вихрь» - по лазерному лучу с фотоприемниками в хвостовой части снаряда, TOW – по проводам, а еще есть модели с волоконно-оптической линией (в полете разматывается катушка проводов) и активным самонаведением, например, израильский Spike и американский Javeline. У каждой есть свои преимущества и недостатки, нужно выявить приемлемый вариант, отталкиваясь от накопленного боевого опыта.
Принцип разумной достаточности предполагает: армию надо насыщать оружием, которые было бы эффективным средством уничтожения противника на поле боя, но при этом его закупки не ложись бы тяжелым бременем на плечи налогоплательщиков. Как известно, террористами и мятежниками в Сирии и Ираке в основном применяются старые советские танки Т-55 и Т-62 возраста 40-60 лет, и, гораздо реже, Т-72 возраста 20-30 лет. Расстреливать их суперсовременными самонаводящимися ракетами с «инерциалками», «оптоэлектроникой» и прочими «наворотами» - накладно. Да и за исключением особых, критических моментов боя - ненужно. Испытать новейшие системы - «да», а бездумно «переводить деньги» - «нет».
Вместе с тем, представляется правильным в некоей перспективе перевооружить армию более современным оружием, по возможности сократив число противотанковых комплексов за счет более широкой унификации. Поэтому унифицированный многоцелевой управляемый снаряд будущего должен быть разработан с учетом опыта боевых действий в Сирии и проведенного там апробирования перспективных комплексов.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»