МЕДИАГРУППА «ЗВЕЗДА» toggle
logo Эфир Программы Фильмы

Неуправляемые убийцы террористов: на что способна С-8ОПФ

Уже четвертый день в подмосковном Жуковском проходит Международный аэрокосмический салон МАКС-2017. Все новостные ленты просто забиты кадрами с этого масштабного авиационного праздника.
Дмитрий Дрозденко 2017-07-22 10:59:00

 

 

Средство ведения боя

 

Уже четвертый день в подмосковном Жуковском проходит Международный аэрокосмический салон, МАКС-2017. Все новостные ленты просто забиты кадрами с этого масштабного авиационного праздника. Каждый день небо аэродрома Раменское раскалывается от грохота реактивных двигателей, каждый день люди поднимают головы вверх, каждый день в павильонах показывают суперсовременные и высокотехнологичные новинки. Это МАКС.

 

Мой рассказ будет о новой авиационной ракете. И хотя она не обладает искусственным интеллектом и не летает на гиперзвуке, она очень нужна нашей фронтовой и армейской авиации.

 

НАР

 

Неуправляемая авиационная ракета С-8ОПФ. Ее на МАКСе, представило НПО СПЛАВ, которое является разработчиком неуправляемых ракет и головным заказчиком комплексов «Ураган», «Смерч», ТОС-1А «Солнцепек» и многих других.

 

 

Современные неуправляемые ракеты это грозное и эффективное оружие. Уверен, вы много раз видели кадры из Сирии, где пара наших вертолетов наносит удары неуправляемыми ракетами по позициям террористов.

 

Тонкие черточки дыма, вылетевшие из блоков боевой машины и море огня накрывающее позиции террористов. Это залп НАР С-8. Два вертолета, четыре блока Б8-В20, в каждом по двадцать ракет калибра 80 мм. Суммарный залп 160 ракет, радиус поражения каждой 50 метров.

 

Немного истории

 

Неуправляемая авиационная ракета применяется со времен второй мировой войны.

 

Первое в мире применение НАР было осуществлено ВВС  Советского Союза в 1939 году в конфликте на Халхин-Голе. Во время войны НАРы применяли ВВС США и фашисткой Германии. Первые ракеты того времени можно смело отнести к классам воздух-поверхность и воздух-воздух. Ничего удивительного — тогда пилоты, в плотном воздушном бою, умудрялись этими ракетами поражать самолеты противника. У нас ракеты входили в состав штатного вооружения знаменитого штурмовика Ил-2 и своим воем наводили ужас на фашистские колонны.

 

 

Неуправляемые ракеты хорошо себя показали во всех военных конфликтах XX века. Особый толчок к их развитию дал Афганистан. Тогда появилось большое количество новых боевых частей (БЧ). НАР смогли не только пробивать броню до 300 мм и накрывать осколками противника, но и ставить радиолокационные помехи и освещать местность. НАР даже оснащались мощными объемно-детонирующими БЧ.

 

Как это работает

 

Неуправляемая авиационная ракета летит по «смешанной» траектории. В момент выхода из блока и пока работает двигатель, НАР летит как ракета. Раскрывающиеся перьевые стабилизаторы раскручивают ее для обеспечения устойчивости полета. Этот этап полета неуправляемой ракеты — прямолинейный. На этом участке полета взрыватель ракеты переводится в боевое положение. Как только твердотопливный двигатель заканчивает свою работу, НАР приобретает свойства обычного снаряда и продолжает полет по баллистической траектории, т.е. так же как брошенный горизонтально камень.

 

Как вы понимаете, дальность полета ракеты зависит от того «насколько сильно брошен камень» или от начальной скорости полета, которая складывается из скорости самой ракеты и скорости самолета или вертолета, с которого она запущена. 

 

 

Существует несколько способов применения НАР: с пикирования и с кабрирования. Наиболее эффективным и точным является пуск ракет с пикирования. Вертолет подходит к цели на предельно малой высоте. Перед атакой летчик делает горку, в верхней точке осуществляет прицеливание. Как правило, на него уходит не более 2-3 секунд, и с легкого пикирования производит пуск неуправляемых ракет. После этого вертолет осуществляет резкий отворот с одновременным снижением уходя от цели. Применение НАР с самолета производится аналогично, правда самолет летит быстрее и выше, поэтому дальность пуска у самолета больше.

 

Пуск НАР с кабрирования используется гораздо реже и нужен для того чтобы «перекинуть» ракеты через препятствие, например через холм. При этом траектория ракеты становиться более крутой и позволяет поражать противника сверху. Недостатком этого способа является большое рассеивание ракетного залпа, что уменьшает эффективность поражения цели.

 

Но в любом из этих случаев одновременный залп, например двух вертолетов Ми-24, в котором будет 160 штук 80 мм НАР, превратит площадь размером с футбольный стадион в море огня и не оставит шансов противнику.

 

Найдите отличия

 

Чем же отличается новая ракета от тех, которые уже много лет вылетают огненным шквалом из блоков вертолетов и самолетов? Прежде всего изменился твердотопливный двигатель ракеты. Более совершенное топливо и конструкция позволили сделать его меньше и легче, а тягу больше. За счет освободившегося внутреннего объема и уменьшения общей массы ракеты удалось увеличить мощность БЧ ракеты. Масса взрывчатого вещества существенно выросла и достигла 2,9 кг. Кроме этого на корпусе БЧ были сделаны специальные насечки, которые позволили при взрыве сформировать правильное осколочное поле и повысить эффективность поражения цели. Осколок имеет заданную массу 3-6 грамм.

 

Применение ракеты практически полностью идентично старым ракета С-8. Для пуска с вертолета подходит штатный блок Б8-В20, который вмещает в себя двадцать ракет калибра 80 мм. Единственное, что, по словам представителя НПО СПЛАВ Виталия Васильева, потребует модификации, это авиационный прицел. В него нужно внести новые данные по баллистике ракеты.

 

 

Это связано с тем, что ракета получила высокоэнергетичный двигатель, и соответственно изменилась траектория ее полета. Ракета летит дальше и быстрее. Ее заявленная дальность полета — 6000 метров. К сравнению у С-8 с кумулятивно-осколочной БЧ максимальная дальность достигала 4000 метров, эффективная примерно 2000 метров. Согласитесь, пара километров дистанции в современном бою совсем никому не помешает. Сразу скажу — дальность нашей ракеты, по сравнению с американским аналогом Hydra-70, меньше, но размер и мощность БЧ существенно больше.

 

Давайте сравним

 

Попробуем сопоставить технические данные ракет: дальность эффективного пуска в оптимальных условиях, массу боевой части и взрывчатого вещества. Понятно, что это сравнение примерно и весьма условно, но…

 

 Марка НАР

Дальность, м

Масса БЧ / ВВ, кг

С-8

4000

3,6 / 1,0

С-8ОФП

6000

9,5 / 2,9

Hydra-70 М151 (2014)

8000

3,9 / 1,0

 

 

Мы видим, что до сегодняшнего момента американский НАР долгое время превосходил наш по эффективности. Причина тому достаточно простая — конструкторы Lockheed Martin Ordnance Systems непрерывно продолжали совершенствование своей ракетной системы. Разрабатывались новые двигатели, системы стабилизации полета и боевые части. Мы же продолжали использовать старые советские технологии, наши политики и их друзья занимались перестройкой, гласностью,  развалом страны и дележом того что оставалось, а нашей промышленности было рекомендовано вместо ракет производить кастрюли…

 

Назад в будущее

 

Сейчас совсем другое время и мы возвращаем потерянные позиции. Предприятия обновляются, конструктора создают новые, высокотехнологичные изделия. Один из результатов этого — новое изделие НПО СПЛАВ, которое имеет не только увеличенную дальность, но и существенно более мощную БЧ.

 

По максимальной дальности стрельбы мы до сих пор отстаем от американцев, хотя давайте подумаем, насколько это критично. Дальность стрельбы конечно важный показатель, и позволяет вести огонь вне зоны поражения средств ПВО противника, но ведь ракета то неуправляемая!

 

 

Как уже было сказано после того как отработал реактивный двигатель ракета продолжает свой полет по баллистической траектории. На нее начинают оказывать существенное влияние различные параметры окружающей среды, например боковой ветер Траектория ракеты начинает отклоняться от заданной, площадь рассеивания боеприпасов увеличивается а плотность огневого поражения уменьшается. Цель поразить становиться сложнее. Поэтому эффективная дальность пуска с вертолета составляет примерно 1,5-2 км.

 

Чтобы этого избежать ведущими зарубежными компаниями велось множество работ. Их целью было сделать неуправляемую ракету высокоточным боеприпасом. Этим занимались специалисты Lockheed Martin, Raytheon, Thales, BAE System и многие другие. Не претендую на истину в последней инстанции, но мне кажется, что эта затея изначально не имеет смысла. Ведь одним из основных преимуществ НАР является их низкая стоимость и как следствие массовость применения. Превращение НАР, особенно небольших калибров, в высокоточный боеприпас существенно увеличит его стоимость и сведет на нет весь смысл авиационных неуправляемых ракет. А вот увеличение мощности боевой части явно повысит эффективность боевого применения. Плотность огневого поражения существенно вырастет, а шансы на спасение у противника наоборот уменьшаться.

 

Хорошего вам МАКСа

 

Новая ракета находится еще в начале своего пути. Она сертифицирована для применения с вертолетов семейства Ми-8. На очереди другие российские вертолеты и самолеты. Не забываем и про зарубежный рынок. Нашей авиационной техники made in USSR & Russia там много, но это все в будущем. А в настоящем пройдитесь по павильонам авиасалона, посмотрите на новинки. Некоторые из них может и не так заметны и известны как ПАК ФА или Ка-52, но не менее важны и интересны. Посмотрите на новые разработки в сфере средств навигации, на новую летную амуницию, полетайте на тренажерах, а потом, заслышав грохот в небе, поднимите голову и насладитесь превосходной летной программой.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ И АНАЛИТИКА
Новости Армия ОПК Вопросы истории Общество Спорт Наука и техника Экономика и бизнес Телеканал Прямой эфир Программы Программа передач Фильмы онлайн О телеканале ЛИЦА Лица телеканала Помним наших коллег О КОМПАНИИ Медиахолдинг «Звезда» Вакансии Партнерам Всероссийский вокальный конкурс «Звезда» Приложение для смартфона Смарт ТВ приложение «Звезда» Киностудия «Звезда» Правовая информация Лицензии Социальная реклама Контакты Телеканал «Звезда Плюс» О приеме телеканала «ЗВЕЗДА»
Показать контакты

© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Главное
Новости
Видео
Поиск и меню