Второй день салона практически полностью был посвящен переговорам с иностранными заказчиками на поставку новейшей российской авиатехники.
Главная премьера салона
Главной премьерой МАКС-2017 стал МиГ-35, и даже не его публичный показ, а его публичный полет. Ранее сообщалось, что МиГ-35 будет представлен только в статике, однако летчик-испытатель, Герой России Михаил Беляев поднял машину в воздух именно на МАКСе, а не на форуме Армия-2017, как планировалось изначально.
К слову, к легкому истребителю был бы не меньший интерес, даже если бы он просто стоял и не летал. А уж после полета ажиотаж был колоссальный. Каждый посетитель считал своим долгом сфотографироваться на фоне нового самолета, а каждый журналист иностранной прессы считал своим долгом взять интервью у Беляева о пилотировании МиГ-35.
Летчик согласился на одно интервью, которое превратилось практически в пресс-конференцию – на встречу с пилотом новейшего истребителя пришло около 20 иностранных журналистов. Можно представить, какой фурор произвел МиГ-35 на авиасалоне. Экспортный потенциал у этого самолета как у преемника МиГ-29, очень высокий.
В корпорации «МиГ» считают, что заказчиками крупных партий самолетов также могут стать такие страны, как Бангладеш, которая традиционно использует российскую технику, а также Индия, Казахстан и страны Южной, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.
Первый шаг в этом направлении сделал Казахстан. Как рассказал сайту телеканала «Звезда» гендиректор РСК «МиГ» Илья Тарасенко, во второй день работы выставки представители этой страны подписали соглашение о создании сервисного центра и производства узлов МиГ-35.
Возможно казахи пошли по другому пути. Если ранее иностранные заказчики сначала покупали самолеты, а потом строили у себя сервисные центры и локализовывали производство, то теперь решено построить сначала обслуживающий комплекс. Это в принципе вписывается и в политику российской авиастроительной отрасли. Постпродажному обслуживанию и сервисным центрам теперь уделяется особое внимание.
Тарасенко также сообщил, что Россия и Казахстан будут вместе продвигать новый истребитель МиГ-35 на территории Казахстана. В свою очередь председатель правления «Казахстан инжиниринг» Вадим Шакшакбаев, подписавший соглашение, сообщил, что в течение полутора-двух месяцев будет создана дорожная карта о развертывании сервисного центра.
Контракты и контакты
На зарубежных контрактах стоит остановиться отдельно. Второй день работы салона был практически полностью деловым. Подписание многих соглашений перенесли на среду, потому что в первый день работы салона они затерялись бы в потоке новостей о приезде президента России Владимира Путина на МАКС. Во второй день практически каждые 10-15 минут диктор на весь салон объявлял о подписании твердых контрактов, соглашений о сотрудничестве и меморандумов о намерениях.
На стенде «Ростеха» переговорная комната не пустовала ни минуты, у Концерна «Радиоэлектронные технологии» под деловые встречи был выделен целый зал, а советник первого заместителя директора КРЭТ Владимир Михеев проводил для группы иностранных заказчиков экскурсию о бортовых средствах защиты и средствах радиоэлектронной борьбы. У стендов то и дело мелькали пестрые аксельбанты военных из Малайзии, а также латиноамериканских и африканских стран. Группа представителей из стран Ближнего Востока активно интересовалась тактической противокорабельной ракетой Х-35УЭ, а также корректируемой авиационной бомбой с лазерной головкой самонаведения и осколочно-фугасной боевой частью – КАБ-250ЛГ-Э.
Самолет, вызывающий дождь
Однако стоит отметить, что выставка все же не только военная. Корпорация «Ростех» в рамках салона представила свой первый самолет Т500. Принято считать, что строительство самолетов – это вотчина Объединенной авиастроительной корпорации, однако в целях диверсификации производства, в связи с намеченным снижением гособоронзаказа и увеличением доли гражданской продукции «Ростех» собрал свой самолет.
Этот специализированный самолет предназначен для авиахимработ. Т-500 может использоваться для обработки лесов от вредителей, например, короеда, обследования промышленных объектов, ликвидации разливов нефтепродуктов, воздействия на гидрометеорологические явления. Другими словами, он может вызывать дождь во время засухи и наоборот разгонять дождевые тучи, если это необходимо.
Как рассказал сайту телеканала «Звезда» индустриальный директор кластера «Вооружение» госкорпорации «Ростех» Сергей Абрамов, самолет собран полностью из российских комплектующих, кроме двигателя. Но и производство двигателя, по его словам, будет локализовано в России.
Самолет может взять на борт до тонны полезной нагрузки, а значит точно будет востребован в сельском хозяйстве. Это подтвердил Абрамов, сообщив, что высокий спрос на данный тип воздушного судна в России и за рубежом подтвердило маркетинговое исследование.
По его прогнозам, ежегодно будет строиться до 60 воздушных судов.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»