Отец всея ВПК
Задолго до того, как в заголовки газет и сюжеты телеканалов стал попадать бывший вице-президент США Дик Чейни и другие «воротилы» военно-промышленного бизнеса США, механизмы влияния бизнеса на политические круги США и высшее руководство страны начал отрабатывать бескомпромиссный и в настоящее время практически всеми забытый нью-йоркский финансист Бернард Маннес Барух.
По признаниям историков, Барух одним из первых понял, что сколотить настоящее состояние можно не в спокойное время на брокерских операциях, а действуя во время масштабных кризисов. Череда потрясений, финансовых катастроф внутри США не разорили американского финансиста. Наоборот, к началу активной работы с политическими фигурами состояние Баруха оценивалось в один миллион долларов, что примерно равно ста миллионам долларов сегодняшними деньгами.
Одним из самых крупных политических проектов Баруха стало финансирование предвыборной программы будущего президента США Вудро Вильсона. За щедрый взнос в 50 тысяч долларов для демократической партии избранный президент отблагодарил финансиста и назначил его в Комитет Национальной обороны. Позднее, уже после начала Первой мировой войны, Барух был назначен на должность руководителя военно-промышленного комитета страны. Именно Барух сыграл ключевую роль в переформатировании американской экономики и промышленности в интересах армии, сосредоточив в своих руках контроль практически над всеми предприятиями ВПК Соединенных Штатов.
Позднее, будучи назначенным на пост советника президента США, Бернард Барух активно «направлял» Вудро Вильсона на путь делегирования полномочий по печати денег. Так, во многом благодаря Баруху и президенту Вильсону, активно принимавшему финансовую помощь со стороны крупных бизнесменов, появилась Федеральная резервная система США - частная организация, печатающая деньги для Соединенных Штатов Америки.
Разница между красными и синими
Принято считать, что демократы и республиканцы серьезно расходятся во взглядах и подходах к проведению внешней политики. Вопросы внутренние обсуждаются на удивление просто, однако именно внешняя политика делит американскую политику на два лагеря. Однако представители военно-промышленных компаний, производящих вооружение, технику и снаряжение для американской армии и флота, привыкли работать и с теми, и с другими.
Крупнейшие политические изменения и тотальное проникновение частных компаний в политические круги США началось в 2003-м году. Для сравнения стоит привести некоторые цифры : во время войны в Заливе в 1991 году робкие эксперименты США с работой «частных военных советников» завершились контрактами почти на 10 тысяч таких специалистов. Все уроки из такой работы были извлечены правильно, и к началу «нулевых» проведенные Минобороны США с подачи приближенного к большому бизнесу вице-президента Дика Чейни исследования привели к тому, что Пентагон «переписал» стратегию привлечения частных подрядчиков и корпораций к войнам в интересах США. Все это привело к тому, что в 2003 году в Ираке на стороне США «работало» почти тридцать тысяч таких специалистов.
Примечательно, что сам Дик Чейни позднее покинул пост вице-президента США и «присел» в уютное кресло главы совета директоров крупной компании «Халлибёртон», заработавшей на войне в Ираке целое состояние. Принципиальную разницу между «партией войны» - демократами и республиканцами в этом отношении проследить трудно. История показывает, что интересы американского ВПК стоят выше политики, и де-факто не политики и высшие должностные лица страны определяют вектор развития военной промышленности, а сама промышленность и главы корпораций во многом определяют внешнеполитический курс США.
Делать счастливым местный ВПК
Согласно данным из Информационной системы федеральных закупок США, в 2006 финансовом году Минобороны США перевело «частникам» $420 млрд. Способности и административный ресурс политиков в этом случае были мобилизованы для достижения одной единственной цели - делать счастливым военно-промышленный комплекс. Финансовые «воротилы» вроде руководителей или владельцев крупных финансовых компаний, по мнению экспертов, вовлечены в историю с американским ВПК в значительно меньшей степени, чем непосредственные топ-менеджеры и владельцы промышленных компаний. Проводить независимую политику для каждого руководителя США в таких условиях становится все сложнее. Все президенты США, включая Буша-старшего, Била Клинтона, Буша-младшего, Обаму принимали примерно одни и те же решения, с той лишь разницей, что последствия мировое сообщество наблюдало в абсолютно разных географических точках.
«Сегодня в США даже демократы, которые вроде как являются либералами и носителями "мягкой силы" проводят довольно агрессивную политику. Заметим, что именно при Обаме уничтожили Ливию Каддафи, произошла "арабская весна", украинский кризис и нескончаемая сирийская война. Теперь же пришел Трамп, который является представителем ястребов-республиканцев, но его вражда направлена в большей степени против Ирана и Китая, а не в сторону России. Но и эти страны являются отчасти союзниками России, поэтому в Кремле не должны уповать на то, что Трамп будет добрым по отношению к России и ее политике. Трамп с некоторыми корректировками будет проводить ту же политику, что и Обама, так как любой президент США является заложником финансовой и военно-политической элиты», - пояснил в интервью телеканалу «Звезда» политолог Ниджат Гаджиев.
Влияние ВПК США на администрацию на фоне «агрессивной России» и других потенциальных угроз для страны продолжает возрастать. Прямым доказательством этому выводу является увеличение расходов на оборону до $700 млрд в год. Колоссальная цифра, с одной стороны, прямо коррелирует с планами президента Трампа по переоснащению Вооруженных сил, однако конфликт между президентом и представителями ключевых ВПК неизбежен.
«Что касается Трампа, то его политика была сформулирована еще в 2015 году. И я бы назвал ее так - перевооружить армию, попутно сделав счастливым ВПК при этом, и не воевать», - рассказал в интервью телеканалу «Звезда» политолог Дмитрий Дробницкий.
Удастся ли Трампу реализовать задуманное, усидев сразу на двух стульях - перевооружить армию и при этом не начать локальной войны - покажет время. Однако проводить самостоятельную внешнюю политику, наплевав на интересы ВПК, ни один американский президент еще не сумел.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»