Посещаемость деловых посетителей и публики (в общей сложности свыше 350 тысяч человек) сохранилась на уровне прошлого года. Работу салона со всего мира освещали более четырех тысяч журналистов. По причине необычно теплой погоды (в четверг, например, температура достигала 34 градусов) посетители предпочитали скрываться в павильонах и шале с кондиционерами, что способствовало к повышению интереса к экспонатам на крытых площадках. А вот сто тридцать летательных аппаратов на открытой площадке почувствовали некую «обделенность» вниманием публики. Необычно высокая температура окружающего воздуха возымела и некую положительную сторону. Сняв пиджаки, деловая часть посетителей, невольно оказалась в атмосфере непринужденности.
Российское участие
В связи с заметным похолоданием в отношениях Восток-Запад, присутствие России на европейских площадках стало номинальным, и было ограничено несколькими выставочными стендами. Наша промышленность не представила ни одного натурного летательного аппарата. Правда, на статической площадке присутствовал Sukhoi Superjet 100 в раскраске мексиканской авиакомпании, поставки которой осуществляются через партнера «Гражданских Самолетов Сухого», зарегистрированной фирмы в Италии.
Отсутствие отечественных самолетов и вертолетов также можно объяснить имевшими место на прошлых салонах попытками отдельных структур наложить арест на имущество РФ по решениям европейских судов в рамках политизированных дел. И на этот раз наше участие в салоне не обошлось без скандала. В Париже на автомобиль главы делегации «Рособоронэкспорта» Сергея Корнева напали грабители, похитившие сумку с документами его водителя. По данному поводу МИД РФ выразил протест: соответствующая нота была направлена французским властям из нашего посольства.
Справедливости ради следует отметить, что были времена, когда Россия была достойно представлена на парижской площадке, а в 2011 году салон даже посетил президент страны Владимир Путин. Несмотря на заметное ухудшение отношений с Западом, полностью отказаться от участия в Paris Air Show отечественная промышленность и государственные структуры не решились. По сути дела, выставка была использована в качестве площадки для проведения встреч с делегациями третьих стран.
С посланцами Аргентины россияне говорили об участии в МАКС-2017 и о приобретении самолетов-амфибий Бе-200, с ОАЭ – по Су-35С и проекту истребителя следующего поколения. Переговоры с канадской фирмой Pratt&Whitney Canada увенчались подписанием меморандума об использовании двигателей PW127H на самолетах Ил-114-300, подготовка к выпуску которых ведется в Луховицах. Вариант с PW127H, скорее всего, будет предложен Индии и Ирану, которым ранее Россия предложила наладить лицензионный выпуск Ил-114.
Экспозиция Объединенной авиастроительной корпорации привлекла внимание журналистов масштабной моделью пассажирского самолета M-60 с несущим фюзеляжем (видимо, предполагается изготавливать его из композиционных материалов). Специалисты обратили внимание на расположение двигателей сверху задней части фюзеляжа (что снижает шум в кабине и на местности, но создает проблемы с центром тяжести) и крылом большого удлинения без выраженной стреловидности. Стендисты пояснили, что речь идет об исследовании применимости данной схемы к региональному самолету вместимостью 50 кресел.
Наши партнеры. И соперники
Сегодня на рынке вооружений и военной техники Франция одновременно выступает и партнером России (например, в части комплектации экспортных вариантов истребителей Су-30МКИ/МКА, вертолетов Ка-226Т) и ее соперником. В частности, французский истребитель Rafale F4 представляет серьезную конкуренцию для МиГ-35, находящегося в том же классе и обладающего близкими тактико-техническими характеристиками. «Француз» обошел наш самолет в Индии, а Египет решил приобрести и тот, и другой. В этом смысле вывод на рынок новой модификации F4 заставляет и московских конструкторов задуматься над улучшением собственной продукции.
Особый интерес посетителей салона вызвала первая публичная демонстрация в Европе новейшего американского истребителя F-35A. Общий пакет заказов всех модификаций этого самолета составляет почти 2,5 тысячи единиц. Пока что он находится на вооружении только США и Израиля, а другие страны-участницы проекта обходятся единичными образцами, задействованными на летных испытаниях. Продемонстрированная в Ле-Бурже маневренность самолета была на уровне, кое в чем уступая только французскому Rafale. Но, не следует забывать, что ни российских, ни китайских истребителей на салоне не было. А это, несомненно, сказалось на зрелищности летной программы.
Прочие новинки
На статической площадке впервые выставлялся самолет австрийской фирмы Diamond Aircraft с 180-сильными дизельными двигателями. Кроме того, фирма впервые представила Diamond Ground Station, который описывается как «высокоинтеллектуальный центр в палатке». Его можно быстро развернуть в отдаленной точке и получать все данные от самолетов в режиме реального времени. Среди прочих новинок был и австрийский самолет под названием Dart с украинским мотором АИ-450С разработки «Ивченко-Прогресс» и «Мотор-Сич». Отметим, что ранее Ростех планировал большую программу с Diamond Aircraft по региональным самолетам вместимостью 9-11 пассажиров, но она была свернута по причине санкций ЕС в отношении России.
Турецкая промышленность представила вертолет T625 Ozgun. Он предназначается для замены американского UH-1H в турецкой армии. Первый полет намечен на следующий год. Кроме того, турки представили легкий учебно-боевой самолет Hurkus, который выполнил первый полет еще четыре года назад. Двухместная машина с одним турбовинтовым двигателем выставлялась в новом варианте с вооружением. Словом, Турция предпринимает конкретные шаги по уменьшению доли иностранной техники в своем парке путем создания собственных образцов и запуска их в производство на местных площадках.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»