Нынешние новоявленные члены «единой семьи европейских народов» в последние годы старательно переписывают свою историю, напрочь отказываясь от всего, что связывает их с восточной соседкой - Россией. А между тем, наше родство измеряется не только годами, проведенными под крышей единого Советского Союза. Корни эти уходят в куда более далекое прошлое, во времена древних княжеств и великих государств.
Мифы, искажающие реальный исторический процесс, не имеют ничего общего с достоверными фактами. Не миновала этой участи и история Православной Литовской Руси. В той же Литве исторические иллюстрации сегодня рисуются либо картинками язычества, либо в католических «пейзажах». Но так ли все здесь монохромно?
Выбор народа
В Великом княжестве Литовском, существовавшем со времен Древнерусского государства на территории современной Белоруссии, значительной части Литвы, Украины, Польши, Эстонии, юго-запада России и части Молдавии, именно православие оказалось наиболее древним христианским течением. Более-менее активное распространение католичества началось здесь куда позже, чем закрепилось православное течение, а власть Папы Римского была и вовсе признана (и то - частично) только после Брестской унии 1596 года.
Но это было много позже. А на заре той далекой эпохи ключевым событием в истории и Древнерусского государства, и православной церкви стало монголо-татарское нашествие. Разорение Ордой Киева привело к окончательному падению его авторитета, как центра русских земель. Литва оказалась, по сути, единственной из территорий Киевской митрополии, сохранившей независимость от монголов. Вообще историки отмечают, что еще в Х-ХI веках между Литвой и русскими землями существовали многообразные, тесные связи. На границах были устроены русские города (Гродно, Новгородок, Ерсик), наблюдалось энергичное культурное влияние русских земель - Новгородской, Псковской, Полоцкой, Туровской, Владимирской. Кстати, имеются сведения, что само упоминание о Литве в мировой исторической летописи впервые произошло именно в связи с Русью. Связано это было с печальным событием, когда епископ Бруно, отправившийся в 1009 году проповедовать христианство литовцам-язычникам, «был убит язычниками на границе Руси и Литвы».
Сегодня некоторые «историки на окладе» из новых европейских государств, бывших когда-то советскими республиками, стремятся переписать историю, утвердить лидерство именно своих наций, своих народов. Что ж , стремление в чем-то понятное. Однако, летописи неопровержимо свидетельствуют, что именно благодаря православию и через православие та же Литва приобщилась к плодам христианской цивилизации.
Католичество, которое нынче преподносится как благо, продвигалось когда-то на острие мечей рыцарей-крестоносцев, причем, встречало отчаянное сопротивление местных язычников. В свою очередь христианство, что шло с Востока (а известно, что Киевская Русь крестилась в 988 году, после чего началось распространение христианства в пределах страны) было представлено мирным, дружественным обликом, богатой православной культурой, доброжелательной проповедью. Проникновению и распространению православия способствовали и налаженные торговые, бытовые, родственные связи с восточными землями, контакты как между простыми людьми, так и между знатью.
Бумеранг истории
По свидетельству известных историков прошлого Григория Киприяновича и Михаила Кояловича, ссылающихся, в частности, на летописи епископа Петра Камеранского, православная христианская вера была занесена в Литву уже в XI столетии. Тот же профессора Коялович отмечал, что «задолго до татарского нашествия литвины сближались с белорусами и проходили в восточную Россию через их страну как свои люди». Что же касается произошедшего годами позднее перевеса в сторону католичества, то, как отмечают историки, его можно связать с произошедшим в ту же пору разделением церкви - на православную и католическую, когда зримо стало появляться соперничество.
«Исторически сложилось так, что христианство в Литву шло именно из этих уже соперничающих христианских церквей - из православной Древней Руси и из католической Польши и Ливонии, - подчеркивает русский церковный историк, публицист, писатель Григорий Киприянович. - Все это и предопределило развитие и дальнейшую судьбу православия в западных землях».
Писатель и историк Владимир Лещенко вообще считает, что именно Литовская Русь в какой-то мере помогла возродиться остальному Древнерусскому государству. В своей книге «Ветвящееся время» он пишет, что «после того как под ударами степняков рухнула в прах и пепел Русь, именно Литва первой начала собирать ее осколки». Истинное могущество приходит в страну при Гедиминасе, которому удается присоединить киевские земли. Интересно, что, как отмечают в летописях, присоединение это происходит без применения силы: все династии сохранили свое высокое положение. Гедиминас покровительствует и православной церкви, не покушается на ее законы и обычаи. Русские князья сохраняют при нем свои привилегии, занимая высокие должности при его дворе.
И вот итог - всего за полстолетия, как пишет Владимир Лещенко, «маленькое языческое государство превратилось в могущественную державу, простирающуюся от Балтийского до Черного моря и от Волыни до Курска». Чем не пример для нынешних прибалтийских государств, отказавшихся в свое время от союза с Россией, а теперь остающихся на задворках Европы, живущих на подачки от Евросоюза… Однако, известно, что в тот период знать, приняв католичество, «полонизировалась», став для населения чужой сначала по религии, а затем и по крови и духу. В итоге, отмечает историк и писатель Лещенко, «даже формально сохранившись, Великое княжество Литовское фактически исчезло, став обычной провинцией Речи Посполитой, полностью разделило ее незавидную судьбу.
Время собирать камни
Нынешний Митрополит Виленский и Литовский Иннокентий подчеркивает: Литва на протяжении нескольких веков была в значительной степени православной страной. «Я дерзаю утверждать, что православная Литва - это не гипербола, не несостоявшаяся альтернатива исторического развития, - говорит он. - Это историческая реальность и факт. Православная традиция здесь насчитывает уже около 800 лет. Литва была православным краем, и именно православие было той основной формой христианства, в которой оно несколько веков назад пришло и утвердилось здесь».
Кстати, ярким примером распространения православной веры является ее исповедание многими литовскими князьями. На это же указывают и задокументированные монашеские подвиги родственников упомянутого выше Миндаугаса. При этом, как подчеркивают исследователи богословия, православие не навязывалось насильственным, административным путем, а пленяло сердца воплощением в жизнь идей этого верования.
Митрополит Иннокентий подчеркивает, что нынешняя православная епархия продолжает испытанную веками традицию православного свидетельства, видит свою миссию в том, чтобы «хранить в чистоте и святости веру, учить добру и любви, сеять мир и тишину в сердцах людей и вести их ко спасению».
- На принципах братской любви мы стремимся создать и наши отношения с другими христианскими церквями, в частности с Римско-католической церковью, - подчеркивает церковный деятель. - Не на путях искусственной унии надлежит нам искать единство, а в союзе мира и любви. Находить и хранить общее наследие, а не акцентироваться на том, что разделяет нас - вот путь, которым все мы должны идти сегодня.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»