МЕДИАГРУППА «ЗВЕЗДА» toggle
logo Эфир Программы Радио

Небесный тихоход ПАК ДА, или как «порвать» американскую ПРО

Разрабатываемый стратегический ракетоносец будущего - перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) должен нести как можно больше оружия, быть незаметным и использовать любые аэродромы, об этом заявил заместитель министра обороны Юрий Борисов. Машина может быть представлена уже в 2018 году и по своим характеристикам существенно превзойдет существующие бомбардировщики.
Дмитрий Литовкин 2017-06-11 11:39:00

Разрабатываемый стратегический ракетоносец будущего - перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) должен нести как можно больше оружия, быть незаметным и использовать любые аэродромы, об этом заявил заместитель министра обороны Юрий Борисов. Машина может быть представлена уже в 2018 году и по своим характеристикам существенно превзойдет существующие бомбардировщики.


 

 

 

- Он должен как можно дольше баражировать, находиться на дежурстве в воздухе, взлетать и садиться с практически любых аэродромов, иметь хорошую грузоподъёмность, чтобы нести как можно больше оружия, быть незаметным, - раскрыл детали проекта замминистра. - А требования, скажем, к скорости полёта уже не так актуальны при наличии новых характеристик у авиационных средств поражения.
 

 

 

 

Два первых абзаца текста – взяты из сообщений информагентств, которые были переданы в ходе визита Юрия Борисова на Казанский авиационный завод. Там замглавы Минобороны, не впервые, но очень конкретно высказался по поводу создания нового бомбардировщика для российских Воздушно-космических сил. Поводом для этого стало начало сборки корпуса первого – обновленного бомбардировщика Ту-160М2. Эта машина должна стать промежуточным звеном между сегодняшней дальней авиацией и той, что появиться у нас вместе с ПАК ДА. Важность события в том, что впервые с начала 80-х годов прошлого века авиастроители начали «варить» титан – сверх легкий и сверхпрочный материал. Собственно с его использованием строились фюзеляжи всех стоящих на вооружении российских Ту-160. Без навыков умения с ним обращаться не будет и ПАК ДА.
 

 

 

 

Впрочем, нового в будущей машине еще много. Перечисление можно начать с того что перспективный бомбардировщик будет выполнен по нетрадиционной для российской авиации схеме летающее крыло. В этом плане он станет очень похож на американский Northrop B-2 Spirit - тяжёлый малозаметный стратегический бомбардировщик. «Летучая мышь» в российском исполнении получит не только титановый фюзеляж, но и очень большое количество композитных – пластиковых деталей. Об этом можно судить по успехам реализации программы создания пассажирского лайнера МС-21. Этот самолет стал первым в России, в конструкции которого используется удлиненное крыло, выполненное из сверхпрочного и сверх легкого пластика. Для лайнера это дает улучшенные по сравнению с американским Boeingили европейским Airbus характеристики по экономичности. Для ПАК ДА - возможность создания фюзеляжа с ранее недоступными аэродинамическими возможностями.
 

 

 

 

Возможно именно поэтому Юрий Борисов говорит о том, что «требования к самолётам дальней авиации меняются» - им больше не надо прорываться через эшелонированную оборону противника развивая сверхзвуковые скорости и выходить в ближний космос. Это делал Ту-160 и будет делать новый Ту-160М2. ПАК ДА в отличие  от них станет небесным тихоходом. Машина будет дозвуковой. То есть такой же по скорости, как Ту-95 созданный еще в 60-х годах прошлого века. У Юрия Борисова на это есть резонное объяснение: «Ракеты начинают стрелять дальше, быстрее, на подходе гиперзвук, поэтому мы не выдвигаем уже к самолётам перспективного облика дальней авиации таких серьёзных требований к его лётно-техническим характеристикам». Можно добавить, что и к экономике процесса – дозвуковая машина на порядок дешевле в эксплуатации, чем сверхзвуковая.
 

 

 

 

Дозвуковой ПАК ДА будет не просто дешевле. Ему не придется прорывать оборону противника выходя в ближний космос и развивает скорости в две тысячи километров в час. Он станет воздушным арсеналом, будет неспешно барражировать воздушное пространство России, неся на себе смертоносный запас дальнобойных крылатых ракет. Например, такие, как Х-101 и Х-555. Дальность их полета - от 3 до 5 тысяч километров. Или новой, о которой, пока говорят, что по своим характеристикам она превзойдет все, что было известно до сих пор. Для понимания. В истребительной авиации та же тенденция. Истребитель пятого поколения F-22 Raptor имеет сверхманевренность, сверхзвуковую скорость полета, но воевать будет не в ближнем бою пушками, а ракетами, не входя в зону действия систем ПВО противника.
 

 

 

 

Как отметил замглавы военного ведомства, производство ПАК ДА пойдет следом за восстановлением Ту-160 в новом облике. То есть за Ту-160М2. При этом перед промышленностью поставлено требование повторного использования оборудования и технологических подходов, чтобы два раза не платить за подготовку производства и разработку.
 

 

- Бортовое радиоэлектронное оборудование, которое мы планируем на Ту-160М2, максимально должно перекочевать на ПАК ДА, - говорит Борисов. - Естественно, корпус самолёта и двигатели будут другие, но там, где можно унифицировать и сэкономить на подготовке, мы будем делать это с целью удешевления этих проектов.
 

 

 

«Удешевление» - пожалуй, главная тенденция при создании ПАК ДА. Это еще одна параллель, но уже с американцами. Начав разработку перспективного бомбардировщика Next Generation Bomber еще в 90-х годах, Вашингтон ожидает реальных результатов работы не ранее 2035 года. Российский вариант - ПАК ДА - КБ «Туполева» начался в 2008 году, но, как ожидается, темпы его создания вряд ли будут «стахановскими». Причина этого в отсутствии насущной необходимости в его появлении и гигантской цене проекта. В США только на опытно-конструкторскую работу по NGB планируют потратить не менее $10 млрд. Сколько будет стоить программа в итоге, в США даже не берутся судить. Нашу разработку, пока, оценивают в $35 млрд.
 

 

 

Кроме того, учитывая нереальность возникновения военного конфликта в котором нам потребуется такой бомбардировщик, Минобороны вряд ли будет форсировать выделение денег на ПАК ДА. Как говорят военные, боевой потенциал Ту-160 сегодня используется лишь на 60 процентов. Американский бомбардировщик В-52 или наш Ту-95 хотя по форме и устарели, но после ряда модернизаций (полной замены электроники, двигателей, систем вооружения) будут служить еще 40 лет. Наши Ту-160 с индексом «М2» вообще отодвигает ПАК ДА за горизонт. В любом случае его будут создавать с оглядкой на реальную опасность. Для нас это Next Generation Bomber. Пока не появиться он. В общем-то, не взлетит и наша «мышь». Это позволит не только сэкономить средства, не повторяя чужих ошибок, но и сделать машину более современной, пользуясь тем, что она рождается позже.

Экспертное мнение и аналитика
Новости Армия ОПК Вопросы истории Общество Спорт Наука и техника Экономика и бизнес Телеканал Прямой эфир Программы Программа передач Фильмы онлайн О телеканале ЛИЦА Лица телеканала Помним наших коллег О КОМПАНИИ Вакансии Партнерам Всероссийский вокальный конкурс «Звезда» Смарт ТВ приложение «Звезда» Киностудия «Звезда» Правовая информация Лицензии Социальная реклама Контакты Телеканал «Звезда Плюс» О приеме телеканала «ЗВЕЗДА»
Показать контакты

© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Главное
Новости
Эфир
Поиск и меню 
20240425.1049