Двадцать лет индийско-российской сделке по фрегатам проекта 11356
Этим летом отмечается 20 лет с момента подписания контракта с Индией на первую партию фрегатов проекта 11356 – события, значение которого для судьбы отечественного военного судостроения трудно переоценить. Он не только помог сохранить ключевые предприятия отрасли и продолжить развитие отечественной школы надводного военного судостроения, но и создал основу для последующих сделок, в результате которых общее число заказанных кораблей данного проекта увечилось до десяти единиц. По имени головного корабля, их относят к классу Talwar.хо.
К настоящему времени подписано три отдельных контракта – в 1997, 2006 и 2016 годах соответственно. Совокупная оценочная стоимость – порядка пяти миллиардов долларов США. Если мысленно объединить их в одну тему под общим заголовком «Фрегаты класса Talwar для ВМС Индии», то ее раскрытие вступило на вторую половину пути к завершению. К настоящему времени поставлено шесть кораблей, еще пара строится в России и ведется согласование позиций по дополнительной паре, которая будет собрана на территории заказчика.
Наиболее подходящей площадкой считается судостроительный завод Pipavav, что управляется группой компаний Reliance (Reliance Anil Dhirubhai Ambani Group). Она представляет одну из крупнейших структур частного капитала, который активно привлекается властями страны к выполнению проектов в области национальной обороны. Возможно развитие событий, при котором локализация производства фрегатов проекта 11356 на местной площадке подвигнет правительство Индии на размещение дополнительных заказов на эти корабли.
Единственный в мире
На протяжении десятилетий индийские Военно-морские силы остаются единственным в мире иностранным оператором фрегатов управляемого ракетного оружия российского происхождения. Сегодня в их состав входят 11 боевых кораблей нашей постройки, классифицированных подобным образом. В это число включены пять фрегатов проекта 61МЭ: INS Rajput, Rana, Ranjit, Ranvir и Ranjivey. Они были построены в период 1976–1987 годы и вошли в историю как первые боевые корабли, спроектированные и построенные Советским Союзом специально для иностранного заказчика. Для ВМС Индии они стали первыми кораблями морской зоны с мощным ракетным оружием – зенитными комплексами «Волна» (на базе сухопутного С-125) и противокорабельными ракетами П-20.
По боевым качествам проект 61МЭ значительно превосходил фрегаты английской постройки, которые тогда составляли основу надводных сил республики. Однако время берет свое, и когда-то считавшиеся передовыми системы вооружения требуют замены. Проведя сравнительный анализ в конце прошлого века, индийские моряки вновь отдали предпочтение российским кораблям.
Проект 11356 (INS Talwar)
Основу для разработки фрегатов нового поколения по индийскому заказу дал проект 11351. Последний является продолжением большой серии противолодочных кораблей проекта 1135/1135М с учетом нового предназначения – сторожевик для пограничников. Наши рубежи на Тихом океане продолжают охранять «Дзержинский» (1984 года постройки), «Орел» (1986) и «Воровский» (1991). По водоизмещению они несколько меньше проекта 61МЭ (стандартное/полное – 3170/3540 т против 4025/4905 т), но не уступают ему в скорости (полный ход – 32 узла) и дальности плавания (экономическим ходом – четыре тысячи морских миль). «Пограничники» хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации и показали высокие мореходные качества.
Сохранив корпус и основные корабельные системы, специалисты АО «Северное проектно-конструкторское бюро» (генеральный директор – Владимир Ильич Спиридопуло) создали вполне современный фрегат УРО поколения 3+. С целью удешевления постройки и повышения пожаробезопасности вместо алюминиевых сплавов надстройку решили изготовить из стали. Вместе с другими изменениями это повысило водоизмещение до 3620/4035 т. Правовые основания для работы дал пакет соглашений между правительствами России и Индии, который можно оценить как крупнейшую оружейную сделка Москвы и Дели на рубеже веков.
Двадцать лет тому назад иностранный заказчик выдал исполнителю первоначальный контракт на сумму порядка одного миллиарда долларов США. Согласно ему три корабля строились на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Не будет преувеличением сказать, что индийский контракт подразумевал проектирование и постройку самых передовых для своего времени фрегатов управляемого ракетного оружия, по совокупности качеств значительно превосходящих боевые корабли близкого водоизмещения, на тот момент входящие в состав ВМФ России.
Основным вооружением проекта 11356 стали вертикальные пусковые установки (ВПУ) системы Club-N, с которых могли стартовать ракеты трех типов: противокорабельные 3M54, ударные 3M14 и противолодочные 91Р, выполненные в экспортной модификации. Отметим, что фрегаты класса Talwar стали первыми в мире, которые получили Club-N. Близкая по исполнению система «Калибр-НК» появилась на кораблях отечественного флота спустя несколько лет.
Индийские фрегаты были первыми и в части оснащения новейшей артиллерийской установкой калибра 100 мм с максимальной дальностью стрельбы 15 км и скорострельностью выстрел в секунду. Отметим, что A-190Э значительно превосходит АК-100 предыдущего поколения, которой комплектовались противолодочные корабли проектов 1135M, 11351 и 1155. Еще одной новинкой была радиолокационная станция «Фрегат-М2МЭ» – очередная модернизация удачного и популярного семейства РЛС кругового обзора. По части вооружения от прошлых проектов 11356 унаследовал разве что 533-мм торпедные аппараты и реактивные бомбометы РБУ-6000.
Хотя поставки палубных вертолетов шли по отдельному контракту (на сумму свыше 200 млн долларов, заключенному в 1999 году), они также стали важной частью общих усилий по оснащению новых индийских фрегатов. Тип Talwar выступил стартовой площадкой для опробования и первоначальной эксплуатации на флоте вертолета радиолокационного дозора Ка-31. Он использует платформу Ка-27 с соосными винтами – характерная черта винтокрылых машин разработки ОКБ им. Камова. Вместо стандартной для базовой машины системы «Осьминог» Ка-31 оснащается мощнейшим радаром кругового обзора E-801 «Око».
Индийские корабли первой тройки получили названия Talwar, Trishul и Tabar (тактические номера F40, F43 и F44 соответственно). Они были поставлены в течение 2002–2003 годов с задержкой к срокам, прописанным в контракте, примерно на один год. Заказчик посчитал ее незначительной и особых претензий не предъявлял. Главной причиной задержки был тот факт, что многие системы были еще не полностью опробованы, и их пришлось отлаживать в ходе строительства и морских испытаний. В частности, возникли проблемы электромагнитной совместимости новых систем. К счастью, их удалось оперативно решить. Вместе с тем усредненный цикл постройки занял четыре года. И представлял весьма хороший показатель для российской судостроительной отрасли с учетом того ужасного положения, в котором она оказалась из-за развала СССР.
Проект 11356М (INS Teg)
Приняв первую тройку фрегатов и испытав ее в море, индийские военные приняли решение заказать вторую партию. Контракт на дополнительные корпуса оценивается в 1,56 млрд долларов. Эскалация цены объяснялась не только «долларовой инфляцией» в России и США, но и необходимостью внести многочисленные изменения в базовый проект. В частности, заказчик пожелал заменить Club-N на индийско-российскую систему BrahMos с ракетами PJ-10. Эти и другие перемены нашли отражение в том, что вторая партия фрегатов была выполнена по откорректированному проекту 11356M.
Хотя заказчик выразил желание на постройку второй партии фрегатов на прежнем месте, Москва уговорила Дели на перемену. Для Кремля было важно, чтобы выгодный заказ был размещен на заводе «Янтарь» в Калининграде, который в то время находился в сложном финансово-экономическом положении. Предприятию требовались средства на обновление производственного оборудования и удержание квалифицированного персонала.
Усредненный цикл постройки трех фрегатов второй партии вырос до пяти лет – годовая прибавка по сравнению с Балтийским заводом. INS Teg, Tarkash и Trikand (тактические номера F45, F50 и F51) пополнили ВМС Индии в 2012–2013 годах. Кроме замены Club-N на BrahMos, эти корабли отличаются от первой тройки и заменой ракетно-артиллерийских комплексов «Каштан» на скорострельные 30-мм автоматы АК630. Среди прочих изменений – замена российской гидроакустической системы на сонары индийского происхождения, которые разработаны с учетом специфики гидрологической обстановки Индийского океана.
Благодаря в том числе и заказам на корабли проекта 11356 Индия остается среди крупнейших партнеров России по военно-техническому сотрудничеству. Доля отечественных систем и их лицензионных копий в арсенале вооруженных сил республики составляет порядка 80%. Помимо прямой закупки у нас передовых образцов военно-морской техники, в Индии налаживается постройка современных кораблей типа «эсминец», «фрегат» и «корвет», разработанных с помощью российских специалистов и фактически представляющих ветвь развития отечественной школы в надводном судостроении.
Оценив достоинства проекта 11356, ВМФ России заказал себе партию таких кораблей, из которых два уже находятся в строю. «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» отличаются составом вооружения: на них установлены ракетные комплексы «Калибр-НК» и «Штиль-1».
Примененная на индийских фрегатах зенитно-ракетная система «Штиль» (экспортный вариант «Урагана») уступила место значительно более современной системе «Штиль-1». Все они представляют морскую линию развития очень популярного в мире комплекса «Бук», дальность стрельбы которого в процессе эволюции возросла с 25 до более чем 70 км. И если «Ураган» может одновременно наводить ракеты на четыре-шесть воздушных объектов, то «Штиль-1» с его многоканальной системой целеуказания – вести обстрел двенадцати. Словом, «Штиль-1» способен отразить координированную атаку противника одновременно с нескольких направлений. С точки зрения корабелов, важно и более компактно выполненное хранение ракет (УВП ЗС90Э.1), что позволяет увеличить боезапас. Возможно, что в ходе капитального ремонта первой тройки индийских фрегатов – а время его подходит - они пройдут и модернизацию, с заменой вооружения на более современные модификации.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»