Киев неистовствует в своем стремлении «отгородиться» от России. Сделать это в буквальном смысле в свое время не получилось: средства, выделенные на строительство знаменитой «стены Яценюка», пошли на покупку роскошных вилл для бывшего украинского премьера в Майами. Теперь речь идет о том, чтобы создать хотя бы виртуальные барьеры. Сперва россиянам резко ограничили доступ в Незалежную, введя многочисленные препоны на границе, а теперь и собственных граждан могут лишить возможности посещать Россию с деловыми и туристическими целями. Введение жесткого визового режима, о котором заявляют в Киеве, больно ударит, прежде всего, по самим украинцам, для многих из которых наша страна остается едва ли единственной надеждой на заработки в условиях рушащейся украинской экономики.
Визовый самострел
О введении полномасштабного визового режима с Россией на Украине говорилось давно. Однако теперь, после получения долгожданного льготного порядка посещения стран Евросоюза (знаменитый безвиз, дающий украинцам право совершать непродолжительные туристические поездки в Европу), Киев словно получил новый стимул для подобных действий. Не случайно о необходимости срочно ужесточить визовые дела уже высказались глава Службы безопасности Украины Василий Грицак, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов, руководитель украинского МИД Павел Климкин.
При этом если Грицак предлагает ограничиться требованием наличия у россиян, пересекающих границу с Украиной, хотя бы биометрического паспорта, то тот же Турчинов настроен куда решительнее: только жесткий визовый режим, причем по всем позициям. Это, по мнению известного своими громкими патетическими заявлениями деятеля украинской политики, «убережет Запад от проникновения гибридных провокационных технологий». «Украинское государство встало на пути у РФ, – подчеркнул Турчинов на одном из недавних массовых мероприятий в Киеве. – Вероятно, это наша историческая миссия».
Безвизовое соглашение между Россией и Украиной, равно как и между другими странами бывшего СССР, действовало с 1990-х годов. С установлением в Киеве режима Петра Порошенко и провозглашением России их «единственным врагом» ситуация резко изменилась. Сперва были введены ограничения на посещение Украины россиянами определенного возраста, затем появились некие списки СБУ, по которым возможности въезда в страну лишался целый ряд визитеров (самый последний громкий пример – отказ в доступе в Киев на финал Евровидения российский исполнительнице Юлии Самойловой). Кроме того, с марта 2015 года Украина ввела норму, по которой въезд в страну россиянам разрешался только при наличии у них загранпаспорта. Особые неудобства испытали при этом жители российских регионов, непосредственно граничащих с Украиной, которые имели там родственников. Теперь любой поход даже в соседнее село через погранпереход превращался для них в целую «дипломатическую процедуру».
Интересно, что в России на эти меры практически не реагировали, во всяком случае предпочитали не отвечать столь же жестко. Въезд в нашу страну с Украины сегодня по-прежнему разрешен по обычному внутреннему украинскому паспорту, правда, на срок до трех месяцев. Кстати, этим правом регулярно пользуются украинские резервисты, когда речь заходит об очередной «волне мобилизации». Говорят, что количество гостей с Украины в эти дни резко возрастает… И вот – новый виток противостояния. Категоричный визовый режим, который предлагается ввести украинскими властями, заметно усложнит жизнь тем, кто предпочитает совершать визиты в нашу страну.
Визовый бумеранг
Стоит сразу отметить, что с российской стороны каких-то особых возмущений почти нет: россияне и без того практически ограничили свои поездки в Незалежную, тем более что с подачи Киева для них был существенно усложнен транспортный коридор в эту страну: все прямые авиарейсы давно отменены, а сейчас речь идет о запрете уже и железнодорожного пассажирского сообщения. Голоса возмущения идут как раз с Украины. Так, киевский политолог и экономист Александр Дудчак отмечает, что визовый режим с РФ ударит в первую очередь по самой Украине, по ее гражданам.
«Сейчас на территории России на постоянной основе находятся около 4 млн украинцев (по данным украинского МИД). Погранслужба РФ сообщает, что из Украины в Россию ежегодно въезжает около 6 млн человек с краткосрочными и долгосрочными визитами. За одно только первое полугодие 2015 года из России в Украину было переведено около 470 млн долларов, и это только по официальным данным. Да, в последнее время объемы денежных переводов из РФ в Украину сократились в два-три раза в сравнении с довоенными временами. Но и общие объемы официальных переводов в Украину из-за рубежа снизились. Тем не менее они по-прежнему являются существенной помощью как для родственников заробитчан, так и для экономики страны в целом», – говорит эксперт.
Как считает Дудчак, введение визового режима с Россией может в конечном итоге поставить украинских граждан перед выбором: оставаться в РФ или возвращаться домой, где перспектив найти работу все меньше. «Вернутся далеко не все. Это понимают в Раде. Но, судя по всему, там будут рады избавиться от "лишнего населения"», – отмечает он.
Сергей Арбузов, бывший глава Нацбанка Украины и экс первый вице-премьер украинского Кабинета министров, возглавляющий сейчас Центр исследований экономики стран СНГ, Центральной и Восточной Европы, полагает, что введение виз с Россией будет одной из самых больших ошибок, допущенных нынешней украинской властью. Причем, по его мнению, это будет чисто политическое решение, не имеющее никакого логического объяснения. «Безвизовый режим между РФ и Украиной и сейчас не мешает Киеву отсеивать нежелательных персон, – подчеркивает эксперт. – В то же время это решение, без сомнения, вызовет ответную реакцию России в виде введения визового режима для украинцев. В результате те 4 млн граждан Украины, которые сейчас находятся в России, столкнутся там с серьезными проблемами. Подобное решение серьезно ударит по экономике, а также приведет к другим последствиям, о которых пока никто явно не думает».
В числе рисков для Украины Сергей Арбузов особо выделяет риск политический. К примеру, это может еще больше отторгнуть от Киева непризнанные республики юго-востока. «Жители ДНР и ЛНР, для которых пересечение границы с Россией является фактором выживания, не будут ездить за визами в Харьков или Киев, – считает он. – Очевидно, что многие жители региона вместо этого попытаются получить российские паспорта, тем самым окончательно потеряв связь с Украиной».
Разрыв с головным мозгом
Александр Дудчак считает, что единственное, что нужно «дебилизаторам украинского народа» в этой визовой истории, – это как раз ответное введение Россией виз для украинцев. «Именно это и необходимо киевскому режиму, – подчеркивает он. – Чтобы никакого обмена информацией о жизни и быте друг друга не было, чтобы можно было и дальше взращивать ненависть к русским у жителей Украины». Однако в Киеве, несмотря на все негативные отклики, заявляют о готовности форсировать нынешние решения. Так, министр юстиции страны Павел Петренко уже подчеркнул, что юридический механизм введения визового режима «готов абсолютно». «Это технический процесс. Если будет политическое решение, Украина готова», – сказал глава ведомства.
Правда, cпикер украинского МИД Марьяна Беца робко замечает, что, мол, «вопрос введения визового режима чрезвычайно сложный» и для его решения необходимо учитывать политические, юридические и технические составляющие. В частности, в украинском внешнеполитическом ведомстве опасаются чрезмерной загруженности пяти дипломатических представительств Украины в России: посольства в Москве, двух Генконсульств и двух консульств. «Если будет вводиться визовый режим, то нам нужно будет намного больше сотрудников в России, чтобы выдавать визы», – подчеркнула госпожа Беца, добавив, что все это «повлечет дополнительные расходы из бюджета».
Однако никакие дополнительные траты из госказны для сторонников разрыва с Россией, похоже, ограничительными факторами не являются. Раз уж на блокирование невинных «Одноклассников» и других популярных у украинцев интернет-ресурсов киевские власти готовы затратить миллиард долларов (а именно в такую сумму, по подсчетам технических специалистов, обойдется решение Петра Порошенко ограничить работу на Украине ряда российских порталов), то потери, связанные с визовым оформлением, для них и вовсе пустяк. «Мы окончательно разрываем с Российской империей», – надменно заявил недавно украинский президент, комментируя решение о долгожданном введении Евросоюзом туристического безвиза для своих соотечественников. О том, к чему может привести такой разрыв, и что делать с теми четырьмя миллионами «туристов», которым из-за новых ограничительных мер, возможно, придется вернуться с заработков из России обратно на нищую Украину, «лидер нации» почему-то не упомянул…
Крымское дежавю
Сегодня на Украине устроено своего рода соревнование: кто из политиков придумает более идиотское решение, чтобы побольнее «ткнуть» своего соседа. На днях на пограничном переходе на крымском участке российско-украинской границы появились баннеры, предназначенные для въезжающих на Украину жителей полуострова. На двух языках – украинском и русском – в развязно-оскорбительном тоне размещен призыв к «предателям и коллаборантам»: не стремиться за украинским паспортом (он, по мнению авторов послания, дает вожделенное право безвизовых туров в Европу), а путешествовать исключительно по российскому Золотому кольцу.
Однако вот незадача: оказывается, это не из Крыма на Украину сейчас выстраивается очередь потенциальных европутешественников, а напротив, наращивается поток туристов, въезжающих в Крым. В частности, по сведениям регионального погрануправления ФСБ России, только за два дня, предшествовавших нынешним майским выходным – с 29 апреля по 1 мая, – на полуостров со стороны Украины въехало 18 тыс. гостей. Едут и одиночно, и организованными группами. Министр курортов и туризма республики Сергей Стрельбицкий уже заявил, что в этом году на полуострове ожидают роста числа украинских туристов. Причина – на Украине нет альтернативы крымским курортам.
Косвенно увеличение потока въезжающих в Крым граждан Украины подтвердила и украинская сторона. В частности, Азово-Черноморское региональное управление Госпогранслужбы Украины пожаловалось на огромные очереди из автомобилей, образующиеся при въезде в Крым, которые, по мнению украинских пограничников, появляются из-за «нерасторопной работы» их коллег на российской территории.
Член Общественной палаты России, первый вице-президент Международного общественного фонда «Российский фонд мира» Елена Сутормина отмечает, что киевские власти делают все, чтобы усложнить жизнь своим гражданам. «В российской визовой практике существует принцип взаимности, и если Украина введет визовый режим с Россией, то мы, скорее всего, примем симметричные меры, по крайней мере, до сих пор практика основывалась на этом принципе», – подчеркивает она. По мнению Суторминой, в этом случае украинские власти не могут не знать, какой удар это нанесет по тем многочисленным гражданам Украины, которые приезжают в Россию на заработки.
К слову, по ее ощущениям, для российских граждан этот вопрос не очень принципиален: учитывая русофобскую политику на Украине, россияне не особенно стремятся приезжать в эту страну без необходимости. Тем более что Украина давно пополняет список людей, которым запрещен въезд в страну, да и украинские пограничники могут не пустить сюда любого человека даже без объяснения причин.
«Вводя дополнительные контрольно-ограничительные меры, Киев делает заложниками собственных граждан, – полагает Елена Сутормина. – Это продолжение той цепочки решений, которые больно ударяют в первую очередь по людям. Кроме того, это бьет по остаткам экономики Украины. Эти факторы обязательно проявятся, причем весьма болезненно».
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»