МЕДИАГРУППА «ЗВЕЗДА» toggle
logo Эфир Программы Фильмы

Битва авианосцев: что строят Россия, США, Китай и Индия

Самый большой и мощный. Эти эпитеты, по мнению ряда экспертов, якобы можно отнести к новейшему американскому многоцелевому авианосцу CVN-78 Gerald R. Ford, испытания, которого завершились в конце мая.
Дмитрий Литовкин 2017-05-30 11:51:00

Самый большой и мощный. Этими эпитетами западные эксперты называют новейший американский многоцелевой авианосец CVN-78 Gerald R. Ford, испытания которого завершились в конце мая. Буквально на днях корабль будет передан ВМС США и не исключено, что направится к берегам Северной Кореи – показать неукротимому Киму, кто в море и небе хозяин. Заодно этот поход станет своеобразной презентацией возможностей обновленного американского флота еще трем участникам гонки авианосных технологий: России, Китаю и Индии.

 

Американский ВМС Gerald R. Ford пришел на смену авианосцам типа USS Nimitz. Это 300-метровый корабль водоизмещением более 100 тыс. т. В движение его приводят два ядерных реактора, позволяющие держать крейсерскую скорость 30 узлов (более 60 км/ч). Экипаж – 4,5 тыс. человек.

 

Сохраняя общую конструкцию корпуса авианосцев типа USS Nimitz, Gerald R. Ford обладает расширенными техническими возможностями. Начиная от новой системы боевого управления, перепроектированной надстройки и большей по размерам взлетно-посадочной палубы, позволяющей увеличить количество базирующихся на ней самолетов на 20%. Корабль оборудован электромагнитной катапультой EMALS (Electromagnetic Aircraft Launch System) и усовершенствованным аэрофинишером (AAG).

 

 

На палубе Gerald R. Ford могут разместиться 75 различных летательных аппаратов. От привычных для американских авианосцев F/A-18E/F Super Hornet, самолетов дальнего радиолокационного управления E-2D Advanced Hawkeye, противолодочных V-22 Osprey и их десантных модификаций НV-22 до новейших истребителей пятого поколения F-35C. В перспективе ударные возможности корабля будут увеличены за счет посадки на его палубу ударных беспилотных летательных аппаратов типа X-47A.

 

Всего американцы планируют построить три подобных корабля. Без учета стоимости авиакрыла Gerald R. Ford обошелся бюджету в 13 млрд долларов. Но расходы, видимо, того стоят: ни одного подобного корабля в ближайшие годы в мире построено не будет, что автоматически оставит за США доминирующее положение на морских театрах действий.

 

 

Впрочем, почивать на лаврах Вашингтону будет весьма некомфортно. Главный геополитический противник США в Тихоокеанском регионе, Китай, не стоит на месте. Недавно Пекин представил миру свой второй собственный авианосец – пусть он, как и первенец, построен по «советскому проекту» авианесущих крейсеров 1143.6. Китаец как две капли воды похож на наш тяжелый «Адмирал Кузнецов». Впрочем, его и копировали с недостроенного и брошенного на Украине авианесущего крейсера «Варяг». Он был продан Пекину Киевом в конце 90-х годов. Водоизмещение корабля – 60 тыс. т при длине 304 и ширине 75 м. Корабль может развивать скорость до 29 узлов, а дальность его хода составляет около восьми тысяч миль.

 

 

Новый китайский крейсер вооружен тремя зенитными артиллерийскими установками Type 1130 калибра 30 мм, тремя пусковыми установками зенитных ракет FL-3000N и двумя установками противолодочного вооружения. Авиагруппа корабля полностью пока не сформирована. Но уже сейчас понятно, что на нем будут базироваться реплики Су-33 – истребители J-15. Их будет до 24 штук. В дополнение к ним на корабле разместят два поисково-спасательных вертолета Z-9C, четыре вертолета дальнего радиолокационного обнаружения Z-18J и шесть противолодочных вертолетов Z-18F.

 

Невесть какая сила. Но главное, что Пекин вплотную подошел к решению проблемы создания полноценного авианосного флота. А это значит, что в ближайшее время будет способен представлять реальную угрозу для США.

 

 

К 2020 году Поднебесная планирует построить еще два авианосца типа 085 и 089. Они будут вдвое больше по водоизмещению, чем бывший «Варяг». Последний, как утверждают специалисты, будет очень похож на недостроенный в советское время первый атомный авианосец «Ульяновск».

 

Не отстают от китайцев и индийские моряки. В прошлом году на верфи в Кочине на воду был спущен авианосец, построенный по проекту 71 INS Vikrant. Его разработали с помощью российского Невского проектно-конструкторского бюро, а также итальянского судостроительного объединения Fincantieri.

 

 

Полное проектное водоизмещение корабля составляет 37,5 тыс. т, длина – 262 м и наибольшая ширина полетной палубы – 60 м. Газотурбинная силовая установка мощностью 80 МВт должна обеспечить скорость хода 28 узлов.

 

Корабль использует классическую для российских авианесущих крейсеров схему трамплинного взлета самолетов – STOBAR (Short Take-Off But Arrested Recovery) и угловую посадочную палубу, оборудованную аэрофинишером. В состав его авиагруппы войдут до 14 самолетов типа МиГ-29К/КУБ и Tejas, а также около десяти вертолетов.

 

 

По оценке индийских военных, 50% технического оснащения INS Vikrant и 30% его вооружений были созданы индийскими специалистами. Это второй современный авианосец индийских ВМС. И первый построенный силами самих индийцев. В перспективе Нью-Дели планирует получить новейшие технологии строительства атомных авианосцев. Как и раньше, базой для этого может стать российский проект 23000Э «Шторм».

 

Этот корабль существует пока в макете. Его концепцию разработали в Крыловском научном центре совместно с Невским проектно-конструкторским бюро. Впервые он был представлен на выставке «Армия-2015» в рамках экспозиции Военно-морского флота. Крейсер имеет водоизмещение 100 тыс. т, длину 300 м, ширину 40 м. Сможет вместить 4–5 тыс. человек экипажа и выполнять боевые задачи при волнении моря до 6–7 баллов. Авиакрыло корабля составит до 100 летательных аппаратов различных классов.

 

Даже в виде модели корабль дает представление о том, куда держит путь конструкторская мыль. У «Шторма» практически «голая» по сравнению с предыдущими проектами авианесущих крейсеров палуба. На ней две взлетно-посадочные полосы. Одна  большая, вторая поменьше. Одна «классическая», с «трамплином», вторая плоская, как на американских авианосцах. На палубе размещаются как минимум пять разных типов самолетов и вертолетов. Их явно больше, чем можно увидеть на палубе авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» или переоборудованного для ВМС Индии авианосца «Викрамадитья».

 

 

Это палубные истребители Т-50, Миг-29К/КУБ, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (АВАКС), предположительно Як-44Э, а также противолодочные и ударные вертолеты. В отличие от «Кузнецова» взлет авиатехники должны обеспечивать электромагнитные катапульты, так же как на американце Gerald R. Ford.

 

«Адмирал Кузнецов» же после прошлогоднего дальнего похода к берегам Сирии встал на длительный ремонт с глубокой модернизацией. По некоторым оценкам, на это будет потрачено 65 млрд рублей. Ранее советник гендиректора ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (КГНЦ) Валерий Половинкин рассказал, что на авианосце планируется восстановление работы главной энергетической установки и валовинтовой группы корабля: котлов, паропроводов и валов, обеспечивающих движение. Затем будет решаться вопрос модернизации летной палубы и аэрофинишеров – устройств, обеспечивающих посадку на палубу истребителей МиГ-29К и Су-33.

 

 

Начальник управления кораблестроения ВМФ контр-адмирал Владимир Тряпичников также сообщал, что в ходе модернизации систем вооружения крейсера планируется в три раза увеличить его боевые возможности. Первый шаг на этом пути уже сделан – создано новое авиакрыло, состоящее из истребителей МиГ-29К/КУБ. В то же в ходе ремонта может быть восстановлена работоспособность главного ударного комплекса корабля сверхзвуковых крылатых ракет «Гранит» (по классификации NATO SS-N-19 Shipwreck – «Кораблекрушение»). Возможно, их вообще заменят на более современные системы вооружения, такие как сверхзвуковые крылатые ракеты «Оникс» и «Калибр».

 

Например, это уже делают на других носителях «Гранитов» – атомных подводных лодках 949 проекта типа «Антей» и тяжелых атомных ракетных крейсерах проекта 1144 типа «Орлан». Вместо 24 «старых» ракетных комплексов «Гранит» в каждую из высвобождающихся ракетных шахт поставят по три контейнера с «Ониксами» или «Калибрами». В итоге боезапас кораблей возрастет с 24 до 72 новых сверхзвуковых крылатых ракет, сделав из кораблей настоящие морские крепости на океанских просторах. Первый из крейсеров проекта 1144 «Адмирал Нахимов» уже стоит в доках Северодвинска в ожидании перевооружения. На Дальнем Востоке в док встала первая лодка проекта 949.

 

 

 

В случае с «Кузнецовым» боезапас крейсера вырастет с 12 до 36 ракет. Ракеты «Оникс» предназначены для поражения сложных морских целей типа авианосная группа или конвой. «Калибры» позволят наносить массированные ракетные удары по целям в глубоком тылу противника. При этом надо учитывать и возможности новых истребителей МиГ-29К/КУБР и ударных вертолетов Ка-52 «Катран», размещенных на крейсере. Их появление существенно расширит возможности корабля, так как он сможет решать не только задачи по уничтожению морских целей. Оба летательных аппарата получили в состав вооружения новейшие крылатые ракеты Х-35У и Х-31. Первая противокорабельная, вторая предназначена для поражения радиолокационных средств противника. Например, РЛС зенитных ракетных комплексов MIM-104 Patriot.

 

 

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ И АНАЛИТИКА
Новости Армия ОПК Вопросы истории Общество Спорт Наука и техника Экономика и бизнес Телеканал Прямой эфир Программы Программа передач Фильмы онлайн О телеканале ЛИЦА Лица телеканала Помним наших коллег О КОМПАНИИ Медиахолдинг «Звезда» Вакансии Партнерам Всероссийский вокальный конкурс «Звезда» Приложение для смартфона Смарт ТВ приложение «Звезда» Киностудия «Звезда» Правовая информация Лицензии Социальная реклама Контакты Телеканал «Звезда Плюс» О приеме телеканала «ЗВЕЗДА»
Показать контакты

© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Главное
Новости
Видео
Поиск и меню