Его назвали в честь черноморского морского хищника, но в отличие от своего собрата наш герой не просто хищник, а очень и очень грозный хищник. Он вобрал в себя лучшее от смертельно опасной «Акулы» и такого же опасного «Аллигатора».
Ка-52К «Катран» – специальная корабельная версия уже зарекомендовавшего себя Ка-52 «Аллигатор». В настоящий момент он прошел первый этап испытаний. Они были морскими и проходили в реальной боевой обстановке.
Машины вместе с ТАВКР «Адмирал Кузнецов» воевали в Сирии. В боевых действиях участвовали два вертолета, и они отлично показали себя во время средиземноморского похода авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».
«Акула» – «Аллигатор» – «Катран»
От базовой модели «Аллигатора» «Катран» отличается в первую очередь укороченным складывающимся крылом и лопастями. Это позволяет вертолету компактно располагаться в трюме корабля, при этом для приведения его в полную боеготовность достаточно нескольких минут. Укороченные крылья-пилоны позволяют подвесить на них вооружение массой до тонны. Новейшее оптическое и радиоэлектронное оборудование позволяет вертолету не только «далеко видеть и хорошо слышать», но и делает его очень умным и интерактивным в общении с экипажем.
Место службы вертолета – море. Это повышенная влажность, соль, коррозия и вредное воздействие на все компоненты машины, особенно на электронику. Фирма Камова имеет огромный опыт создания именно морских машин, поэтому у «Катрана» есть защита от вредного воздействия внешней среды на самом высшем уровне. Шторм ему нипочем.
Главное предназначение Ка-52К – патрулирование, огневая поддержка войск при морском десантировании и, если нужно, противодействие кораблям противника в море. Вот так, не больше и не меньше. Ведь в отличие от «сухопутного» «морской» вертолет несет на себе две мощные противокорабельные крылатые ракеты Х-31 или Х-35. До этого такие ракеты были в составе вооружения палубных Су-33 и МиГ-29К. Возможность их использования с ударного вертолета существенно расширяет потенциал боевой машины. Представляете себе рой таких «пчелок»?
Сейчас Ка-52К становится грозным многофункциональным ударным средством, способным одинаково эффективно уничтожать как морские, так и наземные цели. Впервые вертолет может эффективно атаковать как корабли, так и наземные цели, например объекты портовой инфраструктуры, причем с большого расстояния. Такого в мировой практике морского вертолетостроения еще не было. Эта грозная машина предназначалась для французских кораблей Mistral, которые мы когда-то купили у Пятой республики – так любят себя называть господа французы.
«Мистральная» история
Не будем снова толочь воду в ступе, рассуждая, зачем мы потратили миллиарды долларов и что это было: реверанс в сторону французского президента Николя Саркози, желание получить современные цифровые технологии проектирования и блочного строительства кораблей или поставить в наш суровый корабельный строй эдаких французских «мушкетеров» при шпагах и перьях.
В первую версию насчет президента Франции верится вполне. Тогда он своей подвижнической деятельностью сумел сгладить бешенство американского истеблишмента, который рвал и метал после неудачи в грузинской авантюре. Еще бы, потратили столько времени, денег, а Саакашвили вместо победы над русскими съел галстук.
Согласитесь, американцам было от чего взбеситься, а товарищ Николя все же помог выпустить пар. Так что мы могли пойти на политический реверанс и заключить контракт на технологии не с Южной Кореей, которая тоже делает подобные корабли, например УДК Dokdo, и обладает соответствующими технологиями, а с Францией. Именно контракт на технологии, которых у нас не было. Хотя южнокорейский при том же качестве и возможностях, что и Mistral, обошелся бы нам дешевле примерно на треть.
Назад в будущее
Не секрет, что после развала СССР мы оказались отброшены на десятилетия во многих наукоемких областях. Это наука, электроника, гражданское самолетостроение, кораблестроение и многое другое. Мир шагнул в цифровую эпоху XXI века, а мы остались в веке XX. Нам многому надо было учиться заново, в том числе и заветам Петра строить корабли. Дело в том, что сейчас техника проектируется «в цифре», то есть в виртуальном пространстве. Там же происходит и наладка технологических процессов производства и сборки.
Мировыми лидерами в области таких систем являются французы (Dassault System) и немцы (Siemens). А основной технологией строительства больших кораблей стала блочная. Это когда корабль полностью собирается по отдельным, уже готовым и оборудованным секциям, которые потом достаточно быстро и точно стыкуются друг с другом. Эта технология универсальна и позволяет сократить время проектирования, строительства и операционные издержки. Американцы по такой технологии строят авианосцы, а эсминцы и другие корабли пекут, как пирожки.
Нам же надо было учиться строить по-новому. Поэтому контракт на Mistral предусматривал не только «сухую» покупку вертолетоносцев, но и передачу технологий (в том числе и проектирования и строительства), совместное производство и в итоге локализацию производства на нашей территории.
Я человек не флотский, поэтому не берусь рассуждать о нужности этих кораблей в составе нашего флота. У нас нет колоний, и мы не несем «мир и демократию» в другие страны, а Mistral – корабль экспедиционных сил и построен с учетом натовской специфики военных действий. Поэтому мне кажется, что сами корабли нам не особенно были нужны, и главным фактором их приобретения было именно получение технологий, вторичным же фактором стала политика.
Мы заплатили миллиард, они нам заплатили примерно 200 млн за строительство двух кормовых секций для кораблей. Мы частично получили технологии и дружбу с Францией, и все было хорошо, пока к власти не пришел месье Олланд, а на Украине не произошел вооруженный переворот. События всем известные.
Приказ «Вашингтонского обкома»
Честно говоря, отказ президента Франции в передаче оплаченных и уже построенных кораблей удивил и самих французов. Этого не понял никто, особенно французские корабелы, которые эти корабли построили, – они даже бунтовать пробовали. Но факт остается фактом: Mistral мы не получили. Президент Франции выполнил приказ, поступивший из Вашингтона.
Обком обкомом, но своя рубаха ближе к телу. Отказ от поставки в нашу страну Mistral негативно сказался на репутации компании STX France, которая строила Mistral, и имидже всего французского ВПК. Проведенный тогда опрос общественного мнения показал, что более 70% французов были убеждены, что соблюдение военных контрактов отвечает национальным интересам, тогда как их срыв и обман России чреват большими моральными и экономическими рисками. В этой ситуации французское руководство решило нарушить дисциплину и сделало все, чтобы и волки были сыти, и овцы целы. Париж вернул Москве миллиардную предоплату, а корабли ушли в Египет, который «нам не враг, а им не друг». Формально и требования обкома были выполнены.
В то время Египет уже взглянул широко открытыми глазами в мир так любимой в Америке «арабской весны» и уже понял, к какой пропасти его ведут товарищи из «Вашингтонского обкома». Поняли это и простые граждане, поняли это и в руководстве Арабской Республики Египет. Поэтому предпочтение было отдано России и Франции, а мнение товарищей из Вашингтона было проигнорировано. Не стоит и вспоминать, что тогда писала «самая свободная пресса цивилизованного мира» и что говорили с трибуны конгресса. Все это уже в прошлом, поезд уже ушел, а корабль уплыл.
Общий профит
Франция, хоть и частично, смогла сохранить свое лицо по отношению к миру, деньги по отношению к собственной экономике и не нарвалась на порку дядек из Вашингтона. Египет получил современные корабли, которые соответствуют его нынешним геополитическим амбициям. Кстати, в начале этого года Египет объявил о создании своего Южного флота. Помимо Mistral, в его состав войдут многоцелевой фрегат FREMM франко-итальянского производства, четыре корвета класса Gowind 2500 и четыре дизель-электрические субмарины проекта 209 немецкой постройки.
После развертывания египетского Южного флота Каир станет региональной морской державой и сможет защитить недавно открытое вблизи его исключительной экономической зоны газовое месторождение. Сейчас на него претендуют Турция, Израиль, Кипр и Греция. Как показывает опыт разрешения такого рода споров, лучшим аргументом являются боевые корабли. Есть корабли – будут переговоры. Есть у Египта и текущие задачи, например охрана торгового морского пути в районе Аденского пролива, да и прочие проблемы, устроенные саудитами и иранцами, требуют наличия хорошей ударной силы в регионе.
А в чем наш, российский профит или, правильнее сказать, что мы потеряли, а что приобрели? Мы ничего не потеряли. Mistral как корабли нам изначально были не нужны. Технологии, ради которых все затевалось, мы в основном получили. Франция фактически передала нам цифровое проектирование, крупноблочное строительство больших кораблей и водонепроницаемую защиту. Примерная стоимость полученной нами конструкторской документации составила четверть миллиарда долларов. Такую стоимость назвали сами французы.
Кроме всего прочего, были прощупаны возможности боевой информационно-управляющей системы SENIT-9. Разработанное нами под Mistral оборудование и вооружение, скорее всего, вернется на уже египетские Mistral, туда же пойдут и наши вертолеты. Результаты тендера мы узнаем уже в этом месяце. Это один из наиболее значимых плюсов. Ведь наравне с получением судостроительных технологий мы продвинули наше вертолетостроение на новый уровень и создали не имеющий аналогов морской ударный вертолет.
Вперед, разрывая шаблоны
Скорее всего, Россия вместе с Францией будет участвовать в обслуживании комплекса по имени Mistral, приобретая такой необходимый для нас опыт, который будет учтен уже на нашем флоте. Ну а объем и направленность компенсационных или, как говорят, офсетных сделок и договоренностей между тремя странами так и останется за кулисами большого театра под названием «Геополитика».
Последнее частенько вызывает разрыв шаблона в неокрепших русофобских мозгах. «Короткое замыкание» – и в стройные ряды западного политического истеблишмента летит новое предположение, подкрепленное «качественными данными из очень осведомленных источников». Например, в конце 2016 года министр обороны Польши Антоний Мациревич на слушаниях в польском парламенте с серьезным выражением лица заявил: «Это правда, в последние дни Mistral де-факто переданы России за один доллар. Эта операция состоялась».
В детали он вдаваться не стал и заявил, что располагает такой информацией «из хороших источников». Ему тут же стала вторить представительница министерства обороны Катажина Якубовская: «В интересах безопасности Польши отсутствие у России современных десантных морских судов класса Mistral». Ну да, мадам, русские корабли уже швартуются в Варшаве. Эх, господа, Псаки на вас нет!
«Катран» для Египта
С большой долей вероятности на Mistral пойдут именно наши вертолеты Ка-52К «Катран», но это мы узнаем в самое ближайшее время. В чем отличие «египтянина» от «россиянина»? Главная особенность вертолетов в экспортном исполнении – оптико-электронная прицельная система ОЭС-52, которая устанавливается под носовой частью вертолета взамен штатной оптико-электронной системы ГОЭС-451. Эту станцию презентовали на прошлом авиасалоне МАКС на предсерийном образце. Она же будет установлена на законтрактованных Египтом вертолетах. Участие ТАВКР «Адмирал Кузнецов» и, соответственно, пары Ка-52К в реальных боевых действиях в Сирии показало реальную эффективность этих машин. Опыт, полученный в результате этого похода, поистине бесценен.
Машине решили добавить возможностей. В первую очередь это коснется радиоэлектронного оборудования. Сейчас «Катран» оснащен РЛС «Арбалет», которая работает в миллиметровом диапазоне. Это дает РЛС высокую разрешающую способность (она видит небольшие цели), но и снижает дальность обнаружения. Как результат – «Арбалет» эффективен при работе по прибрежным и наземным целям.
Для морской машины это недостаток, поэтому «Катран» получит РЛС с активной фазированной решеткой (АФАР) и дополнительный, сантиметровый диапазон. Это резко увеличит быстродействие и дальность работы новой РЛС. АФАР не имеет механических деталей для направления радиолуча, поэтому сканирование пространства осуществляется в доли секунды, наведение более точное, селекция и сопровождение целей становятся многоуровневыми. За счет сантиметрового диапазона дальность обнаружения больших целей, то есть кораблей, вырастает до 180 км.
Увидит новый радар и небольшие маловысотные воздушные цели: крылатые ракеты и беспилотники, сможет передавать целеуказание по обнаруженным объектам. В результате экипаж «Катрана» получит более качественный массив боевой информации и более мощное оружие. Машина, имеющая на борту такую электронику, мощные противокорабельные ракеты и подготовленный экипаж, становится грозным оружием для кораблей противника. Наличие таких мощных ударных вертолетов в составе корабельной группировки дает флоту качественно новые возможности по боевому применению как в десантных операциях, так и в морских сражениях.
«Катран» для России
До 2020 года Министерство обороны РФ планирует получить 146 вертолетов Ка-52. Из них 32 будут Ка-52К «Катран». Когда Ка-52К зависнут над палубой египетских Mistral, я не знаю, начало поставок ожидаем в этом году, но они точно обживут ангары наших кораблей – как существующих, так и будущих. Существующие – это большие противолодочные корабли проекта 1155, где «Катран» вполне способен уместиться в ангаре БПК рядом с противолодочным Ка-27ПЛ. Таких кораблей у нас в строю восемь.
Предусмотрено базирование Ка-52К и на будущих универсальных больших десантных вертолетоносцах «Прибой». Он будет иметь следующие характеристики: водоизмещение – 14 тыс. т, длина – 165 м, ширина – 25 м. На нем могут быть размещены до 12 ударных или противолодочных вертолетов. В трюме до 60 единиц бронетехники и не менее 500 «черных беретов». В общем, немало, осталось только дождаться этих кораблей от наших судостроителей. А вот авиастроители, судя по всему, не подведут. Вертолеты для флота будут. Ждем корабли…
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»