Юбилейная, десятая ежегодная выставка HeliRussia начнет работу в московском МВЦ «Крокус» 25 мая. О том, что покажут на выставке, производство каких вертолетов, возможно, получит господдержку, а также о том, какую роль в российской вертолетной индустрии играет Индия, в материале сайта телеканала «Звезда» рассказал авиаэксперт Владимир Карнозов.
HeliRussia призвана стать площадкой для демонстрации последних достижений отечественных конструкторов, производственников и эксплуатирующих организаций, чья деятельность связана с винтокрылыми машинами. Мероприятие входит в перечень выставок, которые распоряжением правительства РФ отнесены к таковым с участием военной продукции. Подтверждением тому служат события прошлых лет, когда на открытой площадке «Крокуса» перед входом в закрытый павильон демонстрировались натурные образцы противотанкового вертолета Ми-28Н «Ночной охотник» и модернизированного транспортно-штурмового Ми-35М.
К сожалению, на выставке 2017 года среди натурных экспонатов (насчитывающих 19 вертолетов, два автожира и 15 беспилотных летательных аппаратов) конечная продукция, предназначенная для вооруженных сил, полномасштабно представлена не будет. Вместе с тем элементы бортовых комплексов военного и двойного назначения можно будет увидеть на каждом десятом стенде фирм-участников. Их количество выросло с 129 в 2008 году до 230 в нынешнем, включая иностранные из 21 страны мира.
Скоростной вертолет
От спикеров пресс-конференции обнадеживающе прозвучала информация, что по линии профильных министерств обеспечивается финансирование темы «Скоростной вертолет». Государственные средства дают отечественным конструкторским коллективам возможность продолжать научно-исследовательскую работу сразу по двум ключевым направлениям.
Первое связано с испытаниями летающей лаборатории ПСВ (сокращение от «перспективный скоростной вертолет»), созданной на платформе транспортно-штурмового Ми-24. Среди прочего, на ней отрабатываются усовершенствованные лопасти прогрессивной профилировки, позволяющие разогнаться до скорости 450 км/час. «Большего на одноосном вертолете достичь не получается», – прокомментировал Емельянов. Отметим, что такие популярные модели вертолетов, как Ми-24/35М и Ка-52, имеют максимальные скорости горизонтального полета порядка 320–350 км/час, то есть новые технологии дают «весомую прибавку» порядка 100–130 км/час.
Второе направление – скоростной вертолет соосной схемы. «Фирма "Камов" отрабатывает модель со скоростью порядка 500 км/ч», – утверждает Сергей Владимирович. Предложенный концепт подходит для военных, но слишком дорог для коммерческих пользователей. «Для гражданского применения технологии пока недостаточно развиты, они не обеспечивают экономику авиаперевозок. Основная проблема – пассажирские и грузовые перевозки будут очень дорогими». Как бы то ни было, работы сразу по двум направлениям способствуют созданию научно-технического задела, который в будущем пригодится при создании новой техники и модернизации вертолетов строя.
Возобновление испытаний Ка-62
Коснувшись перспективной темы Ка-62, директор департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ Сергей Емельянов сказал, что опытная машина, которая впервые поднялась в прошлом году и провела некоторое время на режиме висения, вскоре возобновит летные испытания и выполнит «первый полноценный полет». Поскольку перечень бортового оборудования включает ряд созданных в последнее время весьма прогрессивных систем, в процессе работы у создателей Ка-62 возникли технические сложности, которые потребовали дополнительного времени для доводки.
Напомним, что Ка-62 – гражданский вариант военного вертолета Ка-60 «Касатка», созданного по заданию Министерства обороны Советского Союза и прошедшего тестирование, но не запущенного в серийное производство по причине недостачи средств в оборонном бюджете на рубеже веков. Остается надежда на то, что, получив коммерческие заказы на Ка-62, отечественная промышленность доведет базовую платформу до нужной кондиции, что станет основой для возобновления интереса к ней со стороны защитников Отечества.
В отличие об базового Ка-60 с рыбинскими моторами РД-600В силовая установка, а вместе с ней топливная и некоторые другие системы на прототипе Ка-62 – французского происхождения (используются двигатели Turbomeca Ardiden 3G). Они попали на борт в период большой дружбы с Западом, а в настоящее время правительством РФ провозглашена и последовательно проводится политика импортозамещения. В связи с этим вертолету предстоит трансформация в заданном направлении. Участники пресс-конференции упомянули (правда, без деталей) об интересе к доработанному вертолету со стороны «силовых ведомств», которые вполне могли бы выступить в роли стартового заказчика.
Напомним, что в ходе прошлых выставок HeliRussia небольшие поставочные контракты на Ка-62 в VIP-варианте поступили от коммерческих структур, включая иностранные. По всей видимости, сегодня речь идет о поиске дополнительных заказов, которые вкупе могли бы оправдать вложенные в проект инвестиции. В данной связи выступавшие на вышеупомянутой пресс-конференции сообщили, что ведутся маркетинговые исследования с целью расширить список потенциальных клиентов Ка-62.
На прошлогодней HeliRussia руководство «Вертолетов России» объявило о том, что сумело заинтересовать Министерство обороны России темой Ми-38, которая до того момента считалась чисто коммерческой. Среди натурных экспонатов предстоящего форума будет присутствовать летный экземпляр Ми-38Т (в прошлом году выставлялся опытный Ми-38-2) с отечественными системами и двигателями ТВ7-117В и системами, что делает машину более привлекательной в глазах покупателей из России и ее ближайших союзников.
Обладая максимальной взлетной массой 6,5 т, Ка-62 рассчитан на перевозку до 15 человек. Таким образом, в производственной линейке «Вертолетов России» он займет промежуточное положение между Ми-38 (15 т, 30 пассажиров) и «Ансатом» (3,6 т, семь-девять пассажиров).
«Ансат» ждет очередная модернизация
Самым крупным пользователем вертолетов данного типа выступает министерство обороны, в парке которого насчитывается порядка 40 машин «Ансат-У» с электродистанционной системой управления (ЭДСУ). Они используются в качестве учебных при подготовке военных летчиков. Поскольку сертифицировать такой вертолет по действующим в гражданской авиации правилам летной годности оказалось крайне сложно (аналогов в мире нет), для коммерческих заказчиков пришлось разработать вариант с гидромеханическим управлением (ГМСУ).
Создание варианта «Ансат» с ГМСУ позволило его разработчику и производителю – Казанскому вертолетному заводу (КВЗ) – получить в 2013 году сертификат типа от Авиационного регистра межгосударственного авиационного комитета (АРМАК). Это открыло вертолету дорогу на гражданский рынок. Сегодня несколько экземпляров выполняют полеты в авиакомпании «Русские вертолетные системы» (финансовая аренда от «Сбербанк Лизинг») и в интересах медицинских организаций Татарстана (Республиканская клиническая больница и др.). Недавно получен первый зарубежный заказ – из Китая, от фирмы Wuhan Rand Aviation Technology Service Co. Ltd.
Большие ожидания по закупке подобных вертолетов проходят по линии принятого в конце прошлого года президентского проекта «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации». В течение 2017 года по линии вышеупомянутого приоритетного проекта будет поставлено 29 летательных аппаратов, включая 23 семейства Ми-8 и шесть типа «Ансат».
С финансовой точки зрения наибольшие средства идут на вертолеты семейства Ми-8 (средняя цена с учетом скидки – 350 млн рублей). «Эта машина хорошо известна российским авиакомпаниям, – пояснил данный выбор Сергей Емельянов. – Что касается "Ансата", то эта машина менее известная, но нам было бы интереснее развивать эту тему, поскольку вертолеты этой модели дешевле». (Отпускная цена с учетом скидки варианта с медицинским модулем – 222 млн рублей). В следующем году планируется закупить 11 Ми-8 и 16 «Ансатов».
С момента первого полета в далеком 1999-м «Ансат» прошел несколько программ по улучшению базовой конструкции, которые были направлены на увеличение ресурса, снижения массы и повышения летно-технических характеристик. А на пресс-конференции 16 мая Сергей Емельянов сказал, что по линии Минпромторга выделяются дополнительные государственные средства на следующую модернизацию «Ансата». «В этом году заложено финансирование для начала соответствующих работ», – сообщил он.
О какой доработке может идти речь? Прежде всего по линии силовой установки и бортовых систем, а собственно медицинские модули трогать не будут, пояснил Сергей Владимирович. Сегодня на серийные «Ансаты» ставят двигатели фирмы Pratt&WhitneyCanada модели PW207K, а в будущем их могут заменить более мощные питерские ВК800В, новые варианты которых будут выставлены на HeliRussia – 2017. Кроме того, на выставке Раменское приборостроительное конструкторское бюро представит новейший комплекс БРЭО, разработанный специально для данного типа воздушного судна.
Отметим, что очередная модернизация «Ансата» пойдет на пользу и вооруженным силам, поскольку вносимые в типовую конструкцию изменения сделают ранее поставленные вертолеты более надежными и безотказными. В перспективе появление полностью российского варианта вертолета может подвигнуть военное ведомство и другие силовые структуры на размещение дополнительных заказов.
Ка-226 – упор на Индию
Между тем вертолеты в данной типоразмерности (максимальный взлетный вес – 3,6 т) широко распространены в мире и активно задействованы не только в санитарной, но и военной авиации. К ней также относится Ка-226, однако пока поставок такого рода техники в комплекте с медицинским модулем действующими государственными контрактами не предусматривается.
Сергей Емельянов объяснил данный факт следующим обстоятельством: «В настоящее время основной упор по теме Ка-226 делается на реализацию проекта по сборке таких вертолетов по заказу Республики Индия – всего 160, из них 60 будут собраны в России и поставлены в "техкомплектами" иностранному заказчику». Уточним, что рамочное соглашение между Москвой и Дели рассчитано на 300 вертолетов варианта Ка-226Т, который будет исполняться в несколько этапов, по мере освоения данного типа местными предприятиями.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»