Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Алексей Якимов в интервью передачи «Легендарные самолеты» телеканала «Звезда» рассказал, как поднял в воздух первый опытный образец самолета Ла-5, проходивший государственные испытания.
«Еще при наборе высоты я почувствовал, что этот самолет нечто более существенное, чем другие истребители», - рассказал Якимов.
Уже в первых полетах испытатель оценил потенциал новой машины. Однако и список замечаний был немалым. На устранение недостатков отвели 10 дней. Одним из наиболее существенных дефектов был перегрев масла, и самолету требовался новый маслорадиатор.
Якимов рассказал, как он обнаружил в цеху новенький масляный радиатор с заводским паспортом от мотора М-107 и предложил поставить на новый самолет. Двигатель перегреваться перестал.
«Взлетаю и чувствую, что самолет другой стал. Появился действительно истребитель: бойкий, быстрый, энергичный», - рассказал Якимов.
Простая конструкция самолета, отсутствие необходимости в сложном техобслуживании и нетребовательность к взлетным полям делали его идеальным для тех условий, в которых приходилось действовать частям советских ВВС. В течение 1942 года было изготовлено 1129 истребителей ЛаГГ-5.
Наиболее широко Ла-5 применялся во время Курской битвы. Именно на Ла-5 6 июля 1943 года знаменитый советский ас Иван Кожедуб сбил свой первый немецкий бомбардировщик Юнкерс Ю-87. На самолёте Ла-5 также летал знаменитый советский лётчик Алексей Маресьев.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»