Новая российская гиперзвуковая ракета может сделать бессмысленной американскую систему ПРО и дать нам преимущество на 30 лет вперед.
Сообщение об успешных испытаниях новейшей российской гиперзвуковой крылатой противокорабельной ракеты «Циркон» стало настоящей сенсацией. Шутка ли, этот девайс достиг восьми скоростей звука, то есть 2,5 км/сек. Это достижение уверенно выводит Россию вперед в одной из самых перспективных областей. Ведь разработки гиперзвуковых аппаратов, кроме нас, ведут США и Китай, однако им пока не удалось явить миру что-либо подобное.
Бег с препятствиями
Рекорд скорости для современных противокорабельных ракет – 2,5 Маха (М), или две с половиной скорости звука. Такие ракеты запускаются в предполагаемом направлении движения цели. Однако даже при такой скорости полета ракеты цель может изменить направление и уйти за пределы сектора обнаружения головки самонаведения.
Преградой дальнейшему повышению скорости является тепловой барьер. Полеты прототипов на 3 М сопровождались нагревом кромок воздухозаборников и передней кромки крыла до 300 °С, а остальной части обшивки – до 250. При 230 °С снижается прочность дюралюминия, при 520 °С теряют необходимые механические свойства титановые сплавы. А при температурах выше 650 °С плавятся алюминий и магний, теряет свойства жаропрочная сталь. И это при полетах в стратосфере на высоте 20 км в сильно разреженном воздухе.
Достижение скорости 3 М на меньших высотах не представляется возможным: температура обшивки достигла бы четырехзначных значений. Но на высотной траектории противник уже через секунды после старта заметит пуск ракеты и начнет готовиться к отражению атаки. А что произойдет, если его радар ракету потеряет? Ну, скажем, ее окутает облако плазмы, как происходит на скоростях более 4 – 5 М, то есть на гиперзвуке? Скорее всего, решит, что сигнал был ложным, и махнет рукой. Но как добиться такой скорости, если конструкция нагревается и топливо закипает?
Для достижения гиперзвука ракете требуется водород или хотя бы топливо, состоящее в значительной мере из водорода. Но газообразный водород имеет малую плотность, а хранение жидкого водорода создает непреодолимые технические сложности. Кроме того, плазменное облако сожжет радиоантенны, что приведет к потере управляемости аппаратом.
Вспомнить все
На советской еще гиперзвуковой ракете Х-90 ГЭЛА эти недостатки превратили в достоинства. Проблему охлаждения корпуса и водородного топлива решили таким образом, что в качестве его компонентов стали использовать смесь керосина и воды. После нагрева она подавалась в мини-реактор, где проходила реакция, в результате которой вырабатывалось водородное топливо. Этот процесс одновременно приводил и к сильному охлаждению корпуса машины.
Не менее оригинально была решена проблема обгорания радиоантенн, в качестве которых стали использовать само плазменное облако. При этом оно позволяло аппарату не только двигаться в атмосфере со скоростью 5 М, но и резко менять направление полета. Кроме того, плазменное облако еще и создавало эффект шапки-невидимки для радаров. ГЭЛА летала на 3000 км и, предположительно, могла нести два ядерных боеприпаса. К сожалению, программу закрыли в 1992 году, потом в стране кончились деньги, и казалось, что о полетах на гиперзвуке забыли.
Рождение ракеты
В 2011 году НПО машиностроения создало группу конструкторов для разработки гиперзвукового корабельного ракетного комплекса ЗК22 «Циркон». Первые испытания и первые неудачи пришлись на 2012 и 2013 годы. На устранение недоработок ушло три года, и только в 2016-м, после испытаний с наземного стенда, разработчики заявили о создании нового гиперзвукового ракетного оружия. При этом было сказано, что в серию оно может пойти с 2017 года.
Конечно, результаты испытаний подобного оружия – тайна за семью печатями, но кое-какие предположения о характеристиках «Циркона» первой модификации сделать можно.
Уже первая модификация этой ракеты будет иметь дальность около 500 км при скорости 2,5 км/сек, а с увеличением скорости до 3,5 км/сек дальность возрастет втрое. Ничего подобного «Циркону» у США нет и в ближайшее время не предвидится. Надо понимать, что при скоростях этой ракеты, в восемь-десять раз превышающих скорость звука, никакими ракетами противовоздушной обороны ее не сбить. Так, время реакции ракетного комплекса ПВО США системы Aegis составляет порядка 8–10 сек. «Циркон» при скорости 2 км/сек за это время пролетит до 25 км, система ПВО физически не успеет отработать такую цель.
Ракеты-перехватчики наземного базирования также не успевают догнать «Циркон» и могут быть применены только на встречных курсах. То есть «Цирконы» специально предназначены для преодоления ПВО противника.
Новая эра
Похоже, первым кораблем, который будет вооружен ЗК22 «Циркон», станет проходящий сейчас модернизацию тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». Вернуться в боевой состав флота корабль должен в 2018 году. Кроме того, после завершения модернизации в 2022 году другой атомный крейсер, «Петр Великий», также будет вооружен этими ракетами.
Сейчас каждый из них имеет 20 пусковых установок ПКР «Гранит», и в каждой может разместиться по три «Циркона». Итого 60 ракет на каждом крейсере вместо 20. А когда у нас появится подлодка пятого поколения «Хаски», на которой будет стоять «Циркон», то можно будет уверенно сказать, что мы добились превосходства над США.
Не случайно конгрессмен Тренд Френкс так прокомментировал ситуацию: «Приближается гиперзвуковая эра. Вражеские разработки коренным образом меняют фундаментальные законы войны». И это действительно так. Появление у нас крылатых гиперзвуковых ракет большой дальности с ядерными боеголовками сделает бессмысленной любую систему ПРО как минимум на 30 лет вперед.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»