Большой ажиотаж в СМИ вызвали заявления ряда российских военных на VI Московской конференции по международной безопасности о том, что американские системы ПРО будут способны обстреливать российские баллистические ракеты. Что на самом деле имелось ввиду разобрался для сайта ТРК «Звезда» эксперт атомной и ракетной отраслей Владимир Хрусталев.
По словам начальника Центрального научно-исследовательского института Войск воздушно-космической обороны Минобороны России Сергея Ягольникова ПРО США имеет возможность поражения российских межконтинентальных баллистических ракет (МБР) уже через 150 секунд полёта.
«Период подготовки применения ПРО обеспечивает достаточный баланс времени для обстрела российских межконтинентальных баллистических ракет на восходящем активном участке траектории их полёта. При использовании внешнего целеуказания от космического аппарата пуск противоракет возможен уже на 85-й секунде после старта МБР. 20 секунд — это обнаружение старта. 20 секунд — время доведения команд боевого управления. 45 секунд — время предстартовой подготовки противоракеты с учётом координат встречи. Таким образом, на 150-й секунде возможность поражения МБР уже реально имеется по временному балансу», - заявил Ягольников.
Также он подчеркивает, что ПРО США обладают потенциалом перехватывать все ракеты, идущие из России и Китая по мере развертывания новых противоракет как в США, так и в прилегающих районах.
Игры разума
Проблема многих СМИ заключается в том, что воспринимая какую-то информацию они забывают о том, что она верна только при определенном количестве допущений и граничных условий.
Во-первых, для иллюстрации были взяты только определенные траектории МБР. Да, на этих траекториях системы слежения засекают пуск пораньше, а на некоторых участках стрельба по ракете возможна не только с американского континента, когда она приближается, а еще на восходящем участке с систем, размещенных ближе к границам России. Но в реальном военном планировании можно просто заранее планово изменить траектории ракет. Как говорится, «всегда есть обходная дорога».
Во-вторых, даже корабельные системы ПРО ближайшего будущего (и больших обещанных американских бюджетов) все позиционные районы не «закроют» чисто физически. Да, часть пусков из некоторых локаций они уже «закрыть» могут, но далеко не все. И уж тем более не все возможные траектории ракет.
В-третьих, речь идет об определенных МБР, для которых характерна одна важная черта: относительно длительный активный участок. По мере модернизации РВСН и дальнейшем поступлении на вооружение новых ракет задача перехвата снова усложнится. Работы по сокращению активного участка – одна из важнейших частей программ создания новых поколений МБР в России. То есть, пока ракета светит «факелом» - это удобная цель. Полезная нагрузка еще не отделилась, а объект достаточно заметный в разных диапазонах, большой и удобный для стрельбы. Но чем раньше отделяется полезная нагрузка (боеголовки и ложные цели), тем меньше шансов, что ракета окажется со всем грузом в зоне стрельбы противоракет, приближенных к нашим границам. И в этом сценарии в зону действия ПРО попадет уже множество объектов, на каждый из которых придется тратить несколько противоракет.
В-четвертых, американские системы ПРО во многом имеют теоретические способности. По многим видам целей у них заявлены возможности, которые на практике не проверялись: на учениях класс поставленных перед расчетами задач имеет мало отношения к реальности.
Никто не планирует спать
Способность гарантированно перехватить массированный удар современных МБР, спланированный с учетом системы обороны противника это вопрос 15-25 лет работы. Да, США работают над этим, да, они хотят получить этот потенциал, но пока это вопрос будущего (достаточно вспомнить о непрерывной цепи проблем, которой сопровождается проект GBI).
Нужно отметить, что это получится только в том случае, если РФ и Китай будут «спать» и никак не развивать свои РВСН. В это верится с трудом.
Когда военные говорят о «возможности обстреливать все идущие на США МБР» - это означает что, в принципе, боеголовки идущие на США после запуска ракет из позиционных районов МБР РФ и КНР в любом случае окажутся в зоне действия наземных противоракет, размещенных на американском континенте, а не то, что они все будут или вообще могут быть сбиты независимо от сценария атаки.
Есть и еще ряд модных страхов. Дескать, вот они много противоракет разместят на кораблях, они скрытно выдвинутся к границам РФ и после атаки на Россию посбивают все наши ракеты. Авторы подобных утверждений забывают о том, что для того чтобы это всерьез подготовить, нужно много противоракет и много кораблей, нужно не одну неделю «тащить» флот в определенные локации. При этом часть этих позиций должна находиться… в Арктике, куда боевые корабли могут дойти только c ледоколами. И да, – весь американский флот, покинувший все остальные районы и идущий на позиции вокруг России – это будет ну очень «незаметно». Причем «незаметно» будет по всему миру.
Про внезапные атаки крылатыми ракетами, после которых ПРО собьет ослабленный ответный удар можно сказать следующее. Проблема в том, что число «посадочных мест» на флоте США ограничено. Все 100% кораблей не могут быть в море. Часть КР на хранении, часть противоракет тоже. Для стороны, планирующей удар, со всё той же «незаметной армадой» глобальных масштабов. Это не говоря уже о том, что такой залп должен быть сделан с большим запасом, чтобы добиться перенасыщения российской системы ПВО. А значит, нужно еще больше кораблей, возникают еще большие проблемы с внезапностью.
Из бумажного в картонный
Означает ли это, что ПРО США это чистый пиар? Нет. Это комплексная система, которая разрабатывается для обеспечения силовой политики Вашингтона. Пока она способна гарантировать защиту лишь от очень слабых ракетных игроков, но она быстро развивается. И это очень большой проект на дальнюю перспективу (2030-2040-е гг.). И нам, и китайцам, и остальным ракетным державам при проектировании новых ракет необходимо учитывать то, что противостоять им будет все более мощная и эффективная система ПРО. А, значит, нужно сокращать активный участок, делать двигатели более мощными, чтобы использовать более «хитрые» траектории, совершенствовать устанавливаемые в полезной нагрузке средства преодоления ПРО и так далее.
Также все большую роль в военном планировании играет отработка выведения из строя систем ПРО в случае конфликта. Например, ударами крылатых ракет по радарам слежения, подавление их помехами, высотный подрыв ядерных зарядов (ЭМИ плюс создание зон с искаженной радиолокационной обстановкой) и так далее. Отдельно стоит отметить, что активно ведутся и работы по созданию не ракетных средств осуществления ядерного возмездия. Таким образом, опасность своевременно обнаружена и профилактические меры принимаются.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»