В ночь с 17 на 18 декабря 1916 года во дворце князя Феликса Юсупова был жестоко убит друг императрицы Александры Федоровны и советник Николая Второго Григорий Распутин. Это преступление называют «первым выстрелом революции». Авторы программы «Улика из прошлого» на телеканале «Звезда» провели собственное расследование, чтобы выяснить, кто в действительности причастен к смерти Распутина.
Обезображенный и окоченевший труп Распутина обнаружили 19 декабря 1916 года в реке у Петровского моста. По официальной версии, расправу над Распутиным учинили князь Феликс Юсупов, лидер радикальных националистов Владимир Пуришкевич и двоюродный брат Николая II великий князь Дмитрий Павлович. Основным мотивом преступления было то, что Распутин чрезмерно влиял на царя. Решения, которые принимал Николай Второй с подачи своего советника, по мнению заговорщиков, расходились с интересами России.
Подробное описание кровавой ночи Юсупов и Пуришкевич изложили в своих мемуарах и дневниках. Заманив Распутина на ужин, сначала его попытались отравить цианистым калием. Но яд не подействовал. Тогда царского «советника» решили застрелить. В книге, изданной в 1927 году, Юсупов подробно описывает, как выстрелил Распутину в левую часть груди из пистолета, от пули попавшей в область сердца «старец» вновь не умер и даже попытался бежать. Тогда за дело взялся Пуришкевич, он снова выстрелил в Распутина, пуля попала в спину. Но и тут царский советник не скончался. Было принято решение, связать живучего «старца» по рукам и ногам и утопить.
Сегодня такой феномен объясняют тем, что сахар, содержащийся в пирожных и вине, мог нейтрализовать действие яда. Ведь цианистый калий при взаимодействии с глюкозой теряет свои химические свойства. Однако в химической лаборатории, куда обратились авторы программы, это опровергли. Химики сообщили, что цианистый калий подействовал быстрее, чем сахар из пирожных мог превратиться в противоядие, то есть Распутин должен был умереть в течение нескольких минут после подобной трапезы.
Более того, если бы эпизод с ядом был правдой, то у Распутина были бы характерные симптомы отравления. Как следует из мемуаров Пуришкевича, действие яда «сказалось на нем лишь в том, что у него беспрестанная отрыжка и некоторое слюнотечение».
По словам эксперта, симптомы цианистым калием совсем не похожи. Так, у человека, отравившегося этим веществом, синеет и краснеет лицо, начинаются судороги.
Ни о посиневшем лице, ни о судорогах заговорщики в своих мемуарах не обмолвились ни словом, так что, вероятно, отравления и вовсе не было.
Вызывает вопросы и другой факт, посмертные фотографии Распутина запечатлели огромную дыру от пули в районе лба. Но в мемуарах российских аристократов ничего не говорится о том, кто и в какой момент сделал «контрольный выстрел в голову». По их версии, царский советник был еще жив, когда его бросали в воду.
После того, как посмертные фотографии Распутина обнародовали, стало понятно, почему тело Распутина сожгли, не оставив улик для эксгумации трупа. След на фото от выстрела в голову развеял все сомнения в том, от чего умер царский советник.
Враги у Распутина были и среди революционеров, и среди аристократов и даже среди простых крестьян. Он не стеснялся брать за «продвижение по карьерной службе» деньги, обещания выполнял не всегда.
Историк английской разведки Майкла Смита в своей книге «Шесть: история британской "Сикрет интеллидженс сервис"» пишет, что в 1916 году, в разгар войны, до резидента английской разведки в Петрограде дошли слухи о том, что Распутин через царицу Александру Федоровну, немку по происхождению, пытается добиться сепаратного мира с Германией. Это сильно обеспокоило англичан. В Петроград был направлен капитан МI6 Освальд Рейнер с заданием добиться от Распутина информации о переговорах и, если потребуется, устранить его, как опасного агента германского влияния.
По мнению Смита, третий, «контрольный», выстрел в голову Распутина был сделан Освальдом Рейнером из английского револьвера «Уэбли – 455». Из дневников заговорщиков мы точно знаем, что князь Юсупов стрелял из Browning, а депутат Пуришкевич из Savage
Согласно результатам баллистической экспертизы, которую провели авторы программы, установлено, что контрольный выстрел был произведен не из мелкокалиберного оружия, какими были Browning и Savage.
Историк разведки Геннадий Соколов также согласен с версией Смита, изучив материалы дела, он пришел к выводу, что Распутина убили из табельного оружия Освальда Райнера. Это подтверждает и баллистическая экспертиза. «Уэбли – 455» в то время был на вооружении британской армии.
По словам Соколова, Освальд Рейнер и Феликс Юсупов были близкими друзьями, познакомившись в Лондоне, когда князь приехал в страну получать образование в Оксфордском университете.
Как указывает судмедэксперт Александр Аулов, осмотрев посмертные фотографии Распутина, судя по повреждениям лица, старца перед смертью пытали. Вероятнее всего, информация была нужна британскому агенту. Задачей Освальда Рейнера было выведать у Распутина, действительно ли Россия планирует заключить сепаратный мир с Германией.
Причастности британских спецслужб к смерти Распутина имеется документальное подтверждение. Так, в рассекреченных документах переписки английских разведчиков имеется письмо друга Освальда Рейнера офицеру британской разведки Джону Скэйлу от 24 декабря 1916 года. В этом письме говорится следующее: «не все пошло по плану, но наша цель была достигнута… Рейнер заметает следы и, несомненно, свяжется с вами для инструктажа».
Ряд историков уверены, что в послании говорится именно об убийстве Распутина, а вся история Юсупова и Пуришкевича с отравленными пирожными и живым утопленником выдумана лишь для оправдания, они пытались убедить общественность в том, что избавили Россию от «темной силы» и дьявола во плоти, которого ни яд не берет, ни пуля не пробивает.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»