Телеканал «Звезда» публикует уникальные кадры испытаний автономного боевого модуля ЗРК «Тор-М2КМ» производства Ижевского электромеханического завода «Купол», установленного на палубе фрегата «Адмирал Григорович».
Впервые сухопутный ЗРК производства Ижевского электромеханического завода «Купол» стрелял по низколетящим воздушным целям в открытом море с палубы корабля. По словам главного конструктора ЗРК «Тор-М2КМ» Вячеслава Карташова, испытания прошли в начале октября в Черном море в интересах ВМФ.
Как сообщили сайту телеканала «Звезда» в ИЭМЗ «Купол», ранее, в августе 2015 года, состоялись испытания ЗРК «Тор-М2У» со стрельбой с береговой черты по целям над водной поверхностью. Тогда были подтверждены возможности ЗРК «Тор-М2У» по обнаружению, сопровождению и обстрелу целей, идущих над водной поверхностью. В ходе испытаний в октябре 2016 г. предстояло подтвердить характеристики ЗРК «Тор-М2КМ», размещенного на корабле.
Мишенная обстановка создавалась двумя одиночными целями. Первой целью был имитатор воздушной цели 9Ф841М1 «Саман», изготовленный на базе ЗУР 9М33М ЗРК «Оса-МА». «Саман» имитировал самолет условного противника. ЗРК «Тор-М2КМ» надежно поразил эту цель на высоте 1000 м на дальности 8 км. «Саман» для «Тора» - не новая цель, и новизна заключалась в условиях работы по ней – волнение моря 2 балла и скорость корабля 7-8 узлов (около 15 км/ч). Вторая цель имитировала противокорабельную ракету «Гарпун» и летела на сверхмалой высоте. Эта цель также была надежно обнаружена, взята на автосопровождение и обстреляна комплексом.
Испытания проходили в присутствии представителей Главного штаба Военно-морского флота и штаба Черноморского Флота. По результатам испытаний оформлен протокол, в котором представителями ВМФ РФ дана высокая оценка применения ЗРК «Тор-М2КМ», размещенного на корабле. Прошедшие испытания также подтвердили заявления конструкторов автономного боевого модуля ЗРК «Тор-М2КМ» о широких возможностях его боевого использования. Модуль может быть установлен на стационарной площадке в труднодоступных районах, на любом шасси соответствующей грузоподъемности и, как это было подтверждено натурными испытаниями, на палубе корабля.
Как пояснили в пресс-службе «ИЭМЗ «Купол», помимо подтверждения принципиальной возможности использования сухопутного ЗРК с палубы корабля, испытания дали большое количество данных о влиянии качки на работу ЗРК «Тор-М2», влиянию волн на обнаружение и сопровождение цели, наведение зенитной управляемой ракеты. Получено большое количество информации, необходимой для адаптации алгоритмов боевой работы сухопутного ЗРК в морских условиях. Это позволит продолжить работу по унификации «морских» и «сухопутных» ЗРК.
По словам Вячеслава Карташова, помимо унификации по ЗУР, которая уже была реализована в сухопутном ЗРК «Тор» и морском ЗРК «Кинжал», предполагается унифицировать всю аппаратную часть морской и сухопутной версий ЗРК. Морской «Тор» будет отличаться по конструкции лишь в той мере, в какой это продиктовано необходимостью вписывания ЗРК в корабельную инфраструктуру.
В пресс-службе предприятия отметили, что унификация морских и сухопутных ЗРК, позволит снизить стоимость ЗРК, повысить надежность их функционирования, использовать унифицированные средства технического обслуживания и ремонта, а в конкретном случае использования ЗРК класса «Тор» ещё и решить задачу размещения современных средств ПВО на кораблях малого водоизмещения. Всё это должно повысить уровень защищенности кораблей и корабельных группировок ВФМ РФ.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»