В ходе Второй мировой войны и после ее окончания получили стремительное развитие не только сами инженерные боеприпасы, в частности противотанковые и противопехотные мины, но и тактика и способы их использования.
Так, например, появился новый элемент боевого порядка – подвижный отряд заграждения (ПОЗ). Его задача – быстро переместиться на направление возможного прорыва, выдвижения, наступления или контратаки и буквально под носом неприятеля установить минное поле с целью задержать противника, затруднить ему совершение маневра.
Для быстрой установки минных полей в арсеналах армий стали появляться прицепные и самоходные минные заградители, вертолетные минные раскладчики и, наконец, системы дистанционного минирования. Заблаговременная установка минно-взрывных заграждений противником тоже требовала времени и средств для проделывания в них проходов.
Без решения задач по обеспечению преодоления минно-взрывных заграждений ни о каких успешных наступательных действиях речи идти не могло. В связи с этим быстрое проделывание проходов в минных полях и других минно-взрывных заграждениях стало важнейшим условием выполнения частями и соединениями поставленных боевых задач. С этой целью изобретались различные средства обезвреживания вражеских мин.
Как уже отмечалось, снимать и обезвреживать мины вручную силами специально обученных саперов долго и рискованно. Значительно быстрее стали проделывать проходы в минных полях с появлением на вооружении минных тралов, навешиваемых на танки. Но тралы, в первую очередь катковые, снижают маневренность танков, на которые они навешены. Демонтаж и перевозка катковых секций в грузовиках, и снова их монтаж на танки при необходимости – потеря драгоценного, особенно в бою, времени.
Идея проделывать проходы в минных полях с помощью взрыва родилась между мировыми войнами. Суть ее заключалась в применении танков с минными тралами, буксировавших за собой так называемые «бангалорские торпеды», представлявшие собой пятиметровую трубу с зарядом взрывчатки. «Бангалорские торпеды» были изобретены в 1912 году британским капитаном Макклинтоком (McClintock) для уничтожения взрывом проволочных заграждений. Боеприпас подсовывался под заграждение и подрывался, образуя прореху в проволочном заграждении.
Для проделывания проходов в минных полях с помощью «бангалорских торпед» танк тралами проделывал проход для себя и буксировал за собой связку из труб со взрывчаткой. Затем этот «хвост» подрывался, и вслед за танком могли идти другие машины и пехота. Первым серийным танком, приспособленным для такой работы, стал британский Churchill Snake, тащивший за собой сцепленные друг за другом 16 пятиметровых труб со взрывчаткой. Способ довольно эффективный, но имеет один существенный недостаток – танк с тралом и экипажем был сильно уязвим.
Советские конструкторы перед войной знали о разработках англичан, но в то время им пришлось решать более приоритетные задачи. Поэтому в Советскую армию первая «сухопутная торпеда» поступила только после войны. У нас новое средство разминирования получило наименование удлиненного заряда (УЗ) и представляло собой двухметровую трубу диаметром 70 мм, в которой находилось 5,2 кг тротила. Позже УЗ стали собирать в треугольные секции по три заряда каждая. Таким образом, масса тротила на погонный метр достигла 7,8 кг, а заряд получил обозначение УЗ-3. Заряды можно было соединять друг с другом последовательно в конструкцию длиной до 100 м (в зависимости от глубины минного поля). Способ применения УЗ-3 был таким же, как и у англичан: танк с тралом преодолевал минное поле, буксируя за собой заряды разминирования, после чего происходил их подрыв, и образовывался проход шириной до 6 м.
Недостатком УЗ-3 стало длительное время на сборку секций, уязвимость танка-буксира. Выход виделся в обеспечении «самоходности» конструкции из секций УЗ-3. Тогда поступило предложение оснастить 100-метровую конструкцию из УЗ-3 45 твердотопливными реактивными двигателями. Они должны были приподнимать всю конструкцию над землей на один метр и тащить на минное поле, где она и подрывалась. Расчетная высота полета составляла один метр. Эта версия удлиненного заряда получила название УЗ-3Р.
Поскольку обеспечить одновременный запуск всех 45 двигателей не удавалось, на какие-то доли секунды разброс все же был, начало движения конструкции получалось несколько нестабильным: УЗ-3Р начинал извиваться, прыгать из стороны в сторону, но через несколько секунд все же переходил в горизонтальный полет. При встрече со слишком высоким препятствием заряд разминирования взлетал в небо и выписывал там пируэты. За такой дикий нрав и рев десятков ракетных двигателей, сопровождаемый пламенем, УЗ-3Р получил прозвище «Змей Горыныч». Позже все системы разминирования с ракетными двигателями также получили это прозвище.
В 60-х годах прошлого столетия советские конструкторы создали новую систему разминирования, которую нигде до этого не применяли. Это был бронетранспортер БТР-50ПК с установленной на нем пусковой установкой для удлиненных зарядов. Машина выходила на указанную позицию, производились прицеливание и запуск заряда УЗ-67. В отличие от прежних УЗ он имел не жесткую, а гибкую конструкцию, представляющую собой два 83-метровых шланга, заполненных тротилом, общая масса которых составляла 665 кг.
Твердотопливный ракетный двигатель ДМ-70 крепился к переднему концу заряда и был способен доставить УЗ на расстояние до 300–350 м от машины. После запуска, полета и падения заряда с помощью тормозного троса и движения машины назад УЗ натаскивался на минное поле и выравнивался, производился его подрыв. 665 кг тротила проделывали проход шириной 6 м и длиной до 80 м. В 1968 году машина разминирования под наименованием УР-67 была принята на вооружение советских инженерных войск. На машине имелось два заряда УЗ-67.
В 1972 году УР-67 стали использовать новый заряд разминирования – УЗП-72. Его длина увеличилась до 93 м, а общая масса взрывчатого вещества марки ПВВ-7 (пластид) составила 725 кг. Дальность полета УЗП-72 достигла 500 м, а размеры проделываемого прохода составили 90х6 м.
В 1978 году на смену УР-67 пришла установка УР-77 «Метеорит», разработанная конструкторами специализированного института НИИИ (ныне АО «НИИИ»), которая и сейчас является основной машиной подобного класса в российской армии. Принцип действия новой установки остался прежним, хотя она получила новый боеприпас УЗП-77. По своим характеристикам он аналогичен заряду УЗП-72, но отличается рядом технологических моментов. Он состоит из детонирующих кабелей ДКПР-4 длиной по 10,3 м каждый, соединяемых в единый шнур с помощью резьбовых муфт и накидных гаек. В качестве базы УР-77 использовано легкобронированное шасси САУ 2С1.
Пусковое оборудование с двумя зарядами УЗП-77 находится в бронекорпусе машины. Пуск заряда на минное поле и его подрыв производятся без выхода экипажа из машины. При подаче заряда на 200 м используется один ракетный двигатель ДМ-70, на 500 м – два. Дальность подачи заряда регулируется за счет изменения длины тормозного троса. Для перезарядки машина следует к заранее определенному месту. Время перезарядки силами расчета с приданным саперным отделением – 30–40 минут.
За рубежом подобных УР-77 аналогов не существует. В США в 80-х годах прошлого столетия для этих же целей была создана система дистанционного разминирования M58 MICLIC (mine clearing line charge – удлиненный заряд разминирования), которая предназначена для проделывания проходов в минных полях взрывным способом. Система способна проделать проход в минном поле шириной до 6–14 метров и длиной до 100 м.
Установка транспортировалась на колесных или колесно-гусеничных прицепах или устанавливалась на плавающие транспортеры морской пехоты США AAV7A1 и LVTP7A1 или на мостоукладчик AVLB на базе танка М60A1, с которого предварительно снималась мостовая конструкция. Сейчас система дистанционного разминирования M58 MICLIC устанавливается на боевую машину разграждения Assault Breacher Vehicle (ABV), созданную на базе танка М1Abrams. Главным недостатком зарубежной системы разминирования M58 MICLIC является очень маленькая дальность пуска – всего 67 м, а также меньшая масса ВВ на погонный метр.
Большая масса ВВ на погонный метр и дальность пуска удлиненного заряда предопределили также и «нештатное использование» машин УР-77 в локальных конфликтах последнего времени. Так, например, один из командиров инженерных взводов в первой чеченской войне, в ходе боев за Грозный, использовал УР-77 для уничтожения наступающей на одно из подразделений российской армии группы боевиков в городской застройке. при использовании возможностей и мощи УЗП-77 большая часть наступающих боевиков была уничтожена. Правда, имелся и отрицательный опыт, когда не был учтен порывистый ветер и УЗ попал на свои подразделения. Успешно использовались УР-77 в ходе ожесточенных боев за поселок Комсомольский.
В настоящее время был отмечен также случай успешного применения УР-77 сирийской армией против действующих в районе Джобар (восточная окраина Дамаска) боевиков. На попавших в Сеть кадрах видео хорошо видно, насколько мощным получается взрыв удлиненного заряда и какие разрушения он способен нанести в городской застройке. Правда, при применении таких средств по «нештатному» варианту необходимо тщательно взвешивать все за и против. Ведь, по сути, это почти что авиабомбы мощностью в 1 т, только взрывающиеся не в одной точке, на фронте в 100 м.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»