МЕДИАГРУППА «ЗВЕЗДА» toggle
logo Эфир Программы Фильмы

«Русские витязи» рассказали «Звезде» о впечатлениях от новейших самолетов Су-30СМ

Самые зрелищные выступления в ходе программы летного показа авиатехники на аэрокосмическом и военно-морском салоне LIMA-2017 были выполнены на самолетах марки Су. Летчики группы «Русские витязи» полковник Андрей Алексеев и подполковник Олег Ерофеев рассказали сайту телеканала «Звезда» о своих впечатлениях от новых самолетов Су-30СМ.
Владимир Карнозов 2017-03-24 12:18:00

Самые зрелищные выступления в ходе программы летного показа авиатехники на аэрокосмическом и военно-морском салоне LIMA-2017 были выполнены на самолетах марки Су. Высокое мастерство маневрирования в составе группы показали экипажи из подмосковной Кубинки на истребителях Су-30СМ. Это первое публичное появление «Русских витязей» на новой авиатехнике, причем в Малайзии группа присутствует на пяти машинах, из которых ежедневно летают четыре. Летчики группы «Русские витязи» полковник Андрей Алексеев и подполковник Олег Ерофеев рассказали сайту телеканала «Звезда» о своих впечатлениях от новых самолетов.

 

Товарищ полковник, расскажите, пожалуйста, какие у Вас впечатления от полетов Ваших малайзийских коллег на Су-30МКМ?

 

Нормально, уверенно пилотируют самолет. Видно, что они его освоили. Я высоко оцениваю их профессионализм. Малайзийские летчики выполняют все основные маневры и фигуры высшего пилотажа, включая «колокол», «кобру Пугачева», «хук».

 

Кто помогал малайзийским летчикам в освоении Су-30 и учил их выполнять столь сложные маневры? Участвовали ли в этом процессе летчики групп высшего пилотажа ВВС России?

 

 

Нет, летчики российских групп высшего пилотажа не принимали участие в обучении малайзийских авиаторов мастерству показа авиатехники на аэрокосмических авиасалонах. Более того, экипажи Королевских военно-воздушных сил Малайзии освоили самолеты Су-30МКМ значительно раньше, чем мы Су-30СМ. Наверное, летчики испытатели ОКБ им. П. О. Сухого и НПК «Иркут» помогли им в деле освоения отечественной авиатехники. Спросите у них об этом.

 

Состоялись ли в ходе салона LIMA-2017 контакты между российскими и малайзийскими летчиками?

 

Да, конечно. Первый раз мы встречались с ними четыре года назад, когда «Русские витязи» выступали на LIMA-2013. Правда, тогда мы летали на другой авиатехнике одноместных истребителях Су-27 и «спарках» Су-27УБ. В ходе бесед с ними и по впечатлениям от просмотра программы летного показа авиационной техники, включая полеты МиГ-29 и Су-30МКМ в ходе салона на острове Лангкави, у меня создалось впечатление, что малайзийские летчики профессионалы с большой буквы. Я высоко оцениваю их подготовку.

 

У меня была возможность поговорить с подполковником Edros Jborg – он выполняет полеты на Су-30МКМ над Лангкави. Он сказал, что у него налет часов – около 2500, включая 1400 на МиГ-29 и 500 на Су-30МКМ. У Ваших летчиков налет больше или меньше, чем у него?

 

У нас налет часов сопоставим с тем, который у подполковника RMAF, с которым Вы беседовали. Дать Вам с ходу раскладку по налету часов летчиков «Русских витязей» мне сложно, но у меня, например, суммарные цифры налета на истребителях данных типов примерно такие же.

 

 

Сравните, пожалуйста, самолет Су-27, на котором «Русские витязи» выступали на LIMA-2013 и Су-30МКМ, на котором Вы летаете на настоящем салоне, по пилотажным и другим качествам.

 

Эти самолеты трудно сравнивать, потому что Су-30СМ машина следующего поколения. Совершенно другой самолет. Это как если бы сравнивать «Жигули» с «Тойотой» представительского класса выпуска 2017 года. Другой уровень. Я ни в коем случае не хочу принизить достоинства «двадцать седьмого» и «Жигулей» тоже. Су-27 великий самолет, который стал этапным в развитии боевой авиации. Я всегда об этом говорил ранее и буду говорить далее. Однако его время уходит, что неизбежно.

 

На Су-30СМ установлена иная, более продвинутая система управления, отличная от Су-27, из-за чего самолет управляется по-другому. В связке с системой управления работает вектор тяги, которого нет на Су-27. Управляемый вектор тяги внес большие изменения в то, как летчик воспринимает процесс пилотирования, особенно на режиме сверхнизких скоростей. Словом, с точки зрения летчика Су-27 и Су-30СМ совершенно разные самолеты.

 

Сложно ли переходить с Су-27 на Су-30, с какими трудностями сталкиваются летчики в процессе переобучения на новый тип?

 

Я не встречал летчиков, у которых возникли бы какие-либо затруднения. Су-30СМ самолет очень комфортный. Конструкторы много позаботились о летчике, что нашло выражение в очень высоком уровне эргономики.

 

 

Корпорация «Иркут» предлагает учебно-боевой Як-130 в связке с Су-30СМ как самолет для первоначального обучения летчиков сверхманевренных истребителей. Летчики «Русских витязей» использовали Як-130 в процессе переучивания на новый тип истребителя?

 

Нет, не использовали. Мы сразу пересаживались на Су-30СМ. Процесс переучивания начался в прошлом, 2016 году, когда у нас еще не было новых самолетов. Тем не менее мы уже плавно осваивали новый для нас тип летали на самолетах, которые к тому времени уже поступили в центр в Липецке, а также брали самолеты Су-30СМ со строевых полков ВКС России. Мы плавно на них «подлетывали», в том числе и начинали полеты строем, в составе группы. Процесс освоения нового для нас типа самолета шел плавно, по чуть-чуть. Постепенно пробовали различные режимы полета, пока не освоили все.

 

Есть ли какие-то особые маневры, которые Вы отметили бы как характерные только для «Русских витязей»? Какими элементами, которые выполняют в воздухе летчики Вашей авиагруппы, Вы особенно гордитесь?

 

Мне трудно выделить какие-либо «особые элементы» в отношении Су-30СМ и нашей группы высшего пилотажа. Знаете, я бы и в отношении к Су-27, на котором «Русские витязи» выступали долгие годы по всему миру, не ответил бы на Ваш вопрос. На самом деле гордишься любой фигурой, которая выполнена правильно. Правильнее сказать не гордишься, а испытываешь чувство удовлетворения.

 

 

Отвечает Ерофеев. По моему мнению, не бывает фигур «простых» и «сложных». На самом деле все они сложные для выполнения летчиком на боевой машине. Главное состоит в том, чтобы выполнить фигуру без отклонений, как положено.

 

Не могли бы Вы назвать параметры полета, которых летчики Вашей группы достигают во время выполнения показательного выступления на салоне LIMA-2017?

 

Сегодня максимальная скорость была порядка 800 км/час, минимальная при одиночном пилотаже ноль. Угол атаки без ограничений, принимая во внимание такие фигуры, как «колокол», «кобра Пугачева» (в последнем случае показания уходили на 100 градусов). Когда мы летаем «четверкой», угол атаки изменяется в пределах 1015 градусов и редко достигает 1718 градусов. Словом, при полете строем используется «эксплуатационный диапазон» углов атаки для данного типа самолета, мы не выходим за его пределы. Во время полета в составе группы скорость меняется в пределах от 250 до 800 км/ч. При прохождении верхних точек допускаем скорость 270 км/ч. Важно подчеркнуть, что ограничение по скорости не потому, что самолет не может летать медленнее. Технически может, причем даже на скорости 200 км/ч машина чувствует себя в воздухе вполне комфортно. Однако при этом теряется зрелищность. Дело в том, что для зрелищности нужна динамика. Поэтому при планировании маневров в рамках летной программы на выставках нам приходится искать некий компромисс. На практике получается диапазон скоростей от 250 до 800 км/ч. Но тут ничего особенного для «Русских витязей» нет, все другие группы высшего пилотажа используют такой диапазон.

 

Уточните, пожалуйста, величину перегрузки, которую испытывают летчики при выполнении демонстрационных полетов на авиасалонах?

 

Что касается перегрузки, то когда мы летаем группой она достигает четырех единиц (4g). Одиночный пилотаж выполняется с перегрузками до 88,5 единиц. Технически самолеты Су-27 и Су-30 реализуют перегрузку 9 единиц. Когда скорости большие, то держишь такую перегрузку некоторое время, достаточно длительное. Самолет позволяет! Надо понимать, что летчик создает перегрузку маневром, в зависимости от целесообразности. Мы ведь ставим перед собой цель не выдержать перегрузку, а выполнить тот или иной маневр, реализовать траекторию полета. Когда летаешь на авиасалоне, надо обеспечить зрелищность. С этой целью приходится иногда снижать перегрузку при выполнении маневра, а порой и увеличивать, чтобы самолет оставался в поле зрения посетителей салона.

 

Что похожего есть на Су-27 и Су-30СМ? При выполнении полета строем простых фигур в указанном Вами диапазоне скоростей отличается ли техника пилотирования этих самолетов?

 

Только внешний вид. Все остальное непохожее. Техника пилотирования другая.

 

Вы наверняка интересуетесь группами высшего пилотажа других стран, которые выступают на самолетах, которые выпускаются авиационной промышленностью их собственных стран. В чем отличие «Русских витязей» от существующих групп высшего пилотажа США, Великобритании, Франции, Италии и других стран Запада?

 

Отвечает Ерофеев. Наверное, главное наше отличие от групп высшего пилотажа тех государств мира, которые Вы упомянули, состоит в том, что мы летаем на истребителях тяжелого класса. Например, в США нет группы на тяжелых истребителях F-15. Правда, у ВМС США есть группа на F-18, но эта машина все-таки легче, чем Су-30СМ, и по классу больше соответствует МиГ-29.

 

 

Здесь важно заметить, что на Западе самолеты групп высшего пилотажа специально адаптируют к полетам на высший пилотаж. Упомянутый выше F-18 в заводском исполнении по высотно-скоростным характеристикам и ряду параметров довольно близко подходит к МиГ-29 и Су-27. Однако, насколько нам известно, американские самолеты, предназначенные для пилотажа, специально облегчены и отличаются доработанной системой управления. Словом, самолет специально доработан «под пилотаж». У нас эти явления как класс отсутствуют. Вся доработка по самолетам нашей группы заключается лишь в раскраске. А так самолет полностью боевой.

 

Может быть, в стиле выполнения пилотажа у нас есть некие особенности. Например, мы стараемся выполнять пилотаж компактно, чтобы он весь был в поле зрения посетителей авиасалона. Стараемся, чтобы не возникало пауз. А вот у групп высшего пилотажа из стран Запада стиль иной. Часто бывает так, что группа выходит из поля зрения посетителей салона для перестроения и т. п., и на это время «выходит» одиночный самолет, экипаж которого выполняет маневры соло. Потом этот одиночный самолет уходит, а внимание зрителей вновь привлекает группа. Словом, мы говорим о некоем различии в стилях. Да и школы пилотажа у нас разные. Не скажу, что чья-то хуже или лучше, в данном случае мы говорим лишь об отличиях с точки зрения построения программы полета.

 

Как зрителю мне показалось, что корейская группа на самолетах Т-50, которая также выступает на LIMA-2017, использует повышенные по сравнению с «Русскими витязями» интервалы между самолетами при выполнении групповых маневров.

 

Нет, это лишь так кажется. Самолет T-50 значительно меньше по массово-габаритным параметрам по сравнению с Су-30СМ. Из-за величины нашего самолета у зрителей может создаться подобное впечатление. Кстати говоря, корейская группа нам очень понравилась. Мы впервые познакомились с ней именно здесь, в Малайзии. Они хорошо выдерживают строй, показывают высокие навыки как в составе группы, так и при индивидуальном пилотаже. Программа у них очень интересная.

 

Что делают летчики групп высшего пилотажа, чтобы поддерживать себя в форме?

 

Мне трудно говорить про зарубежных коллег, а у нас не всегда получается регулярно летать «на пилотаж». Перед нами ведь стоят и боевые задачи, и мы выполняем полеты по соответствующей программе боевой подготовки. Есть задачи подготовки и ввода в строй молодых летчиков мы летаем инструкторами. А когда приближается авиасалон или какое-то праздничное мероприятие, мы делаем упор на «накатывание группой». Для постоянного состава группы одного-двух полетов в ней вполне достаточно. Это для поддержания мастерства, а когда требуется освоить какие-то новые фигуры или программы, интенсивность полетов должна быть больше. Для становления нужно больше усилий, чем для поддержания формы.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ И АНАЛИТИКА
Новости Армия ОПК Вопросы истории Общество Спорт Наука и техника Экономика и бизнес Телеканал Прямой эфир Программы Программа передач Фильмы онлайн О телеканале ЛИЦА Лица телеканала Помним наших коллег О КОМПАНИИ Медиахолдинг «Звезда» Вакансии Международный вокальный конкурс «Звезда» Приложение для смартфона Смарт ТВ приложение «Звезда» Киностудия «Звезда» Правовая информация Лицензии Социальная реклама Контакты Телеканал «Звезда Плюс» О приеме телеканала «ЗВЕЗДА»
Показать контакты

© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Главное
Новости
Видео
Поиск и меню