МЕДИАГРУППА «ЗВЕЗДА» toggle
logo Эфир Программы Радио

Роскошь и самоуничтожение: раскрыты все секреты любимой машины Гитлера

Историк Роберт Клара написал книгу «Мерседес дьявола», в которой рассказал о судьбе уникального автомобиля, созданного для Гитлера. В интервью «Звезде» эксперт сообщил, как нашел любимую машину фюрера в Америке и почему он уверен, что это тот самый автомобиль.
2017-03-21 18:25:00

Историк Роберт Клара написал книгу «Мерседес дьявола», в которой рассказал о судьбе уникального автомобиля, созданного для Гитлера. В интервью «Звезде» эксперт сообщил, как нашел любимую машину фюрера в Америке и почему он уверен, что это тот самый автомобиль.

 

Роберт Клара: В своей книге я упоминаю несколько машин Гитлера, которые попали к американцам в конце Второй мировой войны. Некоторые из них в итоге оказались в США. Если вы спрашиваете о доказательствах, того, что машины принадлежали именно Гитлеру, то это одна из больших сложностей, с которыми я столкнулся при написании работы. Многие машины преподносились с посылом, что сам Гитлер использовал их, хотя это вовсе не так. Их окружало много мистики и фантастических историй. В своей работе мне хотелось обратиться к наиболее интересным примерам и докопаться до сути многих проблем, которые появлялись в связи с этой темой.

 

После войны в США оказались две основные машины. Одна из них была привезена армией после войны, а другую ввез в страну бизнесмен из Чикаго. Как выяснилось, в той машине, которую привез в США предприниматель из Чикаго, Гитлер ездил всего дважды. Я это знаю, потому что эту машину Гилер передал фельдмаршалу Маннергейму из Финляндии, после того как Финляндия согласилась присоединиться к нацистской Германии не совсем как союзник, но как сотрудничающая сторона в войне.

 

Поскольку этой машиной владел Маннергейм, было достаточно легко установить, кто был ее владельцем, потому что это было своего рода общественное транспортное средство. У финского правительства есть фото, на которых Гитлер сидит за рулем этого автомобиля. Он управлял ей дважды, и подтверждение тому, что машину использовал именно фюрер, было достаточно легко добыть. В том, что касается другой машины, дело обстояло сложнее. Ее привезли американские военные, в руках которых в конце Второй мировой войны оказалось сразу несколько машин, захваченных в Баварии.

 

 

Для военных все эти машины были одинаковыми, и никаких доказательств, что на какой-то из них ездил Гитлер, не существовало вовсе. В США они не выставлялись. Один из двух лимузинов, о которых я говорю в своей книге, долгое время просто стоял в гараже. Никто до конца так и не был уверен, кому он принадлежал. В итоге эту машину приобрел один канадский коллекционер. В Канаде ему удалось найти библиотекаря, немца по происхождению, которому чудом удалось избежать смерти в нацистской Германии.

 

Поскольку библиотекарь владел немецким, ему удалось найти видеозаписи, сделанные на заводе Mercedes, а также во многом благодаря регистрационным знакам, которые все еще оставались на машине, и некоторым уникальным деталям ему удалось найти фотографию, на которой Гитлер сидит за рулем именно этого автомобиля. Проведенное им исследование и стало решающим доказательством. Этот человек скончался в 2000 году, но его записи были переданы канадскому правительству. Я отправился в Канаду и провел огромное количество времени, просматривая эти бумаги. Их были тысячи. Но мне удалось полностью восстановить путь, по которому он пришел к заключению, что именно этот лимузин принадлежал Гитлеру.

 

Один из путей, благодаря которому библиотекарю удалось установить, что это именно та машина, на которой ездил Гитлер,  несколько следов, которые остались на машине после одного из инцидентов ближе к концу войны. Тогда несколько пуль было выпущено в боковое стекло автомобиля. Из странных деталей в машине есть несколько, которые привлекают внимание. Гитлер справедливо опасался за свою жизнь, поэтому спроектированный для него лимузин весил пять тонн. Он могла выдержать даже пулеметную очередь, а стекло в нем было едва ли не два дюйма в толщину. В нем было около 13 потайных отсеков, хорошо спрятанных, в которых хранились пистолеты Люгера, предположительно, на случай, если фюреру пришлось бы защищать свою жизнь.

 

 

В машине также была армированная выдвижная пуленепробиваемая перегородка за сидением Гитлера. При разработке этой модели Гитлер думал не только о роскоши. Хотя это был совершенно роскошный, крайне вычурный по дизайну лимузин, он прекрасно оснастил его именно для своей безопасности. Эта машина занимала центральное место на парадах, которые нацисты проводили в Нюрнберге. Она была специально разработана впечатлять и устрашать. Во многом она справляется с этой задачей до сих пор.

 

Гитлер был одним из первых поклонников Mercedes Benz в те годы, когда он еще даже не пришел к власти. Решающим фактором, похоже, стала очень серьезная авария, в которую Гитлер попал в начале 30-х годов, когда Mercedes Benz, в котором его везли, попал под колеса грузовика на очень большой скорости. Столкновение было настолько сильным, что грузовик протащил «мерседес» до противоположной обочины, но после аварии Гитлер вышел из него без единой царапины. И мне кажется, что после этого случая Гитлер провозгласил «мерседес» единственной маркой машины, которой он доверит свою жизнь. На протяжении всей жизни он пользовался только «мерседесами». В своей книге я выдвигаю мысль о том, что во многом ему импонировало, что Mercedes абсолютно немецкая марка… и она отвечала его националистическому чувству.

 

Почему он выбрал именно эту модель, 77 DК, потому что это был просто самый лучший лимузин, который Mercedes производил в те годы. Если для вас деньги не проблема, то вы могли бы выбрать и «мерседес» получше. Хотя такую машину могли приобрести и другие зажиточные покупатели, это была лучшая по техническим характеристикам модель, которую производил на тот момент концерн. Тот автомобиль, который приобрел Гитлер, был явно задуман под него и сделан вручную.

 

 

Нужно понимать, что в конце Второй мировой войны армия  активно использовала этот лимузин и обращалась с ним не слишком бережно. Военные возили на нем генералов и, основываясь на фотографиях, которые мне удалось найти, на которых эти лимузины все покрыты грязью, заметно, что военные хорошо повеселились на этих машинах. Может быть, даже просто кружили на них без всякой цели. Поэтому машины, которые прибыли в США, прибыли туда уже без части деталей и с некоторыми повреждениями. И к тому времени, когда машина, о которой я пишу, осела в Канаде, у нее уже не было противотуманных фар. Хотя эти потери выглядят несущественными, они были одними из признаков, по которым можно было идентифицировать машину. Владелец машины в Канаде решил исправить это и просто сделал это наугад.

 

Поэтому к тому моменту, когда Канадский военный музей выставил лимузин на обозрение публике, он уже сильно отличался от того, который был на фотографиях. Не критично, но достаточно, чтобы не иметь возможности точно утверждать, что это он. Я потратил очень много времени, переписываясь с канадцами в попытках решить эту задачу. У этой машины было много владельцев, а к тому же она в буквальном смысле прошла Вторую мировую. Очевидно, что такой автомобиль не мог находиться в хорошей форме. И с каждым новым ремонтом вставал вопрос о том, насколько аккуратно были проведены работы по реставрации.

 

В своей книге я веду речь о двух машинах. Та, которая была подарена Гитлеру, была крайне сильно отреставрирована, в ней больше не сохранилось оригинальных материалов. В отношении той, что хранится в Канадском военном музее, интерьер машины точно такой, как был при Гитлере, что крайне примечательно, учитывая возраст авто.

 

Наверное, это была просто удача, что владельцы транспортного средства решили не тратить или не имели возможности потратить средства на то, чтобы заменить интерьер лимузина. Так что сейчас это полностью оригинальный дизайн. Приспособление, приступка находилась на переднем пассажирском сиденье. Если вы посмотрите фильмы нацистской пропаганды, то увидите, что Гитлеру не нравилось ездить на заднем сиденье. Он ездил на переднем пассажирском месте справа от водителя и любил вставать.

 

Поэтому там была специальная подушечка, которая поднималась, и появлялась маленькая платформа, на которую Гитлер становился. Отчасти считается, что он проделывал это, чтобы казаться выше, и мне представляется справедливым это утверждение. Также там был небольшой рычажок, за который Гитлер держался, поскольку во время движения он в буквальном смысле стоял на переднем сиденье. Это приспособление было построено специально для него, чтобы продемонстрировать высокое положение национал-социализма.

 

 

Эта машина совершенно точно не является одним из двух основных транспортных средств, о которых я говорю в своей книге. Они все еще на своих местах. Как я упомянул, в США после войны прибыли несколько моделей лимузинов. В 1976 году два джентельмена… охотились за старыми машинами по всему штату Теннесси. И в одном из амбаров они обнаружили 77DK Mercedes Benz, выпущенный в 1938 году. Как выяснилось много лет спустя, эта машина была выставлена напоказ после реставрации в Лас Вегасе, предположительно, в начале 80-х годов. В какой-то момент ее решил приобрести некий господин из Мюнхена, и она исчезла на некоторое время из поля зрения. А ее приобрел покупатель из России.

 

Исследования показали, что, хотя эта машина и не является одной из двух основных, на которых ездил Гитлер, есть веские доказательства, что Гитлер также использовал этот лимузин. Я не знаю, кто ее владелец и сколько он отдал за то, чтобы ее приобрести, но очевидно, что та машина, которой он владеет, действительно одно из транспортных средств, принадлежавших Гитлеру.

 

Своей задачей при написании книги я видел рассказать несколько интересных историй о том, как американская общественность отреагировала на проявления нацизма на их земле в виде этих автомобилей. Если бы что-то очевидно неординарное было бы в этих машинах, то это уже давно бы нашли. Ходил слух, что у той машины, которая появилась в Лас-Вегасе, делая скидку на то, что это Лас-Вегас, был секретный переключатель для самоуничтожения на панели передач. И поговаривали, что если бы с Гитлером что-то случилось  и его охранники не могли бы его вытащить, он мог бы нажать этот переключатель, и машина взлетела бы на воздух. Но это была полнейшая выдумка.

 

Прежде всего, для того чтобы машина такой комплектации взлетела на воздух, понадобилось бы намного больше, чем просто искра в бензобаке. Но позже просто выяснилось, что слухи о секретном переключателе для самоуничтожения были обычной шуткой. Эта модель лимузина при комплектации была оснащена крайне сложной системой двойного зажигания. И просто кто-то из тех, кто реставрировал эту машину, решил избавиться от этой сложной системы, разместить на панели передач дополнительную кнопку и ради шутки наклеил на нее надпись «кнопка самоуничтожения».

 

А люди восприняли это всерьез.  К слову, когда машина была выставлена в Лас-Вегасе, к ней была выпущена брошюра, в которой говорилось, что кнопка все еще там и все еще работает. Это заставило меня долго ломать голову. Но в этой истории все от начала и до конца выглядело подозрительным. Это была яркая выдумка, не имевшая никакого отношения к правде.

Экспертное мнение и аналитика
Новости Армия ОПК Вопросы истории Общество Спорт Наука и техника Экономика и бизнес Телеканал Прямой эфир Программы Программа передач Фильмы онлайн О телеканале ЛИЦА Лица телеканала Помним наших коллег О КОМПАНИИ Вакансии Партнерам Всероссийский вокальный конкурс «Звезда» Смарт ТВ приложение «Звезда» Киностудия «Звезда» Правовая информация Лицензии Социальная реклама Контакты Телеканал «Звезда Плюс» О приеме телеканала «ЗВЕЗДА»
Показать контакты

© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Главное
Новости
Эфир
Поиск и меню 
20240508.1213