Большинство нацистских преступников так или иначе, рано или поздно, заплатили жизнью за преступления против человечества. В разной степени и разных обстоятельствах наказание настигло даже тех, кто не сидел на одной скамье с подсудимыми на Нюрнбергском процессе.
Лионский мясник
Помимо командиров Вермахта, под чутким руководством которых осуществлялся террор против мирного населения, в рядах германской армии и особенно СС было немало «самородков», отличавшихся особой жестокостью. Одним из особо отличившихся насильников был Клаус Барби. За смешной фамилией, которая никак не ассоциируется с нацизмом, скрывался крайне жестокий, если не сказать, маниакальный человек. В 29 лет за особые заслуги Барби был удостоен должности руководителя одного из отделений германской тайной полиции - Гестапо. Не секрет, что среди «гестаповцев» почти не было тех, кто относился бы с особой любовью к себе подобным, однако Клаус Барби во многих вопросах переплюнул даже самых отъявленных маньяков и убийц.
По распоряжению Барби с особой жестокостью был казнен один из лидеров французского сопротивления. Выдергивание ногтей или вживление иголок под кожу по сравнению с произошедшим многим историкам до сих пор кажется куда более простым видом казни. С одного из повстанцев по приказу Клауса Барби содрали кожу, а затем «утопили» в ведре с аммиаком. Действуя в строгом соответствии с приказами руководства, и проявляя личную инициативу, люди Клауса Барби при активном содействии СС и Гестапо замучали и запытали до смерти зверскими пытками без малого 15 тысяч человек. Особой отличительной чертой Барби и методов его «работы» стало безразличие к полу и возрасту пленников. Пыткам, издевательствам и мучительной смерти подвергались и маленькие дети, и женщины, и старики. «Лионский мясник» за проявленные заслуги в 1943 году был лично награжден Железным крестом, а награду садисту вручал лично Адольф Гитлер.
После окончания войны Клаус Барби чудом избежал гибели, и даже успел поработать на американскую разведку. Особо не брезговавшие кровавыми «кадрами» американцы использовали навыки Барби для борьбы с коммунистами и влиянием «красных» на оккупированной территории. Однако в 1951 году опасаясь физического устранения ценного агента, американские специалисты помогают Барби покинуть Европу и благополучно перебраться в Южную Америку. Там нацистский преступник и палач стал трудиться на благо интересов Соединенных Штатов, но уже под другим, вымышленным именем - Клаус Альтманн. До того момента, как французские власти раскрыли данные о местонахождении одного из самых кровавых палачей Европы, Клаус Барби (Альтманн) успел поработать с несколькими диктаторами и наркобаронами, но и активно содействовал соблюдению американских интересов в Боливии.
Только в 1983 году правительство Боливии перестало игнорировать запросы на экстрадицию Барби во Францию. В 1987 году палачу был вынесен обвинительный приговор, а еще через четыре года «Лионский мясник» скончался от тяжелой, обширной онкологи в той же тюрьме, где во время оккупации он и его подчиненные сгубили несколько тысяч человек.
От врачей до вестников смерти
Вся военная, научная и экономическая машина Третьего Рейха была направлена на подчинение, или если это было невозможно, на уничтожение тех, кто не разделял идеалов великой Германии имени Адольфа Гитлера. Методы при этом были разными. От предложений по созданию «еврейских резерваций» до неприкрытого геноцида на оккупированной территории. Одним из тех, кто стал скрываться в Южной Америке от суда за собственные злодеяния был и один из идеологов холокоста Адольф Эйхман. Целых 15 лет Эйхману удавалось скрываться сначала в Германии, проживая с поддельными документами, а затем и в Аргентине. Однако в 1960 году возмездие добралось и до него. Действуя в обход официальных властей Аргентины, не торопившихся с экстрадицией беглых военных преступников, агенты израильской разведки «взяли» Эйхмана прямо на улице и специальным рейсом переправили в Израиль.
Трусость одного из авторов программ по уничтожению евреев не позволяла сознаться в содеянном, и во время допросов Эйхман настаивал на собственной невиновности. Историки отмечают, что беглый нацист всячески старался использовать статус жертвы, делая акцент на том, что он всего лишь «исполнитель» приказов начальства. Однако ложь не спасла нациста от возмездия - 1 июня 1962 года после показательного процесса Адольф Эйхман был повешен. Одним из тех, кто боролся за «чистоту арийской расы» через истребление целых народов был и главный немецкий «врач» - бывший имперский комиссар здравоохранения Карл Брандт.
Именно благодаря этому человеку после освобождения концлагерей мир узнал о массовых испытаниях препаратов и химикатов на заключенных, о бесчеловечных экспериментах ради медицины в гитлеровской Германии. К виселице после завершения войны было приговорено значительное количество обвиняемых : от охранников и «медсестер» концлагерей до «подсобных рабочих», выполнявших особо грязную работу. Одним из самых ярких примеров такого «сотрудничества» является казнь двух палачей концлагеря Майданек, любивших фотографироваться с капсулами «Циклон-Б» в руках.
Пособники врага
В отличии от западного «трибунала» советский суд ставил во главе угла не скорость наказания, а его неотвратимость. Западные стандарты в оценке действий нацистов здесь не подходили, ведь ради получения ценных сведений и научных данных десяток с лишним нацистских лидеров не просто сохранили жизнь, но и остались на свободе. Однако именно благодаря советским судам и органам следствия были арестованы такие «строители» нацистской Германии, как Вильгельм Шубер, принимавший участие в казнях почти 15 тысяч человек, или «доктор-смерть» Гейнц Баумкеттер. От справедливого возмездия Шубера, Баумкеттера и нескольких других нацистов спасло собственное государство. Переданные для отбывания наказания в родную Германию преступники вскоре покинули места заключения вместе с небольшой денежной выплатой, а Гейнц Баумкеттер даже был приглашен на работу в одну из немецких больниц. Однако советские органы госбезопасности частенько действовали и собственными силами. Стоит напомнить, что списки пособников врага составлялись советскими разведчикам и контрразведчиками почти сразу после освобождения оккупированной противников территории.
Держать у себя предателей и мучителей собственного народа было крайне опасно. Сильнее всех в истории сотрудничества с врагом «наследили» украинские националисты. Цинизм и жестокость «бандеровцев» даже сейчас, спустя более 70 лет после разгрома нацистов вызывают у обычных людей ужас и отвращение. Однако лидер украинских националистов Степан Бандера в виду очевидной опасности для жизни так и не решился покинуть Германию, где некогда находился в местах не столь отдаленных. За свою жизнь украинский террорист и виновник массовых казней опасался не просто так. Остатки бандформирований, укрывавшиеся в лесах, или жившие по поддельным документам коллаборационисты постепенно выявлялись органами советской госбезопасности.
Ликвидация Степана Бандеры стала одни из символов советского правосудия и неотвратимости наказания для всех, кто в годы Великой Отечественной использовал террор в качестве достижения целей. Однако Бандера, его пособники и сторонники не были единственными, кто должен был ответить за свои злодеяния. Задолго до уничтожения лидера украинских националистов, летом 1944 года в руки советских контрразведчиков попал уникальный архив с информацией, цену которой нельзя представить даже приблизительно. В найденных документах содержались имена, фамилии и другие данные почти пяти тысяч охранников и других сотрудников концлагеря Майданек и других лагерей смерти. Дела в отношении пособников врага, поступивших на службу в СС, рассматривались на протяжении десятилетий. Историки отмечают, что одни из последних упоминаний охранников концлагеря на окраине польского города Люблин датированы 1985-м годом.
Сложная система поиска и выявления коллаборационистов позволила органам государственной безопасности на протяжении многих лет «отфильтровывать» пособников нацистов от вернувшихся домой простых граждан и военнопленных, и именно благодаря целенаправленной, кропотливой работе удалось найти и арестовать таких преступников, как Антонина Макарова. «Тоньку-пулеметчицу» советские контрразведчики нашли спустя 30 лет, и 20 ноября 1978 года участвовавшая в расстрелах советских военнопленных была приговорена к высшей мере наказания.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»