Североатлантический альянс, и в первую очередь США, после 1991 года ломился в любую открытую дверь бывших союзных республик, чтобы обложить Россию по всему периметру границ своими базами. Наиболее удачно это произошло в Прибалтике, частично в Грузии, заигрывает с НАТО по сей день и Украина.
Несомненным успехом можно было признать и размещение американских воинских контингентов в Средней Азии – под маркой проведения операции в Афганистане. Но новый «стратегический партнер» так и не смог здесь прижиться и пустить корни. Во многом благодаря влиянию России.
Еще в советские времена на территории среднеазиатских республик находились два крупных военных округа – одноименный Среднеазиатский военный округ (САВО) и Туркестанский (ТуркВО). На их базе впоследствии, после развала Советского Союза, появились полноценные национальные армии – Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Туркмении.
Даже если детально не оценивать их общее техническое состояние, численность и боевой потенциал, практически каждая из этих армий проигрывает потенциальному противнику в регионе: Казахстану не устоять перед Китаем, Таджикистану не по зубам Пакистан, Узбекистану, Киргизии и Туркмении не справиться с Ираком и Ираном.
Но если эти угрозы можно рассматривать как чисто гипотетические и вероятность вооруженных конфликтов крайне низка, то у всех среднеазиатских стран есть один реальный агрессор, который представляет серьезную угрозу. Это талибы в Афганистане и добавившийся в последнее время ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) со стороны Ирака.
Именно под идеей защиты среднеазиатских республик от талибов США тихой сапой завели свои военные базы в Узбекистан, Киргизию, Таджикистан. И, как это умеют делать бесцеремонные янки, вскоре уже из гостей стали ретиво превращаться в хозяев. Понятно, что не всем это понравилось.
В Узбекистане американская военная база просуществовала с 2001 по 2005 год и территориально располагалась на аэродроме Ханабад, неподалеку от города Карши. Полторы тысячи военнослужащих, эскадрилья транспортных самолетов С-130, десяток вертолетов Black Hawk, использование аэродрома как перевалочной базы – вроде ничего опасного, но американцы стали вмешиваться во внутреннюю жизнь страны.
Поводом для их выдворения стала реакция США на андижанские события 2005 года, когда Вашингтон выступил с резкими заявлениями в адрес местных властей. Нынешней весной прекратит работу и бюро альянса по связям с государствами региона в Ташкенте, а разговоры о возобновлении деятельности военной базы в НАТО, которые активно велись в последнее время, так и не нашли реализации.
Крупным местом базирования НАТО в Средней Азии была и американская военная база Манас в пригороде Бишкека, которая использовала взлетно-посадочную полосу одноименного международного аэропорта киргизской столицы. Обеспечением ее деятельности занимались около полутора тысяч переменного состава, а занимаемая площадь составляла 220 гектаров, на территорию которой представители местной власти не допускались. При этом американцы практически свободно передвигались по всей территории республики и никак не декларировали перевозимые грузы.
Представительство НАТО в Таджикистане было ограничено французским контингентом из 160 человек, которые базировались в аэропорту Душанбе, где соседствовали с российскими летчиками. О французах осталась добрая память: они отремонтировали часть взлетно-посадочной полосы, благодаря инвестициям Парижа удалось построить новое крыло аэропорта, они помогали в изучении французского языка местным школьникам и студентам. Но в 2014 году их миссия была признана законченной. В отличие от 201-й российской военной базы, части которой расположены в разных регионах Таджикистана и прикрывают участки границы с Афганистаном.
Туркмения, хотя и участвует с 1994 года в программе «Партнерство ради мира» и даже разрешила использовать свои аэродромы для транзитного пролета самолетов альянса в Афганистан, запрошенную в пользование военно-воздушную базу в городе Мары (хорошо известный раньше военный аэродром и гарнизон) так и не отдала. Все потому, что Ашхабад придерживается избранного статуса нейтрального государства.
Не предоставил свои военные объекты под базы НАТО и Казахстан, хотя он также участвует в программе «Партнерство ради мира», с 2003 года проводит на своей территории совместные казахстанско-американские военные учения «Степной орел». Высказывались предположения, что на территории Казахстана, на Каспии, может появиться американская база, с территории которой будет идти поддержка американских войск на территории Ирана в случае развязывания там боевых действий. Но Казахстан – активный и полноценный член таких организаций, как ШОС и ОДКБ, обязательство которых исключают вступление в какие-либо другие военные организации.
«Россия, будем объективны, откровенно переиграла НАТО на потенциальном театре военных действий в Средней Азии, – считает директор Центра анализа стратегий технологий (АСТ) Руслан Пухов. – Восток, как известно, дело тонкое, и Москве удалось нащупать те рычаги влияния, которые и изменили общую картину в нашу пользу.
Помимо гарантий общей защиты от талибов, которую дают объединенные войска ОДКБ, что на самом деле означает активную помощь России любой из стран Договора в случае агрессии извне, Кремль предложил льготные условия в закупках современных вооружений. Вы с нами заодно? Вот вам тогда танки Т-90, ЗРК С-300 и С-400, новые самолеты и вертолеты. И это оказалось очень грамотным решением в укреплении доверия со стороны союзников в Средней Азии. Американцы никогда ничего подобного не предлагали, ограничивались арендной платой, за которую получали возможность влиять на внутреннюю политику этих стран.
Еще один из важнейших игроков региона – Китай, который крайне не заинтересован в усилении американского присутствия в Центральной Азии вообще и у своих границ в частности. Китайцы не только готовы поставлять сюда оружие, но и намеренно увеличили товарооборот со всеми среднеазиатскими республиками, который в разы превышает импорт-экспорт с теми же США. И в Пекине тоже настойчиво просят взамен за подобное сотрудничество держаться от НАТО подальше.
И если с Казахстаном, Таджикистаном и Киргизией российскому президенту проще найти общий язык и сделать предложения, от которых тяжело отказаться, то вот весьма строптивый Узбекистан в этой ситуации скорее действует с оглядкой на Китай, хотя свои преференции рассчитывает получить и от России. Тут бизнес, ничего личного».
И если уж говорить о финансовой стороне вопроса, то сворачивание вливаний в республики Средней Азии наметилось еще при прежнем американском руководстве, которое стало откровенно экономить деньги на среднеазиатских проектах. Туда хоть мешками на осликах вози – эффекта мало, брать-то берут, но на какие-то реальные демократические реформы идут неохотно.
Плюс остерегаются сценариев «цветных революций», которые неизбежно следуют за любым американским влиянием в стране. А сейчас, когда американский президент Дональд Трамп даже верноподданной Прибалтике заявил, что денег не даст, на Среднюю Азию в нынешней ситуации в Пентагоне вряд ли что-то наскребут. Особенно с учетом содержания контингента в Афганистане, который обходится уже слишком дорого и США, и НАТО.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»