Каждое применение запрещенных боеприпасов армией США проходит по одному и тому же сценарию. Сначала официальные лица уверяют, что каждая следующая военная операция будет проводиться в определенных рамках, а сразу после этого, те же официальные представители оправдываются и объясняют факты применения токсичных боеприпасов.
«Оранж»
Несмотря на то, что после официального завершения войны во Вьетнаме прошло больше сорока лет, местные жители до сих поминают американцев. Вообще, по количеству «запрещенки» американские войска во Вьетнаме побили все мыслимые и немыслимые рекорды на десятилетия вперед. Если о применении напалма в густонаселенных районах и операциях, подобных тем, что хорошо проиллюстрировал в своем фильме американский режиссер Фрэнсис Форд Коппола, местные жители помнят смутно, то эффект от другого оружия массового поражения вьетнамцы ощущают на себе до сих пор.
Химический состав из дефолиантов и гербицидов, имеющий условное обозначение агент «Оранж» применялся американской армией во Вьетнаме так же широко, как и напалм. Химический состав ядохимикатов, распыляемых не только над Вьетнамом, но и над территориями сопредельных государств американские военные с издевкой называли «средством от прыщей». Дихлорфеноксиуксусная, трихлорфеноксиуксусная и другие кислоты, замешанные с несколькими не менее токсичными химикатами распылялись с небольшой высоты. В виду химического состава такая смесь содержала «лошадиную» дозу диоксина - токсичного вещества, вызывающего онкологию и другие тяжелые заболевания у всякого живого существа, прикоснувшегося к яду.
Самое страшное в таких химикатах - не только полная непригодность земель и «голые» деревья без листьев. По оценкам разных международных организаций, до четырех миллионов вьетнамцев пострадали от химиката, попавшего в реки. Однако от чудовищного оружия массового поражения пострадали не только вьетнамцы, но и американские солдаты. По разным данным, от 100 до 150 тысяч американских военнослужащих обращались за медицинской помощью для лечения недугов, вызванных агентом «Оранж». Несмотря на то, что Соединенные Штаты предложили Вьетнаму помощь в очищении земель от диоксинов, эксперты уверены - о полной очистке и обеззараживании территории речи не может идти в принципе.
География заражения
Почти сорок тысяч боевых вылетов, две с половиной тысячи ракетно-бомбовых ударов и несколько поколений искалеченных местных жителей: вооруженную агрессию США и НАТО против Югославии в марте-апреле 1999 года историки и военные специалисты изучают до сих пор. Главным предметом изучения, однако, является не эффективность таких авиационных боеприпасов, а то, что остается в районе попадания авиабомбы после. О том, какие именно боеприпасы применялись против югославских военных в НАТО, рассказывать не торопились.
Заставить бюрократов альянса говорить правду смогли экологи, прибывшие в 2001 году для изучения возросшего числа онкологических заболеваний среди местных жителей. С конфликтом было покончено, и международную исследовательскую группу допускали практически на все объекты, к которым проявлялся интерес. Госсекретарь США Мадлен Олбрайт отпиралась до последнего, но в конечном счете под давлением признала факт применения радиоактивных боеприпасов, отказавшись при этом связывать возросший уровень онкологии на территории бывшей Югославии и наличие авиационных боеприпасов с обедненным ураном на вооружении США и стран НАТО.
Эксперты отмечают, что реальный уровень онкологических заболеваний стали замерять спустя пять лет. Самые страшные догадки специалистов подтвердились - радиоактивные материалы в больших количествах по-прежнему содержатся в почве и воде, причем забор грунта и воды для исследований проводился в десятках километров от места авиаударов. «Отходный» изотоп урана-238 в этом случае был использован не только как бронебойный боеприпас, прошивающий железобетонные перекрытия, но и как настоящая «грязная бомба». Однако токсичные боеприпасы, применение которых наносит непоправимый вред здоровью человека, использовались американскими военными и раньше. В 1991 году во время операции «Буря в пустыне» случилось едва ли не самое массовое боевое применение таких снарядов и бомб.
Согласно оценке экспертов, в среднем, на боевые действия американская армия потратила почти 10 тысяч артиллерийских, и 1,5 миллиона других боеприпасов с обедненным ураном. И это не считая авиаударов. Специалисты до сих пор не могут придти к единому мнению о том, какое количество радиоактивных веществ в действительности было выброшено на Ближний Восток за время операции «Буря в пустыне». Радиоактивное заражение отдельных районов БВ уже с большим размахом повторилось и в 2003-м. В ходе операции «Иракская свобода» американские сухопутные войска и ВВС в общей сложности использовали не менее 15 тысяч артиллерийских (включая танковые) снарядов, и почти два миллиона других боеприпасов с обедненным ураном.
О методах выполнения поставленной задачи долгое время вслух не говорили, однако, как и в случае с Югославией, вслед за применением боеприпасов стали фиксироваться массовые случаи онкологии и появления на свет детей с генетическими мутациями, которых ранее в этом районе не наблюдалось. Как и в Югославии, боеприпасами с обедненным ураном американские военные «обрабатывали» все намеченные к уничтожению объекты : от правительственных зданий до взлетно-посадочных полос.
Защитить Сирию
По большому счету, согласие президента России Владимира Путина на призыв сирийского лидера Башара Асада помочь в уничтожении террористов спасло целую страну. И не только от фанатиков, жаждущих иметь собственное государство со средневековыми порядками от моря до моря, но и от колоссальной экологической катастрофы. И хотя история не любит сослагательного наклонения, даже не получается вообразить, какие муки выпали бы на долю мирного населения, случись американским военным осуществлять «борьбу» против ИГ привычными методами.
Однако ограниченный ущерб боеприпасами с обедненным ураном американские ВВС в Сирии все же нанесли. В ходе двух рейдов против боевиков ИГ в Сирии в 2015 году американские штурмовики А-10 в общей сложности выпустили по целям более пяти тысяч 30-мм боеприпасов с обедненным ураном .
Вред от применения даже малого количества таких боеприпасов уже давно доказан, но американских военных побочные эффекты, похоже, не интересуют. Обращают на себя внимание и объекты, против которых американские штурмовики использовали токсичные боеприпасы. В отличие от воздушного пространства Ирака, из которого А-10 «утюжили» здания и скопления военной техники, авиаудару в провинции Дейр-эз-Зор в Сирии подверглись бензовозы боевиков, даже издалека не похожие на бронетехнику. Нерациональное по силе и количеству применение авиации заставляет многих экспертов вновь поднять вопрос о том, уместно ли использовать подобные боеприпасы для уничтожения или нарушения работы инфраструктуры.
В этом смысле американским военным неплохо бы поучиться у российских коллег - обычными боеприпасами российские ВКС решают те же самые задачи, и не подвергают загрязнению окружающую среду. Эксперты отмечают, что вопрос применения таких боеприпасов американскими войсками рано или поздно должен быть вынесен на обсуждение, поскольку фактический вред от таких авиаударов значительно превышает все заявленные результаты.
Автор: Дмитрий Юров
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»