Украинские спецслужбы охотились за Михаилом Толстых (позывной Гиви) давно – пули ложились все ближе и ближе. Последний выстрел из огнемета не оставил никаких шансов знаменитому командиру батальона «Сомали», действительно народному герою Донбасса, стоявшему в первой шеренге защитников независимости ДНР.
Признаем, это серьезная потеря, в первую очередь психологическая: после убийства 16 октября 2016 года еще одного популярного лидера, Моторолы (Арсения Павлова), знаковых имен ополчения стало значительно меньше.
По горячим следам расследование убийства Гиви пока еще особых результатов не дало. Однозначно можно утверждать, что действовала разведывательно-диверсионная группа (РДГ), которая отслеживала каждый шаг знаменитого комбата и тщательно готовилась к теракту. Место и время покушения были выбраны профессионально – шесть утра, бдительность часовых после ночи снижается, хотя предрассветные сумерки еще позволяют посторонним перемещаться незаметно и выйти на рубеж открытия огня. Похоже, что и расположение штаба нападавшие знали досконально, как минимум местонахождение командира батальона.
Знали и время нахождения в нем самого Гиви – отследили прибытие, дождались когда он зайдет в комнату и уже гарантированно произвели выстрел. Грамотно было выбрано и оружие поражения – реактивный огнемет «Шмель», который наиболее эффективно работает в закрытом помещении (во время афганской войны советские солдаты выкуривали им моджахедов из пещер). В общем, шансов выжить в такой ситуации у Гиви практически не было.
Активность украинских РДГ на Донбассе усилилась именно с момента попыток наступления ВСУ по всей разграничительной линии. Диверсанты предпочитают работать избирательно и по возможности с гарантированным успехом. Четвертого февраля они взорвали автомобиль с начальником управления Народной милиции Луганска Олегом Анащенко, в результате чего погибли сам полковник и его водитель.
Естественно, что режим безопасности в ЛНР был повышен, теперь вот новая акция – уже в Донецке, где объектом покушения выбрана столь знаковая личность. Нельзя сказать, что у комбата Гиви была непрофессиональная охрана, скорее даже наоборот, но такое успешное покушение свидетельствует и о качественной подготовке украинских террористов.
Здесь, в Донбассе, шпионам, хорошо знающим регион, обычаи и порядки, легко затеряться среди местного населения, да и найти агентурных осведомителей тоже просто. В последнее время украинские диверсанты, как информируют в министерствах госбезопасности ЛНР – ДНР, активно используют символику сотрудников миссии ОБСЕ, вплоть до точных копий автомобилей, переодеваются в форму сотрудников МЧС Украины, которые работают по обе стороны фронта.
Да и в самой миссии, в чем уверены в спецслужбах, военные ВСУ выполняют задачи СБУ, в том числе по отслеживанию перемещения командиров вооруженных формирований Донбасса. Так что охота на Гиви велась с использованием всех доступных и недоступных методов.
Ополченец с позывным Гиви стал одним из самых умелых командиров ДНР и настоящей живой легендой. Именно Гиви со своим батальоном воевал в донецком аэропорту. Уроженец Иловайска Михаил Толстых стал одним из организаторов «иловайского котла», когда со своей ротой две недели удерживал город от ежедневных попыток прорыва.
О бесстрашии этого человека, который взял позывной Гиви в честь своего деда, воевавшего на фронтах Великой Отечественной (грузинские корни у Гиви – от прадеда), ходили легенды. Он не пригибался под выстрелами, проводил самые отчаянные и, на первый взгляд, безумные операции и неизменно добивался военного успеха. Журналисты называли этого молодого полковника (на день гибели Михаилу Толстых было 36 лет) грузинским перевоплощением знаменитого генерала войны 1812 года Петра Багратиона.
Когда киевские власти развязали войну в Донбассе, он отправился защищать свой дом, свою родину. Присоединился к ополченцам в Славянске во время самых ожесточенных боев. Военное образование Гиви – учебка в украинской армии, где он служил срочную и получил воинскую специальность «командир танка» и «наводчик-оператор». В армии ДНР, уже будучи командиром созданного им добровольческого батальона «Сомали», был повышен до звания полковника, награжден многими орденами и медалями, среди которых высшая – орден «Герой ДНР».
Михаил Толстых, Гиви, действительно стал героем в глазах всего населения Донбасса. Когда в местных новостях сообщалось об очередной провокации со стороны ВСУ и националистических батальонов и о том, что захватчикам противостоят подразделения Гиви или Моторолы (они были дружны между собой и общались не только по долгу службы), люди выдыхали со спокойствием: «Через этих нацики точно не пройдут». Казалось, что само присутствие в рядах ополчения таких знаковых фигур уже гарантирует непобедимость. Теперь их не стало. Убит Моторола, убит сегодня и «последний из могикан» – Гиви.
Сам Михаил Толстых, чей образ фронтового комбата ассоциировался в большей степени с передовой, взрывами снарядов, знаковыми победами, мужеством и героизмом, не любил пафосных оценок в свой адрес. «Я не герой. Поймите, герои – это мои люди, которые воюют на передовой. Я просто их командир, вот и все. Победу делают мои артиллеристы, мои солдаты на передовой, моя пехота. Поймите, я обычный солдат Донецкой народной республики», – говорил Гиви еще после освобождения донецкого аэропорта, за который воевал.
Нынешняя гибель Гиви и предшествующая смерть Моторолы, конечно же, не разрушат уверенность людей в правоте своей борьбы за независимость Донбасса. Выросли новые командиры, профессионально обученные, смелые и отважные. Именно им продолжать дело, начатое легендарными комбатами в 2014 году, которые тогда одним автоматом на двоих смогли остановить хорошо оснащенного агрессора. А при нынешней оснащенности Вооруженных сил Новороссии и приобретенном боевом опыте новым комбатам тоже еще доведется стать легендами Донбасса.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»