Долгое время умы разработчиков бронетехники по всему миру занимала одна интересная идея. В результате отработки научно-исследовательской программы планировалось создание и производство комплекса активной защиты, с помощью которого любая БМП могла превратиться в высокозащищенный легкий танк. Считалось, что о самой идее долгие годы не вспоминали: данные относительно успехов в этой области даже ведущим экспертам были недоступны.
Однако все изменилось в один момент. Когда в Сети появились изображения тяжелой боевой машины пехоты, разработанной в УКБТМ, сразу стало ясно, что проект защищенной «суперБМП» все это время приобретал завершенный вид.
Броня всему голова
Интерес к семейству бронемашин на тяжелой гусеничной платформе «Армата» во многом связан с тем, какое вооружение несет на себе перспективная техника для Сухопутных войск. Бронированию и средствам защиты экипажа и десанта при этом уделяют совсем мало внимания. Между тем именно переработанный состав брони, а также новый подход к схеме размещения защиты – два компонента сухопутной техники будущего и отличительные черты, формирующие облик сверхзащищенной БМП.
Однако задолго до появления первых данных о тяжелой БМП Т-15 на платформе российские специалисты уже сделали большой шаг вперед, превратив боевую машину пехоты в быстроходный легкий танк. В начале 2000-х известное на весь мир предприятие «Курганмашзавод» совершает маленькое бронетанковое чудо. В поисках решения по защите БМП от современных и перспективных управляемых ракет, противотанковых гранат и других средств поражения отечественные специалисты пришли к выводу, что раз БМП может действовать в «насыщенной огнем» обстановке, то лучший способ сохранить машину и экипаж – не позволять снарядам и ракетам долетать до корпуса.
Установка комплекса активной защиты «Арена-Э» на легкую боевую машину пехоты частично позволила уравнять легкобронированную технику и современные основные танки по уровню защищенности. Помимо автоматического обнаружения секторов боевой работы, еще одной особенностью «Арены» стало и минимальное время на обнаружение боеприпаса. Для того чтобы просчитать скорость снаряда или ракеты, выбрать кассету с поражающими элементами и дать сигнал на отстрел компьютеру, входящему в состав комплекса активной защиты, комплексу «Арена-Э» требуется меньше секунды.
Бесценный вклад в защиту боевой машины, если учесть, что под плотным огнем даже опытный экипаж иной раз не в состоянии своевременно реагировать на обстрелы с разных сторон. Другим важным элементом защиты БМП-3 стало дополнительное навесное бронирование. С помощью бортовых элементов удалось достичь защиты от попадания бронебойных пуль калибра 12,7 миллиметра. И все это – без потери маневренности и значительного увеличения веса.
Переписывая правила боя
После испытаний БМП-3 с комплексом активной защиты «Арена-Э» прошло немало времени. Многие эксперты в публикациях и интервью стали открыто высказывать предположение, что концепцию создания «суперБМП» успешно «похоронили». Дескать, легкая бронемашина танку все равно не чета, и как ее ни защищай, эффективность все равно будет спорной. Разрабатывая тяжелую боевую машину пехоты на платформе «Армата», специалисты Уральского конструкторского бюро машиностроения не стали продолжать соблюдать старые правила создания такой техники, а создали свои собственные законы, необходимые для формирования концепции перспективной БМП.
Универсальность платформы «Армата» именно в этом случае – лучшее решение, какое только можно было придумать. Судите сами: все ключевые элементы бронемашин единой платформы взаимозаменяемы, а средства защиты разрабатываются не для каждой машины в отдельности, а для всей линейки разом. БМП Т-15 на новой тяжелой гусеничной платформе с самого начала проектировалась не просто как средство по доставке десанта к месту боя. Даже если не вдаваться в тонкости работы СУО и не изучать состав вооружения подробно, можно убедиться, что «активная» концепция Т-15 прослеживается в том числе и по средствам защиты.
Тяжелая БМП переднего края оснащена лучшим на сегодняшний день комплексом активной защиты «Афганит». Помимо работы над снижением времени для принятия контрмер, разработчики потрудились и над целым рядом других защитных особенностей тяжелого транспорта для десанта. Традиционный метод использования БМП в качестве «такси до поля боя» специалистами УКБТМ в этом случае был переписан чуть более, чем полностью. Т-15, оснащенная КАЗ «Афганит», не только своевременно реагирует на выпущенный в сторону бронемашины боеприпас и определяет сектор боевой работы, но и с помощью специального оборудования с высокой точностью вычисляет точку пуска.
Минимальное время принятия решения и практически мгновенная выдача целеуказания оператору вооружения – два отличительных качества нового комплекса активной защиты. В отличие от предыдущих КАЗ, основным назначением которых были максимальная защита бронемашины и вывод техники из-под огня, Т-15 с комплексом активной защиты «Афганит» научили отвечать выстрелом на выстрел.
Проще говоря, если еще десять лет назад оператор ПТРК, наложивший прицельную марку на танк или БМП, находился в относительной безопасности, то теперь возможности КАЗ «Афганит» и вспомогательного оборудования позволят не только нейтрализовать угрозу для боевой машины, «ослепив» оптику противника, но и помогут уложить серию 30-миллиметровых снарядов, если расчет ПТРК будет находиться в зоне досягаемости.
Тот же принцип ответного удара действует и в отношении других средств поражения. Особых различий для оператора вооружения и СУО в этом случае нет: по танку будет выпущена управляемая ракета, а по небольшим скоплениям живой силы противника может отработать пулемет.
Один для всех
Несмотря на то что перспективу использования комплексов активной защиты на БМП одобряют далеко не все военные эксперты, плюсов в использовании КАЗ все-таки больше, чем минусов. Во-первых, в составе танковой бригады такие БМП смогут эффективно подавлять огневые точки и расчеты ПТРК противника, пока основные танки будут «отрабатывать» тяжелую бронетехнику противника. Во-вторых, в случае необходимости тяжелые БМП смогут практически с ходу включиться в танковый бой и поразить технику противника управляемым ракетным вооружением.
Наличие или отсутствие пехоты в данном случае, как говорят эксперты, погоды не делает: десант в полной выкладке будет надежно укрыт внутри. По мнению независимого военного эксперта Алексея Хлопотова, главным доказательством именно такого применения бронетехники служит сама концепция создания подобного вооружения. «В УКБТМ не просто создали транспорт для переброски десанта из точки А в точку Б. Специалисты проработали БМП тяжелого класса с максимально возможным уровнем защиты. С этой позиции применение комплексов активной защиты на такой машине совершенно оправданно», – сказал Хлопотов в интервью телеканалу «Звезда».
Согласно данным источника «Звезды» в ОПК, разработчики Т-15 и смежники, совершенствующие элементную базу машины, нашли решение другой важной задачи – защиты пехоты от шрапнели комплекса активной защиты и осколков подлетающего элемента. И хотя принцип и схема решения этой задачи засекречены, источник сообщил, что ситуацию решили комплексно. Это означает, что изменениям могла подвергнуться не только конструкция самого комплекса. Доработки могли быть внесены и в части алгоритмов работы электроники, действующей в автоматическом режиме.
Комментируя режимы работы комплекса активной защиты, военный эксперт Алексей Хлопотов подчеркнул, что именно этот вопрос является одним из важнейших. «До недавнего времени считалось, что КАЗ и пехота несовместимы вообще. Представьте: поражающие элементы срабатывают в тот момент, когда вокруг машины находятся люди. Нетрудно понять, что с ними случится в тот момент, когда разлетятся осколки. Успешное решение этой проблемы – залог эффективных действий БМП в любой, даже самой сложной обстановке», – сказал Хлопотов. Если учесть, что Т-15 по уровню защиты является точной копией танка Т-14, то уже сейчас, на этапе опытной войсковой эксплуатации, Т-15 нельзя сравнивать ни с одной другой боевой машиной пехоты зарубежного производства ни по уровню защиты, ни по уровню вооружения.
В жизнеспособность концепции «суперБМП», действующей на одной линии (или в непосредственной близости) с танками, стоит поверить еще и потому, что проработка использования КАЗ в боевых машинах пехоты – не прихоть разработчиков и не научный эксперимент. Таким было требование заказчика – Министерства обороны РФ. Нелишним будет напомнить, что размещение КАЗ предусмотрено и на другой, более легкой БМП – «Курганец-25». Если сопоставить все технологические решения и вывести формулу применения таких машин в реальном бою, то можно обнаружить, что новая линейка бронемашин, оснащенных комплексом активной защиты (и блоками ДЗ нового поколения), не только способна сохранить жизнь десанту, но и нейтрализовать угрозу так, чтобы желания повторно применять вооружение у противника не возникло.
Автор: Дмитрий Юров
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»