Помните русскую поговорку: «Чем круче джип, тем дальше идти за трактором»? А теперь представьте, что на месте того джипа танк, массой под 50 тонн, застрявший в трясине или болоте по башню. Куда идти? Правильно! В ремонтную роту, там можно «арендовать» бронированную ремонтно-эвакуационную машину – БРЭМ, в простонародии «брэмку».
В современных условиях в боевой обстановке от своевременной эвакуации с поля боя поврежденных боевых машин, быстрого их восстановления и возвращения в строй зависит успех проводимых войсками операций. В связи с этим решающим фактором выступает время. Для его экономии одним из основных правил организации ремонта бронетанкового вооружения и военной техники (БТВТ) в боевой обстановке является проведение ее ремонта непосредственно в районах выхода из строя, в ближайших укрытиях и/или на сборных пунктах поврежденных машин. Восстановленная техника немедленно возвращается в боевые порядки. Здесь немаловажным фактором успешного восстановления являются эвакуация поврежденной техники из-под огня противника и своевременная передача ее ремонтным органам. Для решения этих задач разработаны бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ). В послевоенное время в СССР для решения этих задач использовались бронированные тягачи типа БТС-2, БТС-4, созданные на базе танков Т-54/55 и Т-62. Эти машины были способны решать определенные задачи танко-технического обеспечения, но не все.
С середины 70-х годов на вооружение советской, а затем и российской армии стали поступать БРЭМ, созданные на шасси современных основных танков, отвечающие требованиям времени.
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1 «Лебедка»
БРЭМ-1 была разработана конструкторами Омского КБ транспортного машиностроения (КБТМ) под руководством главного конструктора Александра Морова на базе танка Т-72. Машина разрабатывалась в рамках отработки опытно-конструкторской работы (ОКР) «Лебедка». После проведения цикла испытаний в 1975 году под наименованием БРЭМ-1 машина была принята на вооружение. БРЭМ-1 предназначена для эвакуации неисправных (поврежденных) танков из-под огня противника на сборные пункты поврежденных машин или в укрытие, оказания помощи экипажам при ремонте и техническом обслуживании машин в полевых условиях, обеспечения работ по поддержанию вооружения и военной техники в постоянной технической готовности к ведению боя. Кроме того, БРЭМ-1 применяется для технического сопровождения форсирования войсками водных преград, а также в составе технического замыкания танковых колонн на марше.
В состав экипажа БРЭМ-1 входят командир машины, механик-водитель и сцепщик-такелажник, рабочие места которых оборудованы индивидуальными люками. На люке командира машины оборудована открытая автономная зенитно-пулеметная установка с 12,7-миллиметровым зенитным пулеметом с ручным наведением. Она может применяться для стрельбы как по воздушным, так и по наземным целям.
Защищенность БРЭМ-1 находится на уровне защищенности танка Т-72, что позволяет применять машину непосредственно на поле боя. Для маскировки участка местности, где проводится эвакуация поврежденной машины, при помощи термодымовой аппаратуры или системы пуска дымовых гранат 902В «Туча» устанавливается дымовая завеса.
Специальное оборудование БРЭМ-1 позволяет решать следующие задачи:
– поддержание танков и машин на их базе в постоянной технической готовности;
– эвакуацию застрявших (поврежденных) танков и машин на их базе, а также затонувших машин, в том числе под огнем противника;
– оказание помощи экипажам в проведении технического обслуживания;
– проведение демонтажно-монтажных работ по замене основных сборочных единиц на танках;
– выполнение сварочных и режущих работ;
– транспоровку запасных частей, агрегатов и материалов массой до 1,5 тонны на грузовой платформе;
– проведение расчистки завалов и земляных работ по оборудованию окопов и укрытий;
– буксировку поврежденных и неисправных танков, в том числе через глубокие броды (до пяти метров);
– осуществление ремонта основных систем поврежденных машин в районах боевых действий.
Для вытаскивания машин при средних и тяжелых застреваниях, а также для самовытаскивания БРЭМ-1 оборудована тяговой лебедкой с максимальным усилием 25 тонна-сил и длиной троса 200 метров, а также комплектом полиспастов. В носовой части корпуса машины установлены сошник-бульдозер. В составе оборудования БРЭМ-1 имеется также вспомогательная лебедка с тяговым усилием 580 килограмм-сил и рабочей длиной троса 425 метров.
БРЭМ-1 обеспечивает буксирование поврежденных машин в различных дорожных условиях на буксирных тросах или на полужесткой буксирной сцепке с внутренней амортизацией.
На левом борту корпуса машины установлен стреловой полноповоротный кран грузоподъемностью 12 тонн. При дооборудовании крана полиспастом его грузоподъемность возрастает до 19 тонн. Вылет стрелы от оси вращения крана достигает 4,4 метра, высота подъема крюка над грунтом составляет 5,06 метра.
Для вождения под водой в комплект оборудования БРЭМ-1 входят труба-лаз и оборудование подводного вождения, обеспечивающие возможность преодолеть водные преграды по дну, а также покинуть машину без затопления в аварийных ситуациях.
БРЭМ-1М
Толчком к дальнейшему совершенствованию БРЭМ-1 послужили возрастающие требования к техническим возможностям ремонтных средств, необходимость унификации боевой и вспомогательной бронетанковой техники. В 1990-х годах ведущие российские КБ приступили к созданию усовершенствованных ремонтно-эвакуационных машин.
В 1998–2002 годах коллектив Уральского КБ транспортного машиностроения (УКБТМ) под руководством главного конструктора Владимира Поткина в инициативном порядке провел ОКР по модернизации БРЭМ-1. По результатам выполненных работ была принята на вооружение бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1М.
В ходе модернизации на машине были заменены силовая установка и трансмиссия, улучшено устройство отбора мощности. На машину установили 1000-сильный дизель В-92С2. Был усовершенствован кран, повышена его грузоподъемность до 25 тонн и увеличена длина грузоподъемной стрелы до 5,3 метра.
Для сохранения грузоподъемных характеристик и надежности работы оборудования был увеличен диаметр исполнительных силовых гидроцилиндров и применен грузовой трос толщиной 25,5 миллиметра. Обеспечение устойчивости машины при подъеме тяжелых грузов достигнуто установкой на противоположном от крановой установки борту машины ящиков ЗИП из толстого броневого проката, а также усовершенствованием системы блокирования подвески ходовой части.
Значительно расширились возможности модернизированной машины по вытаскиванию танков при тяжелых застреваниях – тяговое усилие основной лебедки возросло до 35 тонна-сил. С применением полиспастов усилие вытаскивания увеличивается до 140 тонна-сил. Комплектование силовой установки стартер-генератором СГ-18 мощностью 18 киловатт обусловило замену электросварочной аппаратуры ЭСА-1 на аппаратуру ЭСА-2, обеспечивающую более высокую производительность при резке металлов и лучшее качество сварки. Кроме того, появилась возможность дистанционно регулировать сварочный ток с пульта управления сваркой.
Масса модернизированной БРЭМ возросла до 44 тонн, при этом благодаря установке более мощного двигателя показатели подвижности не ухудшились. В то же время увеличение массы способствовало улучшению сцепных качеств ремонтно-эвакуационной машины и расширению возможностей по эвакуации тяжелых машин.
Модернизированная машина оснащается новой гусеницей, на которую можно устанавливать асфальтоходные башмаки. В остальном модернизированная машина сохранила полную преемственность с БРЭМ-1.
Автор: Виктор Сергеев
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»