От врачебных ошибок в России ежегодно погибает около тысячи людей, по данным Следственного комитета. По мнению юристов, реальные цифры еще выше, просто доказать вину медика удается не всегда, поскольку экспертами в подобных ситуациях выступают их же коллеги. Только независимая медэкспертиза может доказать вину медицинского работника. Корреспондент «Звезды» Илья Борисов разобрался, как происходят такие процессы.
Максим Дорофеев подал в суд, как только восстановился после ошибочной операции. В 2011 году он обратился к врачу с жалобой на давление и головную боль. Медик констатировал злокачественную опухоль мозга и предложил сделать биопсию для более точной диагностики. Однако вместо биопсии врачи сделали Дорофееву трепанацию черепа, после чего он полтора года провел в состоянии недееспособности, потерял бизнес и все сбережения.
Вазген Мироян обратился в известную клинику, чтобы проверить заболевший глаз. Врач констатировал вирусное заболевание и прописал инъекции в глазное яблоко, после чего зрение Мирояна упало до нуля, поскольку диагноз оказался ошибочным.
«Потом поставили мне диагноз "тромбоз". Серьезно? А тогда от чего вы меня полтора месяца лечили? Они говорят, ну Вы знаете, и этого исключить нельзя. Серьезно? Тогда и рак исключить нельзя – давайте мне еще химию сделаем», – поделился Вазген Мироян.
«Уголовные дела, к сожалению, рассматриваются достаточно долго, потому что очень трудна база доказывания. Потому что не хватает квалифицированных комментариев специалистов, которые могли бы переводить медицинский язык на юридический», – рассказала руководитель Центра независимой экспертизы качества медицинской помощи Елена Тихонова.
Медицинский эксперт Елена Воробьева подтвердила существование цеховой солидарности, в связи с которой сложно найти медика, имеющего возможность дать независимое заключение.
«Есть такое понятие, как кумовство – братство белого халата, когда вред нанесен известным учреждением и практически невозможно найти эксперта, который даст негативное заключение», – сказала Воробьева.
По мнению Елены Тихоновой, проблему экспертизы может решить обезличивание документов. В Центре независимой экспертизы качества медицинской помощи из документов убирают имена и фамилии медиков, прежде чем приступить к изучению. В целом специалисты сходятся во мнении, что стоит внимательнее относиться к учреждению, предоставляющему медицинские услуги, проверять их лицензии и иметь документы на каждый этап лечения.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»