Тридцатого декабря 2006 года, ровно десять лет назад, на центральной площади Багдада повесили иракского лидера Саддама Хусейна. Западный мир уверял, что тогда был казнен диктатор, однако с его смертью в регионе воцарился хаос.
Казнь Саддама Хусейна новые власти Ирака попытались обставить максимально унизительно. Немолодого и изможденного человека с петлей на шее сняли на видео, а запись разослали мировым телеканалам. Правительству, которое пришло к власти на штыках американской армии, надо было показать свергнутого правителя в низшей точке падения. Чтобы все забыли, что он превратил Ирак в процветающую страну.
После вторжения в Кувейт Саддам Хусейн стал мировым изгоем, но удержался у власти еще целых 13 лет. Все это время Соединенные Штаты Америки обкатывали на нем то, что чуть позже назовут информационной войной.
Образом кровавого диктатора с химическим и ядерным оружием в руках пугали весь мир, это сделало возможной новую войну в Ираке. Президент США Джордж Буш уверял, что коалиция освобождает иракцев и спасает мир от смертельной опасности.
Союзники нанесли арабским солдатам сокрушительное поражение. Меньше чем через месяц был взят Багдад, потом Тикрит, в окрестностях которого из погреба извлекли заросшего бородой человека – бывшего повелителя Ближнего Востока.
Одним из первых допрашивал Хусейна аналитик ЦРУ Джон Никсон.
«От него у меня по спине бежали мурашки. Иногда он говорил такие вещи про США, про мировую политику, и это ужасно, потому что он был абсолютно прав. И десять лет спустя меня поражают вещи, которые он тогда говорил. И, знаете, это несчастливый день, когда в словах Саддама Хусейна больше смысла, чем в словах твоего собственного президента», – вспоминает Никсон.
Приговор иракскому лидеру стал ясен еще до суда, когда в Уголовный кодекс Ирака спешно вернули отмененную раньше смертную казнь. Сейчас никто не сомневается, что высшую меру наказания одобрили в Вашингтоне.
«Время Саддама было временем стабильности на Ближнем Востоке. Уничтожив этот режим, Америка открыла ящик Пандоры, уже десять лет его нет, а проблем стало очень много», – считает историк Сергей Плеханов.
Сейчас многие на Западе уверены, что пожизненное заключение для Хусейна было бы лучшим вариантом. Сторонникам иракского лидера, членам партии «Баас», альтернативы никто не предложил.
«В один день сотни тысяч офицеров и чиновников выгнали на улицу, а тут еще и казнь их лидера, они и соединились с исламистами, и возникло "Исламское государство" (террористическая группировка, запрещенная в РФ – прим. ред.), – сказал директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.
Могила Хусейна в его родном селе на долгие годы стала местом паломничества простых иракцев – до тех пор, пока склеп не был разрушен в боях исламистов и правительственных войск.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»