Прокуратура Российской Федерации занимает особое место в системе государственных органов и по праву является одним из важнейших конституционных правоохранительных институтов нашего государства. 12 января 2017 года исполняется 295 лет со дня образования органов прокуратуры России.
В эпоху великого российского Императора Петра I осуществлены коренные преобразования государственного устройства. Им учреждены новые органы, усовершенствовано законодательство, создана мощная регулярная армия. Одним из важнейших стало решение Петра Великого организовать единую вертикаль надзорных органов за соблюдением законов, которая замыкалась непосредственно на него.
Своим Указом от 12 января 1722 года Петр I постановил «… быть при Сенате Генерал-Прокурору и Обер-Прокурору, также во всякой Коллегии по Прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-Прокурору…», тем самым учредив органы прокуратуры.
18 января того же года первым Генерал-прокурором Правительствующего Сената был назначен Павел Иванович Ягужинский. Указом Императора «О должности Генерал-прокурора»» определены основные обязанности Генерал-прокурора и подчиненных ему прокуроров. Масштабность возложенных на этот пост задач можно оценить по одной короткой выдержке «…сей чин, яко око наше и стряпчий о делах государственных…».
В свою очередь иные прокурорские чины (при коллегиях, Святейшем Синоде, надворных судах) становились «оком» самого Генерал-прокурора. При этом они были независимы от других органов власти, действовали от имени Генерал-прокурора под его контролем и покровительством. Помимо контрольных функций в интересах Императора, прокуроры «наблюдали» за «арестантскими» делами и интересами казны. За короткое время институт прокурорского надзора занял ключевое место в государственном управлении, являясь по сути посредником между российским самодержцем и другими высшими чинами.
В своем развитии прокуратура прошла непростой, порой тернистый путь. Преемники Петра, в числе которых Елизавета Петровна, Екатерина II, Александр II и другие, в ходе проводимых государственных реформ укрепили прокурорский надзор, распространили его функции на места и значительно расширили полномочия и обязанности прокуроров.
Динамично развивались, неизменно находясь на переднем крае борьбы с преступностью и обеспечения правопорядка, органы прокуратуры в советский период нашего государства.
В настоящее время правовой статус прокуратуры детально регламентирован Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Им же определена и основная задача деятельности прокуроров – осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции России и исполнением законов, действующих на ее территории.
На прокуроров возложены обязанности по надзору за соблюдением Конституции России и исполнением законов федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами государственной власти, законодательными и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Сегодня, спустя почти три столетия со дня создания, органы прокуратуры являются надежным гарантом соблюдения законодательства государства Российского. В числе их приоритетных задач – права и социальные гарантии граждан, безопасность и экономические интересы государства, обеспечения законности и правопорядка на всех направлениях построения в Российской Федерации демократического правового государства. Неотъемлемой составной частью единой федеральной централизованной системы прокуратуры России являются органы военной прокуратуры. В сентябре 2017 года отмечается их 150-летний юбилей. Создание органов военной прокуратуры ведет отсчет от судебной реформы Александра II. Именно тогда учреждена должность Главного военного прокурора, каковым был назначен Философов Владимир Дмитриевич.
Уполномоченная Военно-судебным уставом 1867 года обеспечивать «наблюдение за охранением законов» в русской армии на различных исторических этапах военная прокуратура неизменно следовала основному предназначению – быть с войсками, силами и средствами прокурорского надзора всемерно способствовать обеспечению в них законности и правопорядка. В историю органов военной прокуратуры вписано немало ярких страниц. Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета РСФСР от 28 мая 1922 года и Положением о прокурорском надзоре «в целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью» в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная прокуратура, а военная – стала ее структурным подразделением.
С января 1924 года военная прокуратура передана в военное ведомство, а военные прокуроры получили статус военнослужащих. Органы военной прокуратуры – это, в первую очередь, люди, полностью посвятившие себя военной юстиции, усилиями которых, а нередко и ценой жизни, пресечены сотни тысяч правонарушений, раскрыты тысячи преступлений, обеспечена неотвратимость наказания для лиц, преступивших закон, спасено огромное количество человеческих судеб, тысячи людей получили защиту
от произвола и беззакония.
Военные прокуроры и в годы войны, и в мирное время подавали пример честного и добросовестного служения Родине и народу. На полях сражений Великой Отечественной, при выполнении интернационального долга за пределами страны, в условиях проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе, принуждения Грузии к миру, выполнения задач российским воинским контингентом на территории Сирийской Арабской Республики военные прокуроры всегда были «на передовой», объективно оценивали ситуацию и действовали быстро и оперативно.
В годы Великой Отечественной войны надзорная деятельность военных прокуроров носила разносторонний характер. Им приходилось вникать буквально во все стороны жизни армии. В ряде случаев Государственный комитет обороны непосредственно на военных прокуроров возлагал контроль за выполнением его постановлений и решений по вопросам материально-технического снабжения, производства вооружения и боеприпасов, возведения оборонительных сооружений, расходования продовольственных пайков и др. Находясь на передовой, офицеры военных прокуратур зачастую принимали участие в боях, демонстрируя личное мужество и отвагу, а нередко и высокую командирскую подготовку в случаях, когда в бою возникала необходимость командования частями и подразделениями.
Свыше 1800 военных прокуроров награждены орденами и медалями, 230 погибли на полях сражений.Только Главный военный прокурор Артем Григорьевич Горный, который возглавлял органы военной прокуратуры без малого 30 лет, до 1986 года, за свою безупречную службу удостоен 11 орденов, 16 медалей, 19 наград иностранных государств.
Значимый вклад военные прокуроры и следователи внесли в обеспечении законности и правопорядка, борьбу с преступностью в Ограниченном контингенте советских войск в Афганистане.
Эффективность их работы требовала максимального приближения к войскам. Девять военных прокуратур гарнизонов выполняли свои задачи в пунктах базирования крупных соединений Сухопутных войск. За период пребывания нашего контингента в ДРА на постоянной основе там находилось свыше 220 военных прокуроров и следователей, многие из которых за профессионализм и мужество награждены орденами и медалями. 15 февраля 1989 года в замыкающих колоннах бронетехники прокуроры в числе последних покинули Афганистан. Весь груз проблем, связанных с обеспечением законности и правопорядка в ходе проведения федеральными войсками контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации лег на плечи военных прокуроров.
Офицеры органов военной прокуратуры, выполняя свой воинский и профессиональный долг, зачастую сопряженный с риском для жизни, неоднократно подвергались нападениям и обстрелам со стороны бандитов. При организации взаимодействия с командованием и правоохранительными органами по противодействию терроризму основной акцент военными прокурорами был сделан на расследовании уголовных дел о преступлениях террористической направленности, совершенных в отношении военнослужащих; выяснении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, и принятии мер по их устранению. За время проведения контртеррористических операций прокурорско-следственными работниками расследовано более 11 тысяч таких дел.
Сегодня система органов военной прокуратуры включает Главную военную прокуратуру, 10 военных прокуратур окружного звена и 155 военных прокуратур объединений, соединений и гарнизонов. Надзорные полномочия осуществляются в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках Росгвардии, Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе безопасности, Федеральной службе охраны, а также других войсках, воинских формированиях, органах и организациях. Военные прокуроры действуют везде, где есть российские войска и воинские формирования. Их основной задачей было, есть и будет обеспечение надзорными средствами военной безопасности нашей страны. Фото военных прокуроров на учениях Они выполняют свои обязанности в тех же условиях, что и военнослужащие Вооруженных Сил и других войск. Это предопределяет их профессиональную компетентность, мобильность, постоянную готовность действовать в экстремальных ситуациях, в том числе в регионах с тяжелыми климатическими условиями; в странах ближнего и дальнего зарубежья, где российские военные выполняют миротворческие задачи.
Уже более года военные прокуроры обеспечивают надзорными средствами законность и правопорядок в пунктах базирования российских авиационных групп в Сирийской Арабской Республике. Сегодня военные прокуроры осуществляют свою деятельность не только в пределах Российской Федерации, но и на территории десяти иностранных государств, где дислоцируются воинские формирования России. С 1 января 2017 года реализована еще одна важная веха в истории – работники органов военной прокуратуры продолжают службу в составе Генпрокуратуры России.
Подготовил И. Бутрим
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»