МЕДИАГРУППА «ЗВЕЗДА» toggle
logo Эфир Программы Фильмы

Десант будущего: в России создан уникальный парашют для прыжков со сверхмалых высот

В Научно-исследовательском институте парашютостроения (входит в холдинг «Технодинамика») разработали уникальный безранцевый парашют «Штурм» для спецназа ВДВ. С ним бойцы смогут десантироваться с высоты 70-80 метров.
2016-12-21 08:06:00

Начиная с 1940-х годов и до настоящего дня в Воздушно-десантных войсках, сохранилась классическая схема компоновки парашюта, которая обеспечивает безопасное десантирование при высадке бойцов с высоты 200 метров. В Научно-исследовательском институте парашютостроения (входит в холдинг «Технодинамика») разработали уникальный безранцевый парашют «Штурм» для спецназа ВДВ. С ним бойцы смогут десантироваться с высоты 70-80 метров.

 

Чтобы понять различия двух парашютных систем для начала нужно описать классическую схему, которая сегодня применяется в Воздушно-десантных войсках. Десантник, находясь на земле, надевает на себя бронежилет, основную парашютную систему, запасной парашют, крепит на себе вооружение, полетное обмундирование и грузовой контейнер с боеприпасами и продуктами питания, чтобы обеспечить себе автономность в течение двух суток. В итоге полетная масса бойца в среднем приближается к 160 кг. Во всем этом снаряжении он приходит на борт летательного аппарата.

 

С другой стороны можно представить, как десантнику, который приземлился зимой в глубокий снег, сложно освободиться от парашюта. Он должен сделать все то же самое, что перед посадкой на борт, только в обратном порядке – сначала снять с себя вооружение, потом снять запасной парашют, основной парашют, и только после этого он будет готов к выполнению задачи. В эти несколько десятков секунд его боевой потенциал снижается.

 

Поэтому несколько лет назад спецназ ФСБ поставил задачу разработать такой парашют, при использовании которого десантник находился бы в воздухе минимальное время, а при приземлении был готов к ведению боевых действий.

 

 

Будущее российского десанта

 

Для решения этой задачи в НИИ парашютостроения пошли революционным путем и изменили классическую схему компоновки парашюта. Теперь парашютная система, которая получила название «Штурм», стала безранцевой. Боец штурмовой группы приходит на борт самолета только с индивидуальным стрелковым оружием и своей разгрузкой с боеприпасами, а сам парашют уже находится на борту летательного аппарата и висит в боевом положении. Десантник же облачен в облегченную страховочную систему.

 

Более того, сейчас спецназ разрабатывает вид экипировки, в которую вшиты специальные силовые элементы, к которым на специальные замки крепится парашютная система. После приземления бойцу остается только дернуть за них, чтобы парашют отстегнулся от системы, улетел и больше не мешал выполнению задачи. С помощью этих же силовых элементов возможна и эвакуация бойцов вертолетом после завершения операции.

 

 

 

«И это не будущее. Это настоящее. НИИ парашютостроения провели две лётных научно-исследовательские работы. Парашютную часть мы уже фактически решили и сейчас выходим на контакт с Центром боевого применения армейской авиации в Торжке с тем, чтобы провести испытания на реальном вертолете», - рассказал сайту телеканала «Звезда» парашютист-испытатель 1 класса НИИ парашютостроения Владимир Нестеров.

 

 

По его словам, испытатели выполнили уже 200 прыжков с парашютом типа «Штурм». Однако парашютисты пока прыгают с запасными парашютами и с высоты не ниже 130 метров. При прыжке с 70 метров основной парашют раскрывается примерно 40 метров и запасной парашют большого смысла не имеет.

 

«Поэтому надежность основного парашюта нужно довести до такой степени, чтобы она составляла совокупную надежность двух парашютных систем, - подчеркнул Нестеров. – Пока же мы прыгаем с запасными парашютами, чтобы у испытателей в случае отказа была возможность открыть «запаску». А вот манекенов мы бросаем с высоты 70-80 метров. Недавно мы бросали манекен на скорости 140 км/ч с высоты 80 метров. Он висел у нас в воздухе около 10 секунд. Поэтому есть еще возможность снизить высоту десантирования примерно на 10 метров».

 

 

Сделан «Штурм» на базе серийного десантного парашюта. Однако у него убрана система стабилизации и сделана система принудительного ввода с тем, чтобы как можно больше «сжать» высоту десантирования.

 

«И испытателям, и инженерам пришлось приложить много усилий, чтобы уйти от перехлестов строп при раскрытии купола парашюта. Мы подняли все существующие в институте патенты, чтобы найти технические решения и реализовать его на практике», - подчеркнул Нестеров.

 

Так как схема раскрытия парашюта «Штурм» принудительная, то в нем не используется система стабилизации, вытяжное кольцо и страхующий прибор, который, по словам экспертов, сам стоит как полпарашюта. В этом плане себестоимость парашюта «Штурм» меньше обычного десантного, особенно с учетом того, что в десантном парашюте страхующий прибор требует особых регламентных работ в процессе эксплуатации и обслуживания.

 

 

«Безранцевая парашютная система запатентована в конце 2015 года. Сейчас НИИ парашютостроения приступил к технической реализации этой схемы», - рассказал Нестеров.

 

Когда главное оружие - внезапность

 

Возвращаясь к задаче, которую поставила перед НИИ парашютостроения ФСБ, можно привести пример, описывающий ситуацию применения парашюта «Штурм».

 

Итак, группа противника удерживает стратегически важную высоту. Но укрытия на ней не позволяют уничтожить врага даже артиллерией. Захватить высоту и добить противника – это задача как раз для спецназа ВДВ. Задача понятна, но в ней много составляющих. Во-первых, он должен десантироваться в определенную точку после артподготовки.

 

 

При этом, согласно материалам Академии военных наук, после массированного обстрела противнику нужно всего 40 секунд, чтобы «прийти в себя» и возобновить боевые действия. Именно эти 40 секунд и являются критическими важными при проведении такой операции.

 

При применении парашюта «Штурм» после отделения от вертолета до приземления проходит буквально 10-15 секунд, еще несколько секунд десантник тратит на то, чтобы освободиться от парашюта.

 

«Люди, которые прыгают на эту задачу, берут с собой только легкое стрелковое оружие, боеприпасы и гранаты ближнего боя. С таким вооружением они в состоянии вести бой 15-20 минут. Потом либо нужно искать боеприпасы там, либо что-то делать другое. Поэтому их главное оружие – это внезапность. Если внезапность потеряна, считайте, группа уничтожена. Именно поэтому главное в такой операции – это спрятать вертолет, откуда будут десантироваться люди», - пояснил Нестеров.

 

 

По его словам, конкурировать с вертолетом по эффективности не может ни БМД, ни БМП, ни квадроциклы, ни даже скоростные багги – все это медленно «ползет» по пересеченной местности. Однако как замаскировать вертолет с десантом под боевой, чтобы никто не мог подумать, что с него собираются проводить десантирование? Для этой цели лучше всего подходит транспортно-боевые вертолеты Ми-8МТ, Ми-8МТШ.

 

У таких вертолетов на внешней подвеске висят четыре блока реактивных снарядов количеством до 120 калибром 50-80 мм и два контейнера с пушками ГШ-23 общим боекомплектом порядка 500 снарядов.

 

«Одна из задач вертолета – атака наземных целей. На высоте 70-100 метров и дальности порядка 2 км он начинает обстреливать позиции противника реактивными снарядами и ведет непрерывный огонь секунд 40. На расстоянии 1000 метров он начинает обстреливать врага из пушки. За это время он подходит к цели. Продолжая имитацию атаки, вертолет прямо над позицией десантирует штурмовую группу и уходит», - рассказал Нестеров, добавив, что это может быть и не отдельный вертолет, а сразу несколько выстроенных в порядок, поддерживаемый боевыми Ми-24.

 

Парашютист-испытатель напомнил, что нормальная высота десантирования парашюта Д-6 и Д-10 при стабилизации три секунды составляет 200 метров. Поэтому, если вертолет «выпрыгивает» на эту высоту для высадки десанта, то фактор внезапности теряется.

 

По этой же причине не подходят и другие способы доставки. Ни посадочный способ, ни штурмовой способ при полете низко над землей, ни десантирование на веревках – ничто не является безопасным для вертолета.  Везде он становится хорошей мишенью для противника на земле.

 

Именно поэтому безранцевый парашют «Штурм» является уникальным, позволяя внезапно для противника с высоты 70 метров высадить десант из, казалось бы, боевого вертолета на скорости 140-260 км/ч.

 

 

Стоит добавить, что интерес к этому парашюту проявило командование ОДКБ. В 2015 году на учениях под Душанбе проходили маневры, на которых в ущелье с условными боевиками сбрасывали манекен на парашютной системе «Штурм». Операция произвела тогда впечатление на командование.

 

Позднее Коллективные силы оперативного реагирования под Псковом проводили учения с десантированием на парашюте «Штурм». Он и там получил положительные отзывы, а военные атташе, одним из которых был атташе Сербии, выразили заинтересованность. Сегодня испытания безранцевой парашютной системы в НИИ парашютостроения продолжаются.

 

Автор: Михаил Рычагов

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ И АНАЛИТИКА
Новости Армия ОПК Вопросы истории Общество Спорт Наука и техника Экономика и бизнес Телеканал Прямой эфир Программы Программа передач Фильмы онлайн О телеканале ЛИЦА Лица телеканала Помним наших коллег О КОМПАНИИ Медиахолдинг «Звезда» Вакансии Партнерам Всероссийский вокальный конкурс «Звезда» Приложение для смартфона Смарт ТВ приложение «Звезда» Киностудия «Звезда» Правовая информация Лицензии Социальная реклама Контакты Телеканал «Звезда Плюс» О приеме телеканала «ЗВЕЗДА»
Показать контакты

© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Главное
Новости
Видео
Поиск и меню