Научно-исследовательский институт парашютостроения работает над созданием парашютной системы для доставки грузов в труднодоступные районы. Сирийский опыт показал, что российской армии нужна дешевая одноразовая грузовая платформа. О характеристиках этой разработки сайту телеканала «Звезда» рассказали сотрудники НИИП.
НИИ парашютостроения является единственным в России головным разработчиком парашютных систем всех типов и одним из немногих предприятий в мире, которое самостоятельно осуществляет полный цикл по созданию парашютных систем.
Как рассказал сайту телеканала «Звезда» главный конструктор НИИП Виктор Лялин, в перспективе институт ожидает ряд работ по созданию парашютов для личного состава ВДВ, а также разработка новой подвесной парашютной системы. Однако одним из любопытных проектов является разработка комплекса для десантирования из самолетов грузов массой от 1,5 до 2,5 тонны.
«Такая платформа нужна для доставки грузов в труднодоступные районы, откуда эвакуация практически невозможна. При этом это должна быть дешевая парашютная система и сама платформа», – сказал Лялин.
По его словам, удешевить платформу можно за счет средств амортизации. На существующих платформах они применяются несколько раз.
Военная операция в Сирии показала необходимость таких платформ для сброса гуманитарных грузов. Захваченные боевиками города Пальмира и Алеппо были на грани гуманитарной катастрофы. Террористы грабили местное население, мирным жителям Алеппо нечего было есть.
На помощь тогда пришли российские Воздушно-космические силы, которые поддержали население этих городов – сбросили гуманитарные грузы с продуктами питания и предметами первой необходимости.
К сожалению, это был единственный способ доставки грузов в сирийские города, так как боевики расстреливали любой наземный транспорт. Сброс же грузов с самолета, который летит в зоне, недоступной для ПВО противника, являлся на тот момент самым безопасным вариантом доставки помощи.
Управляемая платформа
На Земле все чаще случаются чрезвычайные ситуации, когда необходима доставка продовольствия, медикаментов, спасательной техники в труднодоступные районы. В связи с этим остро встает задача точной доставки грузов в строго заданный район или на площадку, ограниченную малыми размерами, площадь в городе, палубу корабля и порой в трудных погодных условиях.
Эту задачу можно решить с помощью управляемой парашютной грузовой системы. Как рассказал сайту телеканала «Звезда» директор НИИ парашютостроения Дмитрий Третьяков, сейчас институт находится на стадии подписания технических заданий по этому проекту.
«Надеюсь, в следующем году мы откроем ОКР на управляемую платформу до 2,5 тонны для выброски грузов с большой высоты, где самолет недоступен для зенитных комплексов», – сказал Третьяков.
По его словам, такая платформа сможет доставить груз на площадку с точностью 250 метров с высоты 20 тысяч метров.
Сброшенный с такой высоты груз сможет пролететь до 50 километров и пройти сквозь все рубежи ПВО противника незамеченным. Такие системы «парашют – груз», как правило, малозаметны для радаров.
Как пояснил генеральный конструктор, горизонтальная составляющая этой платформы будет зависеть от аэродинамического качества парашютной системы и от высоты, с которой ее бросают.
«Если у нее коэффициент аэродинамического качества три, то при высоте пять километров она может уйти на 15 километров, при высоте десять километров – на 30 километров. При коэффициенте пять она может уйти и на 50 километров», – уточнил Лялин.
Управляться такая платформа может различными способами, но согласно проекту института наводиться на цель она будет по ГЛОНАСС. В командном блоке происходит анализ информации с маяка, размещенного в месте приземления груза. После этого на платформе стропы затягиваются таким образом, чтобы обеспечить точное приземление.
«На борту этой платформы будет установлена адаптивная система позиционирования, которая будет наводить ее на цель. Она будет ориентироваться в пространстве, реагировать на изменения погоды и перемещение воздушных масс», – заключил Лялин.
Испытания
Разработка одной парашютной системы от эскиза до принятия на вооружение занимает минимум пять лет. За это время парашют проходит огромное количество испытаний. И прежде чем перейти к реальным сбросам грузов из самолета, парашюты проходят наземные испытания на одной из площадок института. В Киржаче на базе аэродрома находится комплекс для проведения наземной и летной отработки опытных образцов парашютно-десантной техники и снаряжения.
На испытательном стенде находится измерительное оборудование, которое снимает данные по весовым характеристикам. Под нагрузкой парашют поднимается, и в момент разрыва фиксируются показатели, какую именно нагрузку может выдержать полная система в момент раскрытия парашюта.
В настоящее время институт завершил испытания парашютной системы «Бахча» для десантирования бронетехники.
«Бахча-У-ПДС» состоит из подвесной, амортизационной, а также парашютной системы. Парашютная система включает в себя 11 блоков основных парашютов площадью 350 квадратных метров каждый.
«Смежник "Универсал" в части платформы и НИИ парашютостроения в части парашютной системы заводские испытания завершили. Теперь мы переходим на госиспытания. Поэтому вся материальная часть, которая была изготовлена в рамках этого ОКР, передается Главному летному испытательному центру», – заявил Третьяков.
По его словам, до Нового года планируется провести первое испытание новой платформы.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»