Современные конфликты неизбежно сказываются на развитии военной техники. Ракетное и противотанковое вооружение в этом смысле всегда было настоящим «острием копья» - именно на нем оттачивались самые передовые технологии. Однако на первый план в разработке такого вооружения выходит концепция «выстрелил - забыл», повышающая шансы выполнить боевую задачу без риска для оператора или техники.
Подготовка к выстрелу
С самого начала работ по сухопутным противотанковым комплексам перед разработчиками встали, казалось, неразрешимые задачи. Фактически в одном корпусе требовалось совместить машину повышенной проходимости, броню, благодаря которой при обстреле экипаж смог бы выжить и выйти из-под огня. «Хризантема-С» среди самоходных комплексов для борьбы с бронетехникой и укреплениями противника на протяжении долгих лет остается лучшей в своем классе.
Разные способы обнаружения и захвата цели, высокая подвижность и база БМП-3, благодаря которой «Хризантема-С» может преодолевать даже водные преграды и при этом стрелять, и, конечно, сами управляемые ракеты комплекса, применять которые можно в любую погоду и любое время суток. Специалисты отмечают, что по своей эффективности и совокупности качеств на сегодняшний день комплексу «Хризантема-С» в мире аналогов нет. Однако опыт, полученный в результате десятков лет работы, изучение конфликтов, анализ применения отечественных и зарубежных ПТРК по бронетехнике и укреплениям противника показали, что повышение дальности и могущества боеприпасов невозможно без серьезной и глубокой работы над всем комплексом целиком.
Правило «длинной руки» в этом случае должно продолжать работать - ведь одним из качеств, за которые специалисты ценят «Хризантему», является способность на значительном удалении поражать танки, и в том числе - технику, оснащенную блоками динамической защиты. Однако у «Хризантемы», как и у любого ПТРК, действующего на линии соприкосновения с войсками противника, сохраняется ограничение по дальности прямого выстрела. Подобная особенность свойственна всем противотанковым комплексам, и большинство производителей по всему миру до сих пор не решились кардинальным образом изменить сложившееся положение вещей. Чего не скажешь про специалистов тульского КБМ, разработавших уникальный практически по всем ключевым показателям противотанковый ракетный комплекс «Гермес».
Первый тактический
Тульский «Гермес» сложно вписать в достаточно узкие рамки и категории, которыми измеряют современные противотанковые комплексы. По своим характеристикам и режимам работы этот «противотанк» скорее можно отнести к тактическому ракетному вооружению, чем к средствам для борьбы с бронетехникой и защищенными объектами. Основное отличие тульского ПТРК заключается в дальности стрельбы - комплекс способен работать по целям, находящимся на удалении в 90-100 километров. Главной сложностью в стрельбе противотанковыми ракетами на такие дальности всегда являлось целеуказание - сложно определить координаты цели, которая находится на значительном удалении.
Чтобы определить координаты цели и осуществить ее захват, разработчики включили в состав комплекса специальную РЛС, а для получения координат с точностью до метра «Гермес» может использовать данные с беспилотника. После того как поиск цели и постановка на сопровождение успешно выполнены, из транспортно-пускового контейнера на сверхзвуковой скорости «выходит» едва ли не главная изюминка комплекса - «умная» сверхзвуковая ракета. Практически все отечественные противотанковые ракеты предыдущего поколения атаковали цель в пределах видимости по прямой.
Ракета ПТРК «Гермес» отличается от своих предшественников тем, что и летит быстрее, и приближаясь к цели, делает «горку», заходя на цель сверху. В отличие от переносных отечественных противотанковых комплексов, управление которыми осуществляется оператором, или сухопутных, действующих с ограничением по дальности, именно в ПТРК «Гермес» в полной мере реализован принцип «выстрелил и забыл». Помимо прочего, «Гермес» сделали по-настоящему универсальным: комплекс может монтироваться как на сухопутное шасси, так и на другие типы носителей, включая авиационные и морские. Главной тайной комплекса до сих пор остается возможность работать в режиме «высокоточной противотанковой артиллерии», когда ракетами комплекса можно поразить не только отдельно стоящие или движущиеся цели, но и танковую группу на марше или во время стоянки.
Сами разработчики, и тем более военные, такой информации не дают, но эксперты в своих оценках единодушны - такое тульскому «Гермесу» вполне по силам, а значит, термин «противотанковая реактивная артиллерия» в этом случае вполне применим.
Новая противотанковая глава
Специалисты отмечают, что начало работ по перспективному самоходному противотанковому комплексу для российской армии имеет все шансы стать новой главой в освоении уникальных технологий и тактики противотанковой борьбы. Следует отметить, что момент для разработки нового самоходного ПТРК, существенно превосходящего по возможностям известную всем специалистам «Хризантему» выбран подходящий. Российская промышленность и конструкторские бюро уже имеют достаточный опыт в создании и производстве современного ракетного вооружения, элементная база постоянно совершенствуется, появляется современная оптика, средства разведки, и главное ... уже есть платформа, на которой такой комплекс может быть смонтирован. По мнению независимого военного эксперта Алексея Хлопотова, принцип работы «выстрелил-забыл» в контексте создания перспективной техники употребляется не случайно.
«Этот принцип реализуется прежде всего в целях повышения выживаемости машины на поле боя. То есть, как только ракета "вышла" из контейнера - машина может сниматься с места. Экипажу не нужно ждать поражения, подсвечивать или как-то еще визировать цель. Умный боеприпас все сделает сам», - отметил эксперт. Пока достоверно неизвестно, кто из разработчиков будет заниматься ОКР по новым «умным боеприпасам», но масштаб внедрения современной техники для радиоэлектронной борьбы и подавления высокоточного вооружения свидетельствует о том, что новые ракеты для противотанкового комплекса должны будут уметь поражать цели в крайне непростой боевой обстановке.
Свои предположения относительно боеприпасов перспективного ПТРК высказал и военный эксперт, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков. В интервью телеканалу «Звезда» эксперт поделился соображением о том, что важной главой в работе над новым комплексом может стать повышение могущества боеприпасов. «Системы динамической защиты постоянно модернизируются, да и комплексы активной защиты могут противостоять обстрелу. В связи с этим подход к доработке или созданию новых противотанковых ракет, способных преодолевать защиту современных и перспективных бронемашин, кажется вполне оправданным, и, скорее всего, именно это направление станет одним из главных в ходе работ», - пояснил он.
Другим важным направлением является и выбор платформы, на котором будет размещен перспективный самоходный ПТРК. Для «Хризантемы-С» разработчики выбрали легкое шасси БМП-3, и новый самоходный комплекс должен получиться как минимум не хуже.
«Целесообразность выбора той или иной платформы для размещения, конечно, будет определяться заказчиком. Но разместить такой комплекс можно практически везде. Для этих целей подойдет и платформа "Армата", и "Курганец", и даже "Бумеранг"», - отметил военный эксперт Алексей Хлопотов.
И хотя специалисты не высказывают единого мнения относительно того, будет ли это тяжелобронированная машина или легкая техника, способная на быстрые марш-броски, сходятся они в одном - технологический уровень и опыт в разработке подобного вооружения уже на данном этапе позволяют создать совершенно уникальный образец вооружения. По мнению специалистов, уже отработанные решения и современные средства контроля обстановки позволяют не просто построить машину для борьбы с танками противника на линии соприкосновения, но и создать современный «ракетный танк», способный «вышибать» технику противника задолго до того, как вражеские танки или БМП окажутся на дистанции ведения огня и начнут представлять угрозу.
Анализируя перспективу использования подобных разработок, эксперты поясняют, что, скорее всего, специалистам и разработчикам также предстоит решить вопрос с интеграцией такой техники в автоматизированную систему управления войсками. Специалисты уверены, что если этому вопросу будет уделено достойное внимание, то, используя внешнее целеуказание, такая техника сможет частично взять на себя обязанности войсковой ПВО, и в случае необходимости будет отрабатывать ракетным вооружением по вертолетам противника, используя при этом с одной пусковой установки различные типы боевых частей.
Автор: Дмитрий Юров
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»