Армия ждала эту уникальную боевую машину почти четыре десятка лет – еще с Афганистана. Именно на афганских горных серпантинах стало очевидным, что для боевых действий необходим колесный транспорт, обладающий одновременно и качествами броневика, и проходимостью джипа, и скоростными показателями обычной легковушки.
У американцев эту роль выполняет Hummer. У наших же военных выбор был невелик: либо БТР, либо проходимый, но не бронированный УАЗ. Появившийся же чуть позже «Тигр» больше относится к классу бронетранспортеров, а кроме того, требует от водителя наличия прав категории С.
Решением проблемы стал новый проект «Скорпион» – уникальное сочетание и броневика, и легкового автомобиля внедорожного класса. О том, почему этой «тачанке» пророчат большое будущее, какими возможностями по трансформации она обладает, как вооружена и защищена, расскажет журналист Алексей Егоров в очередном выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда».
Выдержать сплошной обстрел
Армейский внедорожник «Скорпион» изготовлен сразу в трех вариантах. Есть модель с открытым кузовом и тентом (для жаркого климата и перевозки крупногабаритных грузов), с металлической крышей (для эксплуатации в зимних условиях), а также бронированный вариант – на языке военных «легкий тактический автомобиль». Характеристики у этих машин, естественно, тоже отличаются. Если первые две весят 2,5 тонны, то броневичок тянет уже на 4,5. Такая нагрузка вызвана как раз броневым оснащением. К слову, броня здесь имеет индекс 6А – высший уровень защиты для машин такого класса.
На стендовых испытаниях машина подвергалась обстрелу с расстояния 30 метров из снайперской винтовки СВД. Начальная скорость полета пули у этого оружия – 830 метров в секунду. Однако «Скорпион» выдержал. По словам заместителя главного конструктора ЗАО «Корпорация «Защита» Виктора Севастьянова, в ходе проведения государственных испытаний по машине было произведено 156 выстрелов. Ни одного пробития. Причем, как отмечает представитель предприятия-изготовителя, стрельба велась не только по броне, но и по стыкам, стеклам, бойницам, болтам крепления, проемам и ручкам дверей. Машина выдержала все.
Интересно, что «Скорпион» – не детище крупного автозавода, не разработка военного НИИ. Авторы проекта – бывшие военные, которые, уволившись в запас, занялись бронированием гражданских автомобилей. Вообще же, нынешний «Скорпион» ведет свою историю от самой массовой легковой машины вооруженных сил – УАЗа-469. Всем он был хорош: надежен, неприхотлив к условиям эксплуатации. Да вот беда – не был защищен даже от пистолетной пули.
Создатели «Скорпиона» вложили в свое детище такие тактико-технические характеристики, что машина смогла выдержать даже подрыв взрывного устройства. Как вспоминает Виктор Севастьянов, на испытаниях под броневиком подорвали 600 граммов взрывчатки – количество, способное разворотить иной грузовик. А легковушка устояла: энергию взрыва рассеяло V-образное бронированное днище.
Без права на ошибку
Безопасность экипажа – особая задача, которая была решена в ходе работы над конструкцией броневика. Люди внутри размещаются в специальных креслах, способных амортизировать сотрясение, возникающее при подрыве. Эти же сидения незаменимы и в случае другой нештатной ситуации – опрокидывания автомобиля. Во время испытаний «Скорпион» тестировался на так называемый «угол статической устойчивости». Для многоцелевых армейских автомобилей этот показатель должен составлять не менее 33 градусов. «Скорпион» выдержал 41.
Экзамен на ходовые качества «Скорпионы» держали на трассе, больше подходящей для танков. Это сплошное бездорожье, по которому не рискуют передвигаться даже внушительного размера армейские грузовики. Наш же броневичок чувствует себя здесь вполне уверенно. По словам испытателей, во время таких суровых тестов проверяется не столько проходимость машины, сколько способность выдержать бездорожье узлов, агрегатов, в том числе особо важных – двигателя, коробки передач, раздаточной коробки.
По своему классу Скорпион» – утяжеленный армейский внедорожник. По словам заместителя начальника управления автомобильной техники 3-го центрального НИИ Минобороны России подполковника Михаила Сибиляева, наш броневик – в какой-то степени собрат американского Hummer (его знаменитой модели HMMWV). «Этот автомобиль является представителем достаточно обширного семейства, выпускается с 1970-х годов и стоит на снабжении во многих армиях стран НАТО», – говорит российский офицер.
Hummer & «Скорпион»
Однако способен ли американский броневик пройти такие же экзамены, как «Скорпион», – это еще вопрос. Во время специальной экспедиции Минобороны России на Кавказ наша машина поднималась своим ходом до предельной высоты, на которой могут работать двигатели внутреннего сгорания. Было это в районе высочайшей вершины Европы – горы Эльбрус, расположенной, как известно, на высоте свыше пяти тысяч метров.
К минусам американского джипа Михаил Сибиляев также относит отсутствие стопора на дверях: в бою или даже из-за неосторожного движения можно запросто сломать руку. В «Скорпионе» эта проблема учтена, необходимые стопоры присутствуют. Плохо защищен Hummer и от попадания пуль в стыки корпуса: осколками членов экипажа может запросто ранить.
«Скорпион», как уже было сказано выше, выдержал во время испытаний 156 попаданий, и – ни одной пробоины. Защиту изнутри в нашей машине также обеспечивает дополнительное покрытие – так называемый противоосколочный подбой. Нет у «американца» и противоминной защиты, а кроме того, не настолько, как у нас, продумано крепление сидений, чтобы спасти людей при подрыве: сидения прикручены напрямую к полу, и ударная волна сразу же поражает экипаж.
Кроме того, внутри HMMWV всего четыре посадочных места, тогда как в «Скорпионе» их восемь – шесть для десанта плюс место командира и водителя. Для эксперимента в наш броневик запускалось максимальное количество пассажиров. В итоге в машину поместился... 31 человек! Значительно превосходит российский бронеавтомобиль своего американского собрата и по скорости – 140 километров в час против 100, по маневренности, по ряду других показателей.
«Тачанка» для спецназа
«Скорпион» обладает всеми приметами современного городского внедорожника. Здесь есть гидроусилитель руля, подвеска мягкая, имеется кондиционер. На испытаниях комфортная температура внутри салона обеспечивалась даже при искусственно созданной (в специальной камере) 60-градусной жаре. К слову, аналогичные условия присутствуют и при экстремально низких температурах.
Это тоже проверялось опытным путем. А для запуска двигателя после длительного пребывания на морозе на машине установлен предпусковой подогреватель. Как отмечает главный специалист научно-технического центра «Цельсий-проф» Алексей Базанов, двигатель после такого охлаждения запускается спустя 25 минут необходимой подготовки.
Ну и конечно, нельзя забывать о системах вооружения. Для «Скорпиона» они представлены в разных вариантах: пулеметами «Корд» и «Печенег», автоматическими гранатометами АГС. Дистанционно управляемый модуль вооружения представляет собой совместную разработку витебского КБ «Дисплей» и ковровского Завода имени В. А. Дегтярева. Огонь можно вести и на ходу: «Скорпион» держит цели на мушке, как влитые. В схему вооружения также удачно вписались камера ночного видения и тепловизор.
По информации главы ЗАО «Корпорация «Защита», бронированные автомобили «Скорпион-ЛША-2Б» уже приняты на снабжение Минобороны России как специальное транспортное средство для перевозки личного состава и решения специальных задач. Однако, как подчеркивает Виктор Севастьянов, «военное ведомство желает расширить область применения данных автомобилей и предлагает разработать на их основе командно-штабные машины, машины связи, машины с РЛС, медицинские и тому подобное. Причем это касается не только бронированной версии, но и небронированной».
Автор: Дмитрий Сергеев
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»