В экспозиции военно-технического форума «Армия-2016», прошедшего в сентябре в Подмосковье, демонстрировались образцы суперсовременного оружия, в основном радиоэлектронного, созданного на новых физических принципах. Большая часть этих экспонатов была закрыта для общего доступа и показывалась исключительно специалистам, имеющим необходимые формы допуска к гостайне. Но сам факт демонстрации таких разработок позволяет сделать вывод, что предприятия российского ОПК ведут работы и даже весьма продвинулись в области создания подобных вооружений.
Что это за оружие? И какие новые физические принципы положены в основу его создания?
Само понятие «оружие на новых физических принципах» (ОНФП) носит весьма условный характер, так как в большинстве случаев используются известные физические принципы, новым является лишь их применение в оружии.
В военно-политическом словаре «Война и мир» сказано: «...В начале ХХI века к такому виду оружия относятся лазерное, ускорительное, сверхвысокочастотное, инфразвуковое, геофизическое, кибероружие и прочее. По своим поражающим свойствам это оружие (по крайней мере, некоторые из его типов) должно быть отнесено к оружию массового поражения. Его применение может привести к новому революционному и опасному скачку в военном деле».
Несмотря на сложность разработки и производства некоторых из видов этого оружия, специалисты считают его довольно перспективным, так как в большинстве случаев оно обладает скрытностью и внезапностью применения, способностью парализовать систему управления войсками, вывести из строя личный состав и технику.
Чаще всего ОНФП классифицируется следующим образом.
Лазерное оружие – особый вид перспективного оружия направленной энергии, основанный на использовании лазерного излучения для поражения людей и вывода из строя военной техники (прежде всего оптико-электронных систем разведки и управления оружием).
В настоящее время используются лишь низкоэнергетические лазерные устройства. Наряду с этим экспериментально проверена возможность силового поражения лазерным лучом конструкционных элементов военной техники, в том числе корпусов баллистических ракет и других летательных аппаратов. Однако появление на вооружении войск и сил флота образцов такого типа оружия пока проблематично в силу его громоздкости, большой энергоемкости и других негативных эксплуатационных факторов.
В 2010–2011 годах ВМС США осуществили испытания твердотельного лазера, предназначенного для защиты кораблей от малых судов. Помимо этого, разрабатываются боевые лазеры воздушного, наземного и космического базирования.
Ускорительное оружие (пучковое) – возможный перспективный вид оружия, основанный на использовании для поражения живой силы и военной техники потоков или пучков элементарных частиц (атомов водорода, гелия, лития и др.).
Сверхвысокочастотное (СВЧ) оружие – возможный перспективный вид оружия, основанный на использовании для поражения (главным образом функционального) радиоэлектронных компонентов военной техники. В системе такого оружия могут быть применены генераторы энергии СВЧ в миллиметровом и сантиметровом диапазонах волн и соответствующие им антенные системы, в совокупности образующие направленное излучение. Обычно относится к оружию многократного использования.
Наряду с этим ведутся поиск взрывных генераторов однократного действия и создание на их основе бомб (головных частей ракет), поражающих бытовую и военную электронику на расстояниях в десятки километров, что может сделать это оружие весьма эффективным. Скорее всего, оно появится на вооружении в качестве средства сдерживания от агрессии.
Инфразвуковое оружие – перспективный вид оружия, основанный на поражающем воздействии на организм человека звуковых колебаний инфранизких (от единиц до 30 герц) частот. Может быть использовано в качестве оружия массового поражения.
Кибероружие – специфические программные средства, предназначенные для контроля, дестабилизации или вмешательства в работу информационных систем и компьютерных сетей противника с целью подавления коммуникаций, политической агитации, выведения из строя управляемого с помощью ЭВМ оружия, решения иных задач.
Геофизическое оружие – возможные перспективные виды оружия, поражающее воздействие которых связано с инициированием катастрофических природных явлений (изменение озонного слоя, климатических условий, провоцирование землетрясений и т. п.). Правда, разработка такого оружия связана с решением ряда сложных проблем, поэтому его появление возможно лишь в перспективе, однако эксперименты, в том числе публичные, в области инжиниринга погоды ведутся.
Новые виды ОНФП далеко не всегда ставят целью победу над противником путем его уничтожения. Именно поэтому такое оружие часто называют несмертельным (нелетальным). Отдельные образцы такого оружия уже применялись в вооруженных конфликтах в Сомали, на Гаити, в Ираке.
Так, в ходе операции «Буря в пустыне» использовалось электромагнитное оружие, средствами доставки которого к объектам поражения были крылатые ракеты «Томагавк». Вследствие этого возникали короткие замыкания в электросетях электростанций и ЛЭП, что в конечном счете привело к нарушению энергоснабжения систем управления и ПВО Ирака в решающий период операции.
Также в США был разработан лазерный ослепитель «Сейбр-203», который мог устанавливаться в 40-миллиметровом гранатомете. Его экспериментальный образец использовался в 1995 году в Сомали. Лазерные ослепители имели американские войска в Боснии и Герцеговине.
В ходе боевых действий НАТО в Югославии испытан ряд образцов несмертельного оружия, таких как «графитовая», световая, акустическая и электромагнитная бомбы, бомба, создающая нестерпимый запах, лазерные устройства, липучая пена. При первом же применении «графитовой» бомбы самолеты НАТО вывели из строя на несколько часов две трети энергосистемы Сербии.
По инициативе США в рамках НАТО создана специальная рабочая группа по координации военно-прикладных исследований в области несмертельного оружия. К числу приоритетных направлений относятся исследования таких его видов, которые вызывают у противника упадок сил (резкое снижение активности), потерю пространственной ориентации, отключение сознания, болевые ощущения.
Ведутся ли работы в области создания подобных вооружений в России?
Отвечая на этот вопрос, следует отметить, что оружие на новых физических принципах очень активно развивалось еще во времена СССР. Более того, по некоторым направлениям мы обходили здесь США как минимум лет на 15.
Например, маршал Советского Союза Дмитрий Устинов в свое время предложил применить лазерный комплекс для сопровождения американского шаттла. И 10 октября 1984 года во время 13-го полета «Челленджера», когда его витки на орбите проходили над районом Балхаша, эксперимент состоялся. Лазерный локатор провел измерения параметров цели при работе в режиме обнаружения с минимальной мощностью излучения. Причем высота орбиты корабля составляла 365 километров, наклонная дальность обнаружения и сопровождения – 400–800 километров.
В результате на шаттле внезапно отключилась связь, возникли сбои в работе аппаратуры, и астронавты почувствовали недомогание. Когда американцы стали разбираться, что же произошло, то поняли, что экипаж подвергся какому-то искусственному воздействию со стороны СССР. Был заявлен официальный протест. В дальнейшем лазерная установка и радиотехнические комплексы, имеющие высокий энергетический потенциал, для сопровождения шаттлов не применялись.
В 90-х годах все работы на полигонах были свернуты, оборудование вывезено на территорию России, часть объектов взорвана. Однако опыт, полученный в результате программы, не пропал. С начала 2000-х начинается ввод в строй новых комплексов: «Окно» – гора Санглок (г. Нурек на территории Таджикистана) и «Окно-С» – гора Лысая на Дальнем Востоке. А также вводятся комплексы «Крона» на Северном Кавказе и «Крона-Н» – также на Дальнем Востоке.
С недавнего времени работы по аналогичному объекту можно наблюдать в Крыму неподалеку от Феодосии. Функции их, конечно, обозначены как сугубо мирные – «контрольно-измерительные оптико-электронные комплексы сопровождения космических объектов».
Еще пример. В СССР в 1985 году на базе Ил-76 был создан самолет А-60, который являлся экспериментальной летающей лабораторией, носителем лазерного оружия, предназначенной для исследования распространения лазерных лучей в верхних слоях атмосферы, а в дальнейшем – для подавления разведки противника. А-60 представлял собой авиационный вариант носителя мегаваттного лазера. Этот лазер планировали к выведению в космос в качестве оружия боевой орбитальной платформы «Скиф-Д».
Однако в 90-х годах в результате «демократических реформ» большинство работ в этой области было свернуто. А часть наработок, причем довольно большая, напрямую была передана США.
Вновь обратиться к этой тематике оружия на новых физических принципах России пришлось относительно недавно, когда стало ясно, что ПРО США – это не просто новая военная система, а технологический прорыв. И ее основу как раз и составляют системы с новыми боевыми качествами, основанные на новых принципах.
К примеру, наземный перехватчик – система, которая обеспечивает поражение боеголовки баллистической ракеты на расстоянии нескольких тысяч километров без взрыва путем прямого попадания поражающим элементом. То есть на расстоянии две-три или пять тысяч километров этот перехватчик должен обеспечить попадание в цель размером с холодильник. Это, конечно же, лазерные системы, пучковые системы, то есть то же самое оружие на новых физических принципах поражения цели путем прямой передачи не кинетической, а лучевой, пучковой энергии.
Если проводить аналогии, то с точки зрения исторических параллелей создание системы ПРО можно сравнить с переходом от лука и стрел к огнестрельному оружию. Именно поэтому России, чтобы конкурировать с США, также приходится двигаться в эту новую эпоху.
И здесь приоритетным является ряд направлений. В первую очередь это опять же лазерные системы, которые должны решать задачи поражения как баллистических ракет, так и динамических летательных аппаратов в рамках системы собственной ПРО.
Еще одно направление развития оружия на новых физических принципах – это электромагнитные бомбы и другое электромагнитное оружие. В последние годы Россия существенно продвинулась в этом направлении.
Речь в первую очередь может идти о станциях силового радиоэлектронного подавления непрерывного действия. Они, воздействуя на входные цепи радиоэлектронных устройств, приводят к их сгоранию, выводу из строя. Причем российские военные уже не раз демонстрировали свои боевые возможности в области новых вооружений.
В частности, во время крымских событий, после чего в США разразился нешуточный скандал: как Кремль одурачил не только аналитиков разведки США, но и военные спутники, следившие за Крымом? Почему спецслужбы прозевали появление «вежливых людей» на полуострове? Пентагон был вынужден признать: Россия существенно продвинулась в новейших технологиях, потому ее военные сумели «спрятаться» от американских систем слежения.
Сегодня в тематике РЭБ Россия занимает лидирующие позиции: по технике, что ставится на самолеты, мы с США идем ноздря в ноздрю, а что касается наземных станций, то они у нас теперь лучшие в мире. Ряд именно этих лучших образцов демонстрировался на закрытой экспозиции военно-технического форума «Армия-2016» в парке «Патриот».
Автор: Олег Божов
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»