Российский оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер» на слуху у американской и европейской общественности уже не первый год. В связи с тем, что зарубежного противоядия для ракет комплекса «Искандер» так и не придумали, в поисках решения специалисты стали изучать конструкцию и характеристики еще советских комплексов аналогичного назначения. Однако опыт создания и использования оперативно-тактических ракетных комплексов предыдущего поколения показал, что противодействовать еще советским ракетам зарубежные специалисты до сих пор толком не научились.
Инструмент для воздействия
Промежуточное положение между стратегическим и тактическим ракетным вооружением ОТРК занимают лишь номинально. Согласно принятому к использованию ракетному вооружению оперативно-тактические ракетные комплексы относят к ракетному оружию ближнего и среднего радиуса действия. Однако реальность такова, что проектирование, производство и размещение ОТРК в ключевых районах способствуют изменению обстановки не только в отдельно взятом районе, но и в регионе в целом.
Российский оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер» и его модернизированные версии в этом случае следует упоминать в последнюю очередь, так как задолго до его появления в распоряжении Советского Союза находилось значительное количество мобильных комплексов, готовых к развертыванию практически в любом регионе мира. Использование ядерной боевой части не только в межконтинентальных баллистических ракетах определялось несколькими факторами. В первую очередь ядерный заряд планировали доставлять до соединений и бригад противника, уже развернутых на переднем крае и готовых после получения приказа переходить к активным боевым действиям.
На оперативно-тактические ракетные комплексы взваливалась миссия по рассечению переднего края наступления/обороны противника. Своеобразный волнорез для бронетехники, пехоты и любых объектов в зоне действия. Обезглавливание группировки войск на максимально возможной территории. Именно по этой причине долгое время ОТРК советского производства предполагали единственный вариант исполнения - с ядерной боевой частью. Согласно ТЗ разработчика такие комплексы должны были обладать и повышенной подвижностью - для достижения этой цели и было решено размещать ракеты малой/средней дальности на колесном шасси.
На американских военных оперативно-тактические ракетные комплексы производили сильное впечатление. «Темп-С», «ОКА», «Луна-М», «Точка» - все эти комплексы в разное время остужали горячие головы зарубежных партнеров по всем направлениям. Однако по степени нагнетания страха на зарубежных военных с новейшим «Искандером» может сравниться лишь один оперативно-тактический комплекс.
«Эльбрус» всемогущий
Оперативно-тактический ракетный комплекс «Эльбрус» c ракетой Р-17 по интенсивности использования и географии побил многие военные рекорды. «Самый воюющий», «Самый популярный», «Самый разрушительный». Реализованные в комплексе технологии позволяли осуществлять поражение целей на дальностях от 50 до 300 километров и минимальным (на период эксплуатации) отклонением от цели. «Эльбрус» наряду с другим популярным советским оружием активно поставлялся на экспорт. По невероятному стечению обстоятельств именно за рубежом состоялось и первое боевое применение комплекса 9К72 - египетские военные использовали комплекс «Эльбрус» по прямому назначению в 1973 году.
И хотя победить египетской и сирийской армиям применение баллистических ракет все равно не помогло, нужный эффект от попадания боевых частей в цель был достигнут. Афганская кампания советских войск подтвердила заявленные производителем характеристики комплекса. И хотя 9К72 незаслуженно мало упоминается в публикациях и материалах, в отличие от войск специального назначения или авиации, применение именно этого оперативно-тактического ракетного комплекса во многих случаях упрощало боевую работу подразделений до уровня «зафиксировать попадание и двигаться дальше».
Все случалось благодаря разрыву фугасной боевой части, после которой любой объект противника превращался в трудно поддающиеся идентификации фрагменты. Историки и ветераны войны в Афганистане отмечают, что попадание фугасной боевой части ракеты 8к14 при стрельбе на минимальную для «Эльбруса» дальность было зрелищем не для слабонервных. При подрыве боевой части воспламенялись остатки топлива (чуть менее тонны) и окислителя (около двух тонн) и вся адская горючая смесь растекалась белым пламенем по большой площади. Особенно сильно этот эффект проявлялся, если ключевые объекты моджахедов располагались в ущельях: попадание ракеты и огненная смесь обрушивали со склонов гор настоящую «огненную реку» вперемешку с камнями.
Арабская ночь
Однако звездой мирового масштаба ракеты Р-17 стали во время вооруженного конфликта на Ближнем Востоке, когда иракские войска вторглись на территорию Кувейта. Авантюра Саддама Хуссейна заставила мировое сообщество действовать, и в район Персидского залива были направлены американские войска. Хуссейн, желавший втянуть в конфликт еще и Израиль, начал обстреливать Тель-Авив баллистическими ракетами Р-17. И хотя боеголовок с химическим оружием на государство Израиль так и не упало, главный удар по самолюбию и спокойствию израильтян и их союзников - американцев все-таки был нанесен. В обмен на невмешательство в вооруженный конфликт Соединенные Штаты поставили Израилю новейшие зенитные ракетные комплексы «Пэтриот», в разработку которых были вложены огромные средства.
Расчет был прост - ЗРС разворачиваются в боевое положение для защиты Израиля и граждан этой страны, пока американские военные занимаются выдворением иракской армии с территории Кувейта. Результаты работы противоракет комплекс «Пэтриот» в полной мере стали доступны общественности уже после завершения «Бури в пустыне», но реальные данные о боевом применении радикально отличались от озвученной президентом Бушем - старшим стратегии «абсолютной эффективности», при которой американский ЗРК перехватил 41 боеголовку из 42 обнаруженных.
Американский ученый Тэд Постэл, занятый изучением столь высокого процента попаданий ЗРК, в ходе сбора информации обнаружил, что предоставленные американскими военными данные об эффективности перехвата ракет Р-17 (Scud по классификации США и НАТО), мягко говоря, не соответствуют действительности. Позднее Постел опубликовал несколько видеозаписей, на которых противоракеты комплекса «Пэтриот» взмывают в ночное небо под рев сирены, но через некоторое время взрываются, так и не поразив вражескую боеголовку. Еще через мгновение огненный шар касается земли и раздается оглушительный взрыв - БЧ иракской ракеты успешно поражает цель.
Чуть позже факты сокрытия реальной эффективности ЗУР «Пэтриот» будут обнаружены в ходе слушаний сенатской комиссии по вооружениям, где американские военные заявят, что успешным считалось любое пересечение курсов противоракет с иракскими боеголовками. В том случае, если противоракеты все-таки достигали цели, поразить ее первым же попаданием получалось далеко не всегда. Эксперты объясняют, что злую шутку с американскими противоракетами комплекса «Пэтриот» сыграл не только случай, но и очевидные технические просчеты по части обнаружения и сама математика контроля управляемых боеприпасов.
Проще говоря, РЛС комплекса «Пэтриот» слишком поздно обнаруживала подлетающую боеголовку, а подрыв противоракеты рассеивал облако осколков, задевая, в лучшем случае, центральную часть боеприпаса, не нанося серьезного ущерба боевому блоку. Именно этим обстоятельством также объясняется и колоссальный перерасход противоракет в пересчет на одну иракскую боеголовку. В лучшем случае ЗУР комплекса «Пэтриот» перехватили 15 (максимум 20) процентов от общего числа выпущенных иракской армией ракет Р-17, осуществляя противоракетный маневр в узком «коридоре» по дальности (20 км) и высоте (не более 7).
«Американцы неточность своих ракет списали на сбои в работе программного обеспечения, которое нужно было время от времени обновлять. А когда стало ясно, что боеголовки обнаруживаются недостаточно быстро и далеко, к процессу обнаружения были привлечены дополнительные силы и средства. В этом и кроется главное отличие "Пэтриот" от российских зенитных ракетных комплексов, у которых и средства обнаружения свои, и расход на каждую цель - одна ракета», - поясняет военный эксперт Алексей Леонков.
Однако стоит признать и тот факт, что с советскими ракетами Р-17 иракцы изрядно поработали. По сравнению с закупленными у Советского Союза ракетами за счет увеличения объема топлива удалось добиться прироста по дальности полета почти в три раза. Масса БЧ при этом также подверглась изменениям. Ракеты «Эль Хуссейн» и «Эль Аббас» получили БЧ в 250 и 500 кг соответственно. Советские ракеты и разработанные на их базе иракские модификации в ходе «Бури в пустыне» показали полную жизнеспособность и доказали, что простое, надежное ракетное оружие при необходимой квалификации личного состава сможет нанести гарантированный ущерб, а в случае, если боевая часть будет заменена на ядерную, то противник будет вынужден отмечать в табелях графу «неприемлемый ущерб».
Отметились советские ракеты Р-17 и в ходе вооруженного конфликта в Йемене, когда все те же ЗРК «Пэтриот», принадлежащие саудовским военным, смогли перехватить лишь 40% от общего количества выпущенных ракет. И это при том, что за 25 лет электроника и алгоритмы ЗРК «Пэтриот» были неоднократно модернизированы.
Новый век
ОТРК «Искандер» на своих «дедушек» похож лишь внешне. Разве что, нишу занимает аналогичную - оперативно-тактический ракетный комплекс. На этом, пожалуй, и заканчиваются все сходства современного ракетного комплекса с предшественниками. Новые материалы, новая математика вычислительных комплексов, новые возможности. По совокупности качеств ОТРК «Искандер» стоит на два, а то и на все четыре поколения выше своих предшественников.
Стоит отметить, что «Искандер» стал своеобразным кровным братом другого оперативно-тактического ракетного комплекса «Ока», который с подачи М.С Горбачева пустили под нож в порыве братской любви к Соединенным Штатам, и в соответствии с договором РСМД. Мало кто знает, но в конце 80-х для комплекса «Ока» даже была подготовлена уникальная, масштабная программа модернизации, в ходе которой предполагалось оснастить БЧ комплексом самонаведения. «Искандер» стараниями разработчиков вобрал в себя все то, что в силу многих причин не удалось реализовать в предыдущие годы.
Большая высота полета, на которой боеприпас перехватить практически невозможно, высокая скорость полета, вдвое (а по некоторым данным, более, чем втрое) превышающая скорость полета боевых частей предыдущего поколения, находятся за пределами возможностей ракет-перехватчиков и комплексов противовоздушной обороны. Преодолевать оборону противника «Искандеру» помогает сложный электронный комплекс, состоящий из специального оборудования для постановки помех, и ложные цели, которые аналогично конструкции межконтинентальных баллистических ракет отстреливаются на конечном участке полета ракеты к цели.
Сам боеприпас при этом активно маневрирует, затрудняя наведение и применение противоракет. Свой «шок и трепет» и «Бурю в Европе» российский ОТРК «Искандер» в состоянии провести с помощью т.н «неядерного» оснащения - кассетных БЧ с блоками самонаведения, фугасной боевой частью, а также объемно-детонирующей боевой частью. Даже такого набора хватит, чтобы от любого объекта в зоне действия комплекса остались одни обломки. О проникающих боеприпасах для поражения заглубленных целей или «спецверсиях» с ядерной боевой частью и говорить не приходится.
К тому же в результате недавних учений одной из бригад ЦВО вскрылась и еще одна особенность комплекса - работа в условиях сильного радиоэлектронного противодействия. С расстояния в более чем 200 километров прорвавшаяся сквозь электронный купол ракета в щепки разнесла учебную цель, оставив на месте «объекта противника» глубокую воронку. И хотя сам факт наличия такого вооружения говорит о том, что любая агрессия будет «задушена в зародыше», от обсуждений зарубежных, и в частности американских, средств перехвата все равно не уйти.
Заявления официальных лиц государств восточной Европы о том, что для отражения «агрессии и опасности» со стороны «Искандеров» могут быть привлечены американские противоракеты и комплекс «Пэтриот» можно рассмотреть с точки зрения уже известных достижений американской военной техники. Учитывая, что «Пэтриот» до сих пор не в состоянии обеспечить хотя бы 70-80% вероятности поражения даже советских ракет Р-17, на него не стоит особенно надеяться и в вопросе противостояния с ракетой «Искандера», которая летит иначе и существенно быстрее и, в случае необходимости, сама принимает «контрмеры».
«"Искандер" - это не "Скад". (индекс ракет Р-17 по каталогу США и НАТО) и даже не "Ока". Он значительно отличается от всех комплексов, что принимались на вооружение раньше. Даже от "Точки" он отличается едва ли не по всем компонентам и решениям. Его перехват крайне затруднителен даже противоракетами SM-3 и системой "Иджис", не говоря уже о других средствах», - отмечает военный эксперт Дмитрий Корнев.
По целому ряду параметров, таких как траектория и профиль полета, точность попадания, дальность стрельбы, помехозащищенность, применяемые боевые блоки и т.д. «Искандеру» нет в мире равных. «Никогда» - слово, которое сами военные, да и разработчики военной техники очень не любят. Но при сохранении текущих темпов модернизации элементной и программной части равных ОТРК «Искандер» действительно никогда не будет.
Ни одной стране мира не удалось даже близко подобраться по уровню решений к представителям российского ОПК. Учитывая, что полный список характеристик «Искандера» засекречен и тщательно охраняется, а европейская общественность употребляет благой мат каждый раз, когда речь заходит об «Искандерах» в Калининграде, можно сделать вывод, что те, кто задумал «обложить» Россию противоракетами, знают, что если команда «пуск» будет отдана, то им останется только молиться.
Автор: Дмитрий Юров
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»