МЕДИАГРУППА «ЗВЕЗДА» toggle
logo Эфир Видео Радио

Беспредельный «Аллигатор»: на что способен ударный Ка-52

Его называют «универсальным солдатом передовой». Этот ударный вертолет по праву считается самой современной винтокрылой машиной российской армии. Спектр его применения – от нанесения ракетных ударов и действия в качестве воздушного штурмовика до ведения разведки.
2016-10-16 09:32:00

Его называют «универсальным солдатом передовой». Этот ударный вертолет по праву считается самой современной винтокрылой машиной российской армии. Спектр его применения – от нанесения ракетных ударов и действия в качестве воздушного штурмовика до ведения разведки. Помимо того, что машина принимает на борт внушительный арсенал вооружения, она еще и необычайно маневренна, может совершать в небе самые замысловатые виражи, подвластные этому виду техники. Не случайно по классификации НАТО Ка-52 получил имя Hocum B: в переводе с английского - «обман», «фокус», «финт».

 


О том, что умеет наш вертолет, прозванный в России «Аллигатором», как ведет себя в воздухе и на земле и на какие сюрпризы способен, расскажет журналист Алексей Егоров в очередном выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда».

 


Вопреки законам физики

 

 


Ни один другой вертолет не обучен летать на значительных скоростях «боком» - то есть бортом вперед по курсу движения. А его задний ход вообще достигает скорости 100 км/ч. Ка-52 может двигаться в любом удобном для него направлении, в любом темпе. Фирменный «почерк» этого вертолета - работа на предельно малых высотах. В реальном бою подобные маневренные возможности дают «Аллигатору» преимущества, определяющие победу.

 


Вообще, в отечественной винтокрылой авиации уже были свои «хищные животные». Первый советский вертолет огневой поддержки Ми-24 за свой характерный внешний вид еще в Афганистане был прозван «Крокодилом». Затем была «Черная акула» - одноместный ударный вертолет Ка-50. И вот появился «Аллигатор» - машина семейства «Камов» 52-й модели.

 

 


Сегодня эти машины из экспериментальных моделей превратились в полноценные боевые средства армейской авиации Вооруженных Сил. Одно из соединений, где несут службу «Аллигаторы», дислоцируется в Восточном военном округе, на территории Хабаровского края. Обеспечение боевой работы на этой авиабазе армейской авиации, как и везде, начинается с выполнения четкого алгоритма подготовки к полетам. Как подчеркивает начальник технического звена старший лейтенант Олег Жигулев, всего для приведения вертолета к готовности к вылету уходит не более 40 минут. Что важно - осмотр, проверка, обслуживание проводятся на открытой стоянке. Ка-52 не притязателен к условиям хранения, может спокойно дневать и ночевать на свежем воздухе, не требователен к погоде и температуре окружающей среды.

 


Без предела возможностей

 


По словам командира упомянутой авиабазы армейской авиации ВВО полковника Дмитрия Землякова, «Ка-52 - очень легкая в управлении машина, доступная для любого начинающего летчика». В некотором смысле, говорит офицер, она даже проще, чем такая неприхотливая рабочая «лошадка», как Ми-8. «Аллигатор» не боится ветра, хорошо ведет себя на небольших скоростях, способен летать даже в штормовую погоду», - отмечает Дмитрий Земляков.

 

 


Высокую маневренность этим машинам обеспечивают два двигателя, каждый мощностью по 2400 лошадиных сил. Обе силовые установки способны действовать самостоятельно, обеспечивая вертолету режим нахождения в небе. Ка-52 может подниматься в воздух даже при порывах ветра до 25 метров в секунду. Обычно при такой погоде всякие полеты вообще запрещены, а гражданские аэропорты и вовсе закрываются для приема-выпуска воздушных судов. Для «Аллигатора» же эти экстремальные погодные условия – не помеха.

 


Мощные двигатели обеспечивают Ка-52 и еще один рекордный показатель – скорость набора высоты. Она у этой машины составляет 16 метров в секунду, тогда как широко разрекламированный штатовский Apache поднимается вверх за секунду лишь на 12 метров. Кроме того, российский вертолет способен заходить на цель, что называется, в лобовую: защиту от встречного огня ему обеспечивает бронирование основных элементов. Защищено броней даже сидение пилота. Кроме того, особой живучестью отличаются сами узлы и агрегаты. Известен случай, когда при выполнении задач в Сирии один из «Аллигаторов» получил пробоину лопасти. Так пилот даже не заметил этого повреждения: вертолет продолжил полет, как ни в чем не бывало! Дело в том, что делают лопасти у Ка-52 не из алюминия, а из полимерных композитных материалов. За защиту от зенитных ракет отвечает комплекс радиоэлектронного подавления, который делает средства ПЗРК противника бессильными.

 


Зубастый «Аллигатор»

 

 


На борт Ка-52 берет почти три тонны боеприпасов. И это тоже рекорд: подобный боезапас не может поднять в небо ни один другой ударный вертолет в мире. На вооружении российской машины состоят ракеты «Игла» класса «воздух-воздух», «Атака» (управляемая ракета ближнего боя, применяемая по наземным целям), а также комплекс управляемых противотанковых ракет «Вихрь», способных пробить даже 900-миллиметровую броню.

 


В арсенале «Аллигатора» имеется и набор неуправляемых авиационных ракет. В их числе – боеприпасы типа С-8КОМ с модернизированной боевой частью усиленного осколочного действия. В один пусковой блок заряжается сразу два десятка таких ракет. Залпом всего лишь из двух выстрелов можно «накрыть» площадь размером с футбольное поле.

 


Важно и то, что применение вооружения на Ка-52 никак не сказывается не его пилотировании. По словам Дмитрия Землякова, чувствуется лишь небольшая отдача, не влияющая на управление вертолетом. Более того - стрелять из штатного вооружения можно даже при выполнении фигур высшего пилотажа. В целом, по словам командира 573-й авиабазы, который одним из первых строевых офицеров освоил Ка-52, это машина «совершенно другого качества, - умная, современная, компьютеризированная». Компьютер обеспечивает даже автоматический заход на посадку, правда, только до так называемой высоты зависания (15 метров). При этом «Аллигатор» может здесь «закрепиться», например, взяв на прицел нужную цель.

 


Во всех стихиях

 

 


Путевку в небо «Аллигаторы» получают в Приморском крае, на аэродроме ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина». Первыми машины здесь оценивают военные представители. Один из них - Ильшат Габдуллин - отвечает за то, чтобы перед постановкой в строй каждый вертолет проходил максимально жесткий тест-драйв. Пилоты проверяют ходовые возможности вертолетов, закладывая во время испытательных вылетов просто-таки экстремальные виражи. К слову, секрет уверенной и безопасной работы Ка-52 на предельно малых высотах кроется еще и в том, что заданную высоту четко контролирует бортовая электроника.

 


Вообще, на заводе «Прогресс» внедрены высочайшие стандарты качества. Скажем, при изготовлении корпусов толщина материала контролируется с точностью до 1,6 микрона. Для сравнения: толщина человеческого волоса - 50 микрон. То есть в заводском производственном процессе отслеживаются параметры в десятки раз пристрастнее.

 


На заводе на Ка-52 монтируется и электронное оборудование, ставится вооружение, средства связи и наведения. Некоторые узлы по-своему оригинальны. Скажем, шасси на Ка-52, помимо основной задачи, выполняют функции спасательного средства: при ударе о землю в случае нештатной ситуации они смягчают (демпфируют) удар. Важное уточнение - российский «Аллигатор» является еще и единственным вертолетом в мире, оснащенным системой катапультирования для каждого из двух членов экипажа. Аварийное покидание машины спланировано безупречно: после срабатывания системы происходит отстрел лопастей, чтобы летчики смогли беспрепятственно оставить вертолет и приземлиться на парашютах. К счастью, подобный порядок действий еще ни разу не испытывался в реальных происшествиях: только во время испытания, на манекенах. Тем не менее при выполнении боевых заданий каждый летчик обязан иметь при себе аварийный носимый запас. В него входят спасательная радиостанция, медицинская аптечка, сигнальные огни.

 

 


По данным Минобороны России, до 2020 года на заводе «прогресс» заказано 146 вертолетов Ка-52. Как признал посетивший предприятие летом этого года заместитель главы военного ведомства Юрий Борисов, «контракт выполняется в срок, нареканий к производству нет».

 

- Сирийская кампания показала, что это один из самых востребованных и лучших боевых вертолетов, - подчеркнул Юрий Борисов. - Вертолет имеет и серьезный модернизационный потенциал. Мы работаем его над оснащением новыми авиационными средствами поражения повышенной дальности.

 

Интересно, что, по информации замминистра обороны, ведется работа и в отношении выпуска корабельного варианта Ка-52К, причем опытно-конструкторские работы в этом направлении уже находятся в стадии завершения. «Аллигаторы» с литерой «К» - «корабельный» - уже в этом году могут поступить на комплектование авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

 

Автор: Дмитрий Сергеев

Экспертное мнение и аналитика
Новости Армия ОПК Вопросы истории Общество Спорт Наука и техника Экономика и бизнес Телеканал Прямой эфир Программы Программа передач Фильмы онлайн О телеканале ЛИЦА Лица телеканала Помним наших коллег О КОМПАНИИ Вакансии Партнерам Всероссийский вокальный конкурс «Звезда» Смарт ТВ приложение «Звезда» Киностудия «Звезда» Правовая информация Лицензии Социальная реклама Контакты Телеканал «Звезда Плюс» О приеме телеканала «ЗВЕЗДА»
Показать контакты

© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Главное
Новости
Видео
Поиск и меню 
20240327.1322