Россия намерена вернуться на свои бывшие военные базы Камрань во Вьетнаме и Лурдес на Кубе. Собственно, к этому все и шло в последние годы, когда Россия, выдержав мощный экономический удар и политическое давление, в первую очередь со стороны США, возвратила себе статус мировой державы. И такие «реперные точки» в военном противостоянии с далеко не дружественными странами в лице блока НАТО нам крайне нужны. Не как плацдарм для агрессии, а возможность агрессию пресечь. Желательно, на дальних подступах к собственным границам.
В начале 90-х прошлого века, США, ломая всю доктрину российской (еще недавно советской армии) были нацелены на несколько ключевых позиций. Во-первых, заставить нас пустить под нож «ядерный щит», включавший в себя «ядерную триаду» – ракетные войска стратегического назначения, атомный подводный флот и дальнюю стратегическую авиацию. Во-вторых, заставить считать, что служба в российской армии это как минимум позор и унижение. В-третьих, лишить потенциального союзничества с любыми странами в мире. И эти задачи Вашингтону на каком-то этапе удалось частично выполнить. Мы за американские деньги резали ракеты и подводные лодки, оставляли ржаветь на аэродромах уникальные самолеты. Всячески ругали и клеймили свою армию. Отпустили в НАТО практически всех бывших союзников по Варшавскому договору и отказались от заграничных баз.
Американские генералы могли спокойно курить сигары, пить виски и класть ноги на стол со стратегическими картами в своих штабах – третья мировая война завершилась, как казалось, в их пользу. «Русский медведь», которого они так панически еще совсем недавно боялись, лежал на коленях и не заслуживал особого внимания. Ошибка! Ее американцы не заметили еще в Югославии, во время знаменитого рейда роты российских десантников на Приштину. Обделались, но не придали значения, мол, с кем не бывает. Ну, а дальше ситуация незаметно для Пентагона вышла из под контроля. И пока янки решали мировые проблемы в разных частях света, проводя свои операции, которые большей частью заканчивались жертвами среди мирного населения в Ираке, Афганистане, Ливии и Сирии, в России возродилась мощная и технически оснащенная армия.
И когда США попытались по привычке рявкнуть на Россию, как возрастной сержант-инструктор на новобранца, услышали в ответ: «Дядя, сиди на попе ровно!» И что? Да, надо сидеть ровно и не вякать – тот, кто может так отвечать, знает, что за свои слова отвечает. Америка, погрязшая в мелких разборках цветных революций на Ближнем Востоке и Северной Африке, запугав старушку-Европу волной мигрантов, под которую хотела пропихнуть идею создания системы ПРО и усиления своего контингента, мягко просела. Если не сказать большего в рифму.
«Американцы сейчас пребывают в неком состоянии недоумения, – считает директор Центра анализа стратегий технологий Руслан Пухов. – Они ведь привыкли любую дверь открывать пинком ноги не произнося при этом вежливого «Сорри». А тут им весьма деликатно, но настойчиво указывают на место – которое возле входной двери на коврике. США серьезно обломились в Ираке и Афганистане, сейчас они получили серьезные пощечины в Сирии, где пытались поправить свой имидж миротворцев.
У них идет провал за провалом. И это на фоне усиливающегося влияния России и возрастающей мощи ее армии. Что могут противопоставить американцы? Старый посыл о своей гегемонии во всем мире. И вот тут для них мощный удар под дых с возвращением российских баз во Вьетнаме и на Кубе! Что значат эти две точки на мировой карте? Вьетнам – провал всей политики в Юго-Восточной Азии, откуда легко контролируется все пространство не только Южно-Китайского моря, но и Тихого океана, включая Южную Корею, Японию и даже Австралию. Куба – вообще подбрюшье США, откуда можно не только перехватывать переговоры американских политиков и военных, но и нейтрализовать всю систему ядерного наступательного оружия. Поэтому американцы сейчас находятся в состоянии ступора и пусть медленно, но осознают, что их превосходство тает, как дым».
Замминистра обороны, статс-секретарь генерал армии Николай Панков, который недавно озвучил идею возвращения России на военные базы во Вьетнаме и на Кубе, планы военного командования не расшифровывает. Оно и понятно, особая шумиха здесь не нужна. Что надо – то и отправим в эти стратегические точки. Тем более, что места-то обжитые. А вьетнамская база Камрань так и вообще все последнее время используется, как материально-техническая база российского Тихоокеанского флота, куда заходят для пополнения продовольствия российские атомные подводные лодки.
Здесь же, на аэродроме, базируются наши топливозаправщики, которые обеспечивают патрулирование стратегических бомбардировщиков Ту-95М над Тихим океаном. А в бухте Камрани российскими специалистами построен учебный центр для подготовки вьетнамских подводников, которых понятно кто готовит. Так что возвращение статуса военной российской базы здесь – лишь вопрос времени.
В кубинском Лурдесе, в южном пригороде Гаваны, советский центр радиоэлектронной разведки располагался с 1967 года. Основная версия его предназначения – прослушивание американских спутников связи, телекоммуникационных кабелей и НАСА. Но в период «Карибского кризиса», этот центр выдавал координаты для целей советским ракетам, размещенным на Кубе, которые в случае необходимости могли поразить в считанные минуты все южное побережье США. Базу Лурдес «заморозили» в 2002 году. В угоду США. Но ее техническое состояние поддерживалось российскими специалистами все эти годы, хотя о конкретных договоренностях по ее поводу между Россией и Кубой так и ничего не было известно.
«Реанимировать базу в Лурдесе – вопрос нескольких месяцев, – считает отставник одного из управлений ГРУ, служивший на Кубе. – Станция находится в рабочем состоянии, но ее функциональность уже частично утрачена. Зато там можно достаточно быстро установить новое оборудование. Речь не идет о ракетных системах, они там попросту не нужны, равно как и бригад морской пехоты, которые будут вплавь пересекать Мексиканский залив. Это анахронизм. А вот специальная аппаратура, которая имеется сейчас на вооружении, сделает США абсолютно беззащитными перед российскими средствами поражения. Это как «жучок» в Овальном кабинете Белого дома, который позволяет все знать наперед».
Есть еще и финансовая сторона вопроса. Содержание баз в Камрани и Лурдесе еще и в советские времена обходились недешево – счет шел на сотни миллионов долларов. Сейчас подобные расходы не закладываются. И, скажем, никто авиационную дивизию во Вьетнаме размещать не планирует, так же, как и ракетную дивизию на Кубе. Только инфраструктура и системы обеспечения и безопасности. Они тоже дорого стоят. Но они – того стоят!
Автор: Виктор Сокирко
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»