Летает вертолет задом наперед
Команда, запуск винтов, шум оглушают, а ветер в буквальном смысле валит с ног. Пара секунд, и машина взмывает в небо. И тут понимаешь, что огромная, на первый взгляд, неповоротливая железяка настолько изящна, что в руках опытного авиатора умеет даже танцевать. Как? Да просто, говорят пилоты авиабазы Восточного военного округа. Это целое искусство – управлять «Аллигатором». Можно даже сказать, волшебство. Представьте: машина весом в десять тонн, снабженная двумя двигателями, которые выдают в общей сложности пять тысяч лошадиных сил!
И всей ее мощью управляет летчик, который заставляет вертолет буквально танцевать в небе. Какая еще винтокрылая машина может двигаться хвостом вперед со скоростью до 90 километров в час, делать разворот на месте или уходить в пике? Все эти воздушные пируэты – отнюдь не хулиганство. Так пилоты отрабатывают навыки ведения воздушного боя и учатся быть с машиной одним целым. Ведь от этого в прямом смысле зависит жизнь всех, кто на борту.
Это, на первый взгляд, игра в догонялки. Одна вертушка носится по небу за другой, разворачивается, кружится и зависает в воздухе.
– Задача того, кто впереди, на самом деле очень нелегкая, – объясняет ход учений Сергей (фамилия из соображений секретности не разглашается), командир звена вертолетов Ка-52 авиационной базы армейской авиации Восточного военного округа. – Уйти от противника, сбросить его с захвата не так уж и просто, особенно если понимаешь, что в догоняющих опытный пилот, который может просчитывать твои действия. Зная машину и чувствуя ее, можно где-то и рискнуть. Видите, как этот летчик ловко уходит от прямой атаки и выполняет поставленную задачу!
«Аллигатор» действительно будто на мгновение зависает в воздухе, а потом делает резкий разворот и уходит вверх. Обманка сработала, и догоняющий упустил свою добычу.
Может все и даже больше
В этих учениях нет проигравших или победивших. Пилоты ВВО только начали осваивать Ка-52, на вооружении округа эта техника недавно и по своим техническим возможностям значительно превосходит все другие вертушки.
– Машина великолепная в управлении, но при этом ее нужно уметь чувствовать, а для этого необходимо тренироваться и не в одиночку летать, а имитировать различные боевые ситуации, – продолжает Сергей, описывая возможности Ка-52. – Есть такое мнение, что «Аллигатор» может выиграть бой, ничего не делая, просто появившись на горизонте у противника. Его слава идет впереди него.
– А как с управлением? Сложно было пересесть с других типов машин?
– Раньше пилотировал вертолеты Ми-8 и Ми-24. Эта вертушка немного сложнее в управлении, но она более маневренная, а значит, дает пилоту больше возможностей для реагирования. Он может выполнять различные горки, пикирования, сложное пилотирование, змейки, переходы из скольжения в скольжение, плоские развороты, развороты на горке. Много фигур, которые можно с легкостью комбинировать одну с другой. Проще сказать, чего он не может, чем перечислять все, на что он способен, – описывает машину командир звена и ласково хлопает «железную птицу» по фюзеляжу.
Играем, чтобы выжить
Встречи с «Аллигатором» побаивается, пожалуй, большая часть наземных видов войск. Современные системы наведения делают его опасным и для живой силы противника, и для бронированной техники. Ракета с лазерным наведением уничтожает танк с броней до 900 миллиметров на расстоянии три километра. Серия таких ракет поражает четыре цели за 30 секунд. Плюс пушка и классическое вооружение – неуправляемые ракеты – четыре блока по двадцать 80-миллиметровых снарядов различного действия.
– Здесь шансы у противника укрыться от «Аллигатора» практически равны нулю. Машина – зверь, – констатирует Сергей.
– А на Ми-8 опять бы после него пересели служить? – лукаво интересуюсь.
– Не-е-е! Это же самая лучшая из вертушек, что сейчас есть на вооружении, разве если только еще лучше и новее появится, на нее могу сменить своего крокодильчика, – шутливо заканчивает беседу командир и, получив от техников команду о готовности вертушки, отправляется в кабину и уже через минуту взмывает в небо.
Автор: Юлия Кремнева
Другие материалы 107-го номера еженедельника «Звезда» вы можете прочитать, скачав электронную версию газеты.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»