В открытом доступе часто можно обнаружить материалы и большие работы на тему технологического рывка ВПК Соединенных Штатов с конца Второй мировой. Некоторые специалисты считают, что шпионаж и разведывательные структуры вообще сделали свое дело – собрали огромное количество данных о передовых разработках немецких ученых.
Это утверждение справедливо и вполне правдиво, но лишь отчасти. Главный секрет успеха американской военной промышленности заключается в том, что правительство США через подконтрольные спецслужбы напрямую привлекало к работе ученых, некогда работавших на благо Третьего рейха.
Об истинном положении дел
Долгие годы после окончания войны и разгрома нацистов считалось, что Великобритания и США, открывшие второй фронт после многочисленных консультаций, преследовали абсолютно благую цель – помогали красноармейцам зачищать территорию Европы и отвлекали на себя значительные силы гитлеровцев. Примерно в 60-е годы, когда отношения между США и Советским Союзом начали обостряться, выяснилось, что цели «союзников» в западной части Европы не были благими, и двигал руководством западных стран исключительный прагматизм.
Все дело в том, что Третий рейх задолго перед началом Второй мировой уже располагал мощнейшей в мире базой специалистов. Инженеры, создававшие непостижимые уму конструкции в бронетехнике и авиации, физики, на основе работ которых в практическую плоскость переходила вся эта работа, химики, разрабатывающие новые виды оружия, топлива и других смесей для гражданских и военных нужд. Ценность научной базы германских специалистов и наработанного к концу войны опыта в денежном эквиваленте вообще оценить нельзя.
Эксперты говорят, что если бы ведущие банки скинулись на покупку всех материалов, результатов и опытных образцов, они все равно остались бы должны Третьему рейху кругленькую сумму. Приверженность немецкой научной элиты той или иной политической партии или правящему режиму Германии американские спецслужбы волновала мало. После того как Западная Германия с научными центрами и секретными некогда лабораториями оказалась под контролем «союзников», началось активное изучение трофеев материальных и людских.
Слово «трофей» в отношении германских специалистов применено сознательно: именно так и никак иначе воспринимали германских ученых-военнопленных сами американцы. Специалисты объясняют, что, хотя ученые в самих Соединенных Штатах явно не страдали от недостатка интеллекта, в сравнении с инженерами из Германии их прогресс был невелик. Отмечается, что немецким специалистам-физикам вполне по силам было создать атомное оружие, если бы наступление Красной армии не оказалось столь стремительным, а ресурсы на создание «оружия возмездия» столь ограниченными.
«Ракетные» трофеи Германии разделились между Советским Союзом и Соединенными Штатами поровну лишь формально. Саму ракетную программу немцы чуть было не потеряли. Летом 1943 года английская разведка с помощью польских партизан получила координаты, чертежи и данные о количестве готовых ракет на объекте в Пенемюнде. Спустя неделю подготовки объект был стерт с лица земли мощной бомбардировкой. Практически весь персонал погиб, а большинство опытных Фау-2 были уничтожены.
Гитлеровцы стратегический просчет учли – новую базу оборудовали в горах Гарца, где с помощью 30 тысяч заключенных построили огромный подземный завод. Позднее этот объект с готовыми к работе Фау-2 займут американские войска. «Ракетного гения» Вернера фон Брауна, сдавшегося у подножья Альп американским войскам, вопреки всем правилам не расстреляли как пособника нацистов.
Слишком важна и слишком ценна была информация, которой располагал фон Браун и его команда. Историки отмечают, что фон Браун не мог не знать о том, что его разработки могут быть и, скорее всего, будут использованы в военных целях, но отказываться от своего детища, работы всей жизни не собирался.
Вашим и снова вашим
Было бы неправильным утверждать, что только американские войска активно изучали трофеи в секретных научно-исследовательских центрах. Советские войска, посетившие Пенемюнде (точнее, то, что от него осталось) с удивлением обнаружили, что исследования немцев в области создания оружия массового поражения и средств по его доставке вплотную подошли к той стадии, на которой через пару-тройку лет должно было начаться производство опытных изделий.
Из найденных документов следовало, что уже к 1940 году германская ракетная инженерия оказалась на пороге создания межконтинентальной баллистической ракеты. И хотя до сих пор считается, что ракета А-9/А-10 не могла быть реализована так, как задумывалась, бумаги и документы свидетельствовали о том, что работы в этом направлении активно велись. Американцам по части захваченных трофеев научно-технического свойства повезло существенно больше.
К тому моменту, как советские войска заняли завод по производству ракет в Нордхаузене, выяснилось, что все производство, испытательные стенды, оборудование, а также собранные и готовые к работе изделия уже вывезены и никакой ценности объект не представляет. Забегая вперед, стоит отметить, что по случайному совпадению через 15 лет после завершения Второй мировой у Соединенных Штатов появляются ракеты «Атлас» и «Титан» с похожими характеристиками по массе и габаритам, а чуть позднее стараниями немецкого «ракетного гения» фон Брауна у американцев появилась лунная программа.
«Вообще, Вернер фон Браун существенно сэкономил американцам время. Нельзя сказать, что без него они с этими задачи не справились бы, но по большому счету немецкий специалист сократил им время работы вдвое. Без его вклада американцы провозились бы лет 30 в лучшем случае», – отмечает военный эксперт Алексей Леонков. Понятное дело, что колоссальная ценность материалов, которые нужно было лишь приехать и забрать, дала американцам право не делиться найденными сокровищами не только с Советской армией, но и со своими союзниками.
Историки отмечают, что большого успеха в части изучения немецкой научной литературы, чертежей и всего остального британским военным специалистам не удалось добиться лишь потому, что к месту осмотра их пускали последними – сразу после того, как все самое ценное уже будет изучено американскими экспертами. Госпожа Удача посетила британцев лишь дважды. Первый раз британские военные и спецгруппы по изучению профильных материалов нашли огромный архив данных и опытные образцы в военно-морском исследовательском центре Третьего рейха в городе Киль.
Там в руки британских военных попали данные экспериментов с силовыми установками подводных лодок, топливом для торпед, двигателями для кораблей и многое другое. Во второй (и заключительный) раз британцам повезло добраться до научного центра и производственных цехов завода «Крупп» в городе Меппен. Помимо десятков тысяч документов, британцы увезли с собой опытные образцы артиллерийских орудий, снарядов, пороховой смеси и много других вспомогательных материалов, включая станки.
Несмотря на многочисленные договоренности и вроде бы «братскую» кровь, все самое «вкусное» из сверхсекретной гитлеровской инженерии американцы забрали себе. Наработки в области крылатых ракет, реактивных двигателей, планеров, авиационных материалов, дистанционно управляемой техники и беспилотной авиации – все это добро уходило в Соединенные Штаты целыми эшелонами. В плане авиационной техники Третий рейх представлял для Соединенных Штатов настоящую кладовую.
В руки специалистов ВВС США попали уникальные во всех отношениях сверхзвуковой истребитель-перехватчик «Липпиш» Р13, который, согласно документации, мог летать со скоростью почти в два раза больше скорости звука, и знаменитое «летающее крыло» братьев Хортен – самолет Ho-229.
Спустя несколько лет именно при помощи этих технологий и эвакуированного в Штаты конструктора компании «Мессершмитт» Александра Липпиша американцы создадут собственный сверхзвуковой истребитель «Конвэйр» XF-92 и бомбардировщик «Нортроп» ХВ-35 на основе чертежей братьев Хортен. Тем не менее эксперты отмечают, что в полной мере реализовать проект «летающего крыла» американцы не смогли до сих пор.
«Вопреки расхожему мнению, на борту уже другого, реактивного бомбардировщика "Хортен", который представлял собой другую, похожую схему "стреловидного крыла", не могло быть сложной электроники. Это значит, что летала и управлялась такая конструкция благодаря аэродинамике. Американцы же для устойчивого управления своим B-2 использовали несколько компьютеров, без работы которых машина стоимостью в пару миллиардов долларов просто не смогла бы летать», – говорит авиационный инженер кандидат технических наук Сергей Малкин.
Операция «Скрепка»
Безусловно, американская разведка не могла не знать о точном составе и количестве ученых, задействованных в научно-технических и многих других программах Третьего рейха. И хотя руководство США категорически отвергало мысль о том, что к сотрудничеству с Америкой могут быть привлечены бывшие члены СС, участники карательных операций и ученые, проводившие эксперименты на людях, ради достижения важной цели американские спецслужбы сознательно искажали биографии некоторых немецких ученых, вычеркивая оттуда «неудобные» факты. Ключевые положения американской программы по «вывозу мозгов» из любых стран за несколько десятилетий изменились мало.
Разведывательные службы и 70 лет назад, и сейчас в первую очередь интересуют специалисты в области прикладной науки, то есть областей научной деятельности, которые можно внедрить в промышленность и экономику незамедлительно. Благодаря колоссальному объему работ, проделанному американской разведкой в ходе операции «Скрепка», на территорию Соединенных Штатов смогли попасть около двух тысяч ученых из бывшей гитлеровской Германии, а также почти четыре тысячи членов их семей.
Нет большого смысла описывать весь процесс интеграции ученых, которых подвергали воистину гестаповским проверкам и допросам (разве что без физического насилия). Вместо этого стоит перечислить самых знаменитых из них, ввезенных в страну по специальной программе. Самым известным и самым авторитетным среди ученого сообщества является, конечно, Вернер фон Браун. «Отец» американской лунной программы, баллистических ракет «Редстоун» и «Юпитер-Си», член НСДАП и офицер СС по совместительству.
Многие эксперты, в том числе ряд специалистов в области ракетно-космической техники, высказывают предположение, что без участия фон Брауна и его сотрудников Соединенные Штаты вряд ли смогли бы овладеть технологиями производства баллистических ракет в столь короткие сроки. Помимо фон Брауна, благодаря операции «Скрепка» в Соединенные Штаты попали и другие видные германские ученые-ракетостроители: брат Вернера фон Брауна Магнус фон Браун, Конрад Данненберг, Руди Бейхель, Отто Хиршлер и другие.
Особенно стоит отметить вклад в американскую ракетную программу другого немецкого специалиста, Вальтера Дорнбергера, некогда руководившего исследованиями РКЦ в Пенемюнде. Именно Дорнбергера профильные эксперты считают одним из идеологов создания системы противоракетной обороны США. Вслед за ракетной техникой следует упомянуть и авиастроение. Именно в послевоенные годы американские ВВС стали получать современные истребители и бомбардировщики разных форм и размеров. Не в последнюю очередь к такому технологическому рывку оказался причастен уже упомянутый выше Александр Липпиш, а также Ганс Мультхопп, Курт Танк и Ханс фон Охайн.
Курт Танк до поступления на службу в минобороны США работал главным конструктором «Фокке-Вульф-Верке», а Хансу фон Охайну принадлежит авторство уникального двигателя HeS 3 для первого в мире турбореактивного самолета «Хейнкель-178». Особо стоит отметить роль Рейнхарда Гелена, генерал-лейтенанта вермахта, разведчика, воевавшего на Восточном фронте против советских солдат. Гелен начал сотрудничать с американскими разведывательными структурами практически сразу после завершения Второй мировой.
Благодаря щедрому финансированию из США, собственному опыту и обширным знаниям в экономике, культуре и вооруженных силах СССР в 1953 году создал новую разведывательную структуру под названием «Организация Гелена». Позднее, в 1956 году, структура перешла под контроль правительства ФРГ и получила название БНД (от немецкого Bundesnachrichtendienst), под которой известна и поныне. Перечислять всех видных ученых, так или иначе вовлеченных в расправу над Советским Союзом, можно бесконечно.
Одно в истории с сотрудничеством немецких преступников и американских спецслужб остается очевидным: по сути, американские разведывательные структуры по своим методам ничем не отличаются от СС. В пользу этой версии говорят и недавно обнаруженные данные о вербовке и спасении от правосудия минимум тысячи нацистских преступников.
Масштабная вербовка бывших офицеров Третьего рейха свидетельствует о том, что де-факто американская разведка сочла приемлемым использование в политических целях преступников, жертвами которых стали десятки или даже сотни тысяч военных и гражданских. Специалисты отмечают, что германские специалисты помогали американским военным и разведчикам в таких областях, как радиотехническая разведка, изучение поведения, военная медицина, наружное наблюдение, изучение особенностей русского языка, географии Советского Союза с указанием наиболее развитых промышленных регионов.
Если потратить несколько дней на изучение истории сотрудничества нацистов и Соединенных Штатов Америки, то можно обнаружить, что едва ли не всеми успехами в холодной войне американцы и их союзники обязаны... нацистам и гитлеровской Германии, с которой первое время так ожесточенно боролись.
Автор: Дмитрий Юров
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»