Ровно 15 лет назад весь мир потрясли кадры терактов в Нью-Йорке, на которых самолеты, захваченные террористами, врезаются в здания башен-близнецов Всемирного торгового центра на Манхэттене. Это было состояние шока: казалось, что подобное не может произойти в США, которые никогда не подвергались таким масштабным атакам, причем не отдельно взятой страны, а группы непонятных террористов. Число жертв казалось невероятным (погибло около трех тысяч человек), под угрозой, как потом выяснилось, был не только Пентагон, но и сам президент страны Джордж Буш.
Ответный удар был неминуем. И он, бесспорно, последовал. Но по большому счету главных виновников он так и не настиг: перелопатив огромные территории, уничтожив либо непосредственно, либо косвенно тысячи людей, США всех организаторов теракта в Нью-Йорке так и не ликвидировали. За исключением лидера «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена, который долгие годы находился на территории Афганистана и был найден в окрестностях Исламабада в Пакистане.
Самое главное, американская «акция возмездия» вышла далеко за пределы своего изначального предназначения и позволила ввести воинские контингенты (в составе международных коалиций) на территорию Афганистана и Ирака. А попутно провести пресловутую «арабскую весну» в Ливии, Ливане, Египте и Сирии, в последней из которых до сих пор идет гражданская война.
«Если бы терактов 11 сентября не было, американцы бы их придумали, – считает директор Центра анализа стратегий технологий Руслан Пухов. – Это была отправная точка для эскалации конфликтов по всему миру. На тот момент у США не было явно обозначенного противника. Россия уже не воспринималась в образе врага большинством американцев, "китайский тигр" мирно дремал на фабриках, производивших ширпотреб для тех же американцев, Европа, увидев показательную порку бывшей Югославии, принимала все условия Вашингтона.
Определенную угрозу представлял лишь мусульманский мир, который еще не перешел в активное наступление. И его нужно было как-то спровоцировать, чтобы оправдать увеличение военного бюджета, присутствие воинских контингентов в других регионах мира. Трагедия 9/11 оправдала все задумки военного лобби: американским военным в очередной раз был открыт карт-бланш на убийства по всему миру».
Последствия самого знаменитого теракта современности можно оценивать с разных позиций, причем их достаточно много. Вспомним ряд из них, где каждая сводится к извечному американскому принципу «ничего личного – только бизнес». Вскоре после 11 сентября 2001 года американское руководство объявило «войну против терроризма», которая в первую очередь означала активизацию внешней политики США в Ближневосточном регионе.
Эта операция, изначально направленная на поиски Усамы бен Ладена и других руководителей террористов, которые скрывались в горах Афганистана, обернулась уже другой – «Несокрушимой свободой». Итог известен: армия США до сих пор находится на территории Афганистана. Затем последовали упоминания (косвенные) о причастности к теракту Саддама Хусейна. И хотя доказательств так и не было найдено, они способствовали американскому вторжению в Ирак.
Подсчитано, что за десять лет после теракта 11 сентября военный бюджет США увеличился более чем в два раза, позиции военно-промышленного комплекса и американских спецслужб заметно укрепились. Только на военные операции в Афганистане и Ираке для министерства обороны и спецслужб было выделено свыше семи триллионов долларов. Под эти расходы были построены в том числе и комплексы для секретных разведывательных операций. Прочая отчетность по расходам – тайна за семью печатями.
После терактов 9/11 были приняты законы, которые заметно расширили полномочия президента США по использованию неограниченной и неподотчетной конгрессу военной силы, а также возможности вмешательства спецслужб в жизнь мирных граждан без судебных санкций. В том числе по прослушке телефонных переговоров и электронной переписке – под предлогом защиты национальной безопасности. И без того откровенно «полицейское государство», считающееся оплотом демократии во всем мире, получило возможность усиления исполнительной власти по отношению к законодательной и судебной.
Экономические последствия теракта ударили в первую очередь по Нью-Йорку, который понес огромные убытки. При этом страховые компании выплатили владельцам Всемирного торгового центра несколько миллиардов долларов, в результате чего фондовый индекс в стране упал на 14%, что превысило показатели эпохи Великой депрессии. Ударил теракт и по американским авиакомпаниям, которые на время приостановили полеты.
«Война против терроризма» позволила существенно ограничить права человека как в самих США, так и в тех местах, куда ступил ботинок американского солдата. Принятые международные и в том числе американские нормы прав человека просто нивелировались и уже перестали приниматься во внимание.
В качестве примера можно привести печально известную секретную тюрьму ЦРУ на военной базе Гуантанамо на Кубе, где содержатся задержанные по подозрению в сотрудничестве с «Аль-Каидой», которые подвергаются пыткам и казням без судебного разбирательства. Объявленная борьба с терроризмом, образно говоря, развязала руки американской правоохранительной системе в том числе и в собственной стране.
Американцы умудрились увеличить рост напряженности в отношениях практически всей Европы с мусульманским миром, последствия которой ощущаются сегодня особенно остро. Мигранты-арабы впитанную неприязнь к США перенесли на европейцев, которые были вынуждены принять на своей территории выходцев из стран, поставленных на грань уничтожения именно Вашингтоном. И сегодня Германия, Франция и другие европейские страны отдуваются именно за непродуманную и агрессивную политику США.
Минувшие 15 лет после самого знаменитого теракта десятилетия обернулись десятками, если не сотнями предпосылок для совершения новых терактов. Образно говоря, США сделали все, чтобы перетащить зону конфликтов за пределы своей территории. И в чем-то добились своей цели, забывая при этом, что и внутри своей страны они могут получить нечто подобное.
Пусть и не столь разрушительное, как тщательно спланированная акция с воздушной атакой на небоскребы на Манхэттене, но не менее трагичное по своей сути. Здесь работает принцип бумеранга: способствовав зарождению «Аль-Каиды», США в 1996 году получили объявление войны от бен Ладена. Профинансировав ИГИЛ как инструмент влияния в Ираке и Сирии, сегодня они услышали новое объявление войны со стороны исламского мира. Как показал опыт, подобные угрозы – вовсе не пустой звук.
Автор: Виктор Сокирко
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»