Идея поражать самые разные воздушные цели с помощью лазера с высокой энергией пришла к специалистам давно. Достоверно известно, что советские специалисты серьезно изучали лазер в качестве вооружения еще в начале 60-х, но с реализацией проекта были очевидные проблемы, такие как сложность проектирования энергетической установки, адаптация вооружения не только под воздушный, но и под орбитальный носитель, и масса других, проработать которые пять десятилетий назад не смогли. Однако это вовсе не означает, что работы по боевому лазеру были остановлены и отложены в долгий ящик.
Луч против ракеты
Это может показаться смешным и невероятным в равной степени, но фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина» на самом деле не такой уж фантастический. И хотя до испепеляющего, сжигающего все живое лазерного луча еще далеко, работы в этом направлении идут самыми активными темпами. Прежде чем рассуждать на тему эффективности лазерного оружия с учетом современных технологий, материалов и решений, стоит упомянуть о том, что наработки советских физиков и военных инженеров с начала 70-х годов начали давать ощутимые результаты.
С того самого момента, как специалисты осознали масштаб лазерного оружия на орбите, началась скрытая от посторонних глаз гонка за право первыми вывести боевой лазер на орбиту. Правда, для того чтобы отработать полный цикл по использованию вооружения, было решено использовать... Военно-морской флот. В 1984 году в состав ВМФ СССР был принят, пожалуй, самый необычный корабль за много лет. ОС-90 «Форос» только с виду походил на обычный корабль: в его корпусе располагался советский экспериментальный лазерный комплекс «Аквилон», основным назначением которого было поражение оптико-электронных средств противника.
В октябре того же года лазер испытали в деле, но сразу же после испытаний обнаружился целый ряд критических недостатков, среди которых и длительное время подготовки к использованию, и малая эффективность. Несмотря на это, испытания сочли успешными, ведь применять подобное вооружение планировали не на море или суше, а в космосе. Параллельно с «Форосом» был заложен и построен еще один корабль для экспериментальных целей.
Испытания вооружения на судне «Диксон» также преследовали сразу несколько целей: определить параметры работы лазера, просчитать его ресурс, выяснить, насколько такая установка может быть автономной. Итогом испытаний на кораблях стали неутешительные данные о том, что автономность установки ограничивается всего двумя залпами, из чего следовало, что о работе в космосе не могло быть и речи.
В конце 80-х – начале 90-х в связи с политическим и экономическим кризисом в СССР работы по боевым лазерам фактически были остановлены: спецоборудование было демонтировано, а вся техническая документация по проектам утеряна. Эксперты утверждают, что позднее имела место продажа «Диксона» американским военным, но за океаном эту информацию так и не подтвердили.
Выживший
Для исследований свойств лазера в воздухе был необходим надежный и вместе с тем вместительный самолет, способный перевозить не только сам лазер, но и энергетическую установку к нему. За основу летающей лаборатории с лазером А-60 был взят транспортный Ил-76МД, который тем не менее претерпел целый ряд серьезных изменений, обусловленных размещением «специального оборудования». Основной проблемой для лазера «воздушного базирования» стала все та же нехватка энергии, и для того чтобы свести недостаток энергии к минимуму, фюзеляж самолета оснастили турбогенераторами.
Также был проработан вопрос размещения самого лазера. «Размещался он не в носовой части, как ошибочно полагает большинство, а в специальном механизме между килем и крылом. По щелчку переключателя лазер приводился в рабочее положение: металлические створки убирались и он специальным механизмом подавался вперед и наверх», – поясняет авиационный инженер кандидат технических наук Виктор Пономарев. Первый полет летающего лазера «1А» состоялся в 1981 году, однако результаты, полученные в ходе испытаний, остаются совершенно секретными и по сей день.
Рассказывая о том, с какими трудностями сталкивались советские инженеры, задействованные в «лазерных» проектах, специалисты начинают заметно переживать, словно вспоминая и возвращаясь на несколько десятков лет назад. В 1987 году был фактически загублен уникальный аппарат «Скиф-Д»: лазер, разработанный НПО «Салют» и выводимый с помощью ракеты «Энергия» на орбиту, был «пущен под нож» с подачи тогдашнего руководителя СССР Михаила Горбачева, мечтавшего «дать по рукам мировой военщине» и подружиться с Америкой.
Причем старт ракеты с уникальным оборудованием все-таки состоялся: аппарат вышел на орбиту, а затем в процессе контролируемого спуска был сожжен в плотных слоях атмосферы. Несмотря на огромные сложности, в 1991 году от ВПП оторвалась вторая летающая лаборатория «1А2» с модернизированным по результатам первых полетов лазерным комплексом. Долгое время об испытаниях самолета, оснащенного лазером, не было никаких данных, но в 2005 году стала появляться информация о его испытаниях.
В начале 2015 года стало известно, что исследования по этой тематике продолжаются, но настоящим громом среди ясного неба стало сообщение, что работы над лазерной установкой воздушного базирования по-прежнему активно ведутся.
Воздушный патруль
В отличие от «лазерных» проектов с неясной перспективной использования, вроде тех, что создаются для перехвата межконтинентальных баллистических ракет на начальном участке полета, уже сейчас вполне можно составить список задач и целей, которые сможет выводить из строя лазерный комплекс воздушного базирования. Это в первую очередь беспилотная авиация, «глазами» которой по-прежнему остается оптика. «Перспектива использования такой техники просматривается уже сейчас: к примеру, если нужно в заданном районе вывести беспилотники из строя, то вот вам первый пункт программы по применению такого комплекса», – поясняет военный эксперт Алексей Леонков.
Если отбросить математические расчеты о габаритах комплекса на базе Ил-76 и мощности самого лазера, то применение такого вооружения по беспилотникам любого вероятного противника в отдельном районе сможет лишить его (противника) всех разведданных. «Может получиться очень интересная ситуация, когда управление беспилотником все еще будет доступно, но пользоваться им для получения данных будет уже невозможно», – отметил эксперт. И хотя о перехвате боевых блоков баллистических ракет в случае с российским лазером речи (пока) не идет, сам факт продолжающихся работ по теме лазерного комплекса воздушного базирования говорит о многом.
Как минимум о том, что на основе собранных за несколько десятилетий наработок в области лазера воздушного базирования действительно станет возможно создание полноценного боевого лазера, способного к перехвату воздушных целей на значительном удалении. «Собрать в единый проект данные первых полетов летающей лаборатории, добавив к ним свежие технические решения» – примерно так специалисты комментируют сообщения СМИ о продолжении работ по проекту «самолета с лазерным оружием».
Однако срок создания полноценного боевого «изделия» точно не могут определить даже специалисты. Если говорить о том, чтобы противодействовать оптическим комплексам, установленным на технике противника, и выводить из строя спутники, то это можно делать уже сейчас. Уже на основе полученных данных, как справедливо замечают эксперты, через пять-десять лет при условии решенного вопроса с источником энергии для лазера можно будет приступать к созданию самолета с полноценной лазерной установкой.
Автор: Дмитрий Юров
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»