Маскировкой в военной науке называют «комплекс мероприятий, направленных на введение противника в заблуждение относительно наличия, расположения, состава, действий и намерений своих войск». Этому ремеслу, а точнее его организации, и по сей день целенаправленно обучают в военных вузах - от училищ до академий.
Нынешние средства маскировки представляют собой безусловный сплав науки и технологий. По сути, маскировочные средства меняются вместе со временем, подстраиваясь под его требования. О том, как обеспечивается прикрытие людей, техники, оружия и целых районов сосредоточения войск, а также, на что будут способны перспективные средства маскировки, производимые для российских Вооруженных Сил, расскажет журналист Алексей Егоров в очередном выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда».
Напустить туман
Дымовая завеса со времен древних войн была одним из самых действенных способов укрыть свои позиции от глаз противника, спрятаться от его разведки (в том числе воздушной). Порядок устройства дымовой защиты сохранился и в современных армиях. С небольшим отступлением: сегодня для такой маскировки уже не разводят костры, а применяют специальные технические средства.
В российской армии за эту работу отвечает термодымовая аппаратура – оборудование, создающее так называемый «искусственный туман». С виду - обычный КамАЗ, однако его устройство, напоминающее выхлопную трубу, позволяет в прямом смысле слова «пустить дым в глаза», завесив дымовым покровом значительные территории. По словам операторов машины, выпущенным из ее чрева «облаком» при желании можно прикрыть ни много ни мало - целый жилой микрорайон! При этом интенсивность дымовой завесы регулируется, так что если переборщить, то туман может оказаться настолько густым, что в нем можно даже заблудиться. Непрерывная работа техники обеспечивается в течение не менее девяти часов.
Сегодня маскировка используется всеми видами и родами войск. Свои приемы и средства используются сухопутчиками, моряками, летчиками. Как говорят сами военные, уникальных разработок здесь не меньше, чем в области вооружений. К примеру, возможности современных маскировочных средств позволяют надежно скрыть от постороннего взгляда не только самолет или танк, но и, скажем, полевой штаб и даже... железнодорожный состав! Во время одной из тренировок специальное подразделение – инженерно-маскировочный взвод – обеспечил прикрытие масксетью эшелона, состоящего из 46 вагонов! Общая длина состава превысила километр. Для устройства укрытия были использованы материалы, имитирующие песок и зеленые насаждения, а всего на маскировку пошло более 180 комплектов маскировочных покрытий общей площадью свыше 6,5 квадратных километров.
Наука защищать
При этом стоит сказать, что современные маскировочные покрытия - это уже не прежние банальные масксети с вшитыми в них кусочками цветной материи. Нынче это - высокотехнологичная защита, возможности которой позволяют даже преодолевать средства радиоэлектронной борьбы. Так, по словам технического директора одной из российских компаний по пошиву маскировочных сетей Александра Пилипенко, при изготовлении продукции применяется специальный многослойный пленочный материал, состоящий из полиэтиленовой пленки и встроенной в нее металлизированной терефталатной пленки.
«Табельный маскировочный комплект имеет площадь 216 квадратных метров, - говорит Александр Пилипенко. - Но так как он состоит из взаимозаменяемых элементов, то создавать покрытие можно практически любого размера».
На обеспечение качественной маскировки работает и выбор места укрытия. Его стараются, что называется, «встроить» в рельеф окружающей местности, «вписать» в фон. Если все сделано правильно, то район расположения укрываемого объекта полностью сливается с естественным ландшафтом. Стоит также добавить, что современная маскировочная сеть - еще и необыкновенно прочная конструкция. Каждая нить рассчитана на нагрузку не менее чем в 30 кг. И еще одно важное свойство масксетей - материал, из которого они созданы, не поддерживает горение. Как говорит Александр Пилипенко, требование по горючести - одно из главных условий со стороны Минобороны России как заказчика данных изделий.
Люди-невидимки
Для снайпера умение маскироваться не менее важно, чем обладание навыками точной стрельбы. Не случайно в системе их подготовки важным элементом значится обучение искусству маскирования огневых позиций. В современный маскировочный комплект снайпера входит целый перечень приспособлений. Например, специальный коврик (его еще называют «лежак») или маскхалат особой конструкции: материал, из которого он сделан, не выпускает тепло наружу, а значит, боец не будет заметен на экранах тепловизионных устройств противника.
В российской армии снайперы защищены еще и от приборов ночного видения. К слову, впервые такая возможность появилась именно в нашей стране, а свое боевое крещение эта система прошла еще в годы Великой Отечественной войны. Нынешний «камуфляж» защищает снайпера уже не только от приборов ночного видения, но и вообще от любых оптических прицелов. Как утверждают разработчики, это настоящий костюм-невидимка, способный «спрятать» солдата и днем, и ночью. Конструктор-дизайнер Дмитрий Тлелов отмечает, что расцветка для ткани нового маскировочного костюма подобрана безукоризненно.
«Цвета фактически идеально работают в средней полосе, в любом широколиственном и даже смешанном лесу, будь это хоть экваториальная Африка», - подчеркивает он.
Важно и то, что костюм, созданный из такой ткани, легкий, занимает мало места в сложенном положении, позволяет закреплять элементы растительности. А еще он может применяться как обычное обмундирование, то есть использоваться военнослужащими для повседневной носки.
«Хаки» - значит «пыль»
История индивидуальной маскировки насчитывает не одно столетие. Едва ли не первыми попытались превратиться в невидимок егеря - по сути, первые снайперы русской армии. Они надевали форму под цвет лесной чащи, шли небольшими группами в авангарде войск, уничтожая самые важные цели - офицеров противника. В 19-м веке англичане в Индии красили свою военную форму в серо-желтый цвет. Он делал солдат малозаметными на фоне песка. Называли этот цвет «хаки», что с языка хинди переводится как «придорожная пыль». Маскировкой в российской армии занимались и во время русско-японской войны. Правда, больше это походило на самодеятельность. Солдатам было приказано реже стирать гимнастерки: в этом случае цвет обмундирования лучше скрывал человека на поле боя. А вот во время Первой мировой войны появилась уже штатная форма серо-зеленого оттенка. Спустя пять лет советский художник Николай Кочергин создал первый в истории классический камуфляж. К слову, в 1919 году была создана высшая школа военной маскировки, в которой обучались военные инженеры. А в 24-м году на Трехгорной мануфактуре были изготовлены трафареты двухцветного камуфляжа, напоминающие амебообразные пятна.
Нынешнее предназначение камуфляжа, как уже было сказано, - не только укрытие от визуального наблюдения, но и защита от специальной аппаратуры. В программе «Военная приемка» будет проведен необычный эксперимент: защита от приборов ночного видения будет опробована на камуфляжном обмундировании различных лет - советской куртке из крашеной палаточной ткани, камуфляже 1944 года, новейшем российском костюме «Партизан», а также американских образцах. Отечественная ткань, даже ветеранского возраста, окажется в этом тесте на высоте.
Сплошное надувательство
Замаскировать согласно правилам военного дела - это не только скрыть что-то от глаз противника, но и ввести врага в заблуждение, обмануть его, выдав ложные цели за подлинные. Новое слово в «обманной науке» - надувные макеты различных образцов оружия и боевой техники. Заместитель командира маскировочного батальона по вооружению Евгений Кашлев непосредственно занимается созданием надувных танков, БМП, ракет. По его словам, такие макеты рассчитаны на разные времена года, для чего они могут быть в короткие сроки перекрашены в нужные цвета.
Кстати, создают эти «изделия» недалеко от Москвы. На швейном производстве «особого назначения» могут изготовить даже макет подвижного грунтового ракетного комплекса «Ярс». В отличие от своего многотонного «собрата» вес надувного комплекса составляет всего 30 килограммов. При этом назвать его игрушкой язык не повернется. Дело в том, что применяемые при изготовлении макетов военной техники материалы и технологии позволяют создать на радиолокационных средствах противника эффект обычного оружия. На эти же цели - придание надувному объекту признаков настоящего оружия - работает и генератор, применяемый для нагнетания воздуха. На тепловых локаторах он фиксируется как двигатель реальной боевой машины.
Во время Великой Отечественной войны подобных технологий, естественно, не существовало. Маскировку обеспечивали с помощью куда более примитивных способов. Например, методом рисования. Так, в период обороны Москвы здание Манежа было разделено художниками на два объекта, Кремль и Большой театр - превращены в жилые кварталы, а мавзолей Ленина - в дом с мезонином. Сегодня данной технологией с успехом владеют художники стиля «стрит-арт», а в войсках этот метод маскировки называется «Плоскостная имитация». В советские времена рисованная маскировка была применена, к примеру, для укрытия базы подводных лодок в знаменитой Балаклаве. Объект был замаскирован настолько надежно, что о его существовании, а уж тем более о предназначении, знал крайне ограниченный круг людей. А между тем размеры базы были таковы, что в ней запросто могли поместиться до семи подводных лодок среднего размера. Объект, устроенный практически в скале, благодаря маскировке, был идеально «вписан» в ландшафт окружающей местности.
Автор: Дмитрий Сергеев
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»