Международная промышленная выставка «Иннопром-2016», которая прошла в Екатеринбурге с 11 по 14 июля, стала важным событием для крупнейших российских оборонных предприятий. На ней ведущие концерны и холдинги смогли продемонстрировать высокотехнологичную гражданскую продукцию и заручиться перспективными международными контрактами.
Выставка отражает результаты поставленной правительством РФ задачи по развитию высокотехнологичного гражданского производства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.
Одним из самых интересных экспонатов стал гусеничный экскаватор ЭО-41211А массой 23 тонны, представленный Научно-производственной корпорацией «Уралвагонзавод». В этой машине неслучайно угадываются черты знаменитого танка «Армата»: разработкой экскаватора занимались те же люди – специалисты Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения.
«Производство подобной техники на предприятиях УВЗ и послепродажное сервисное обслуживание на бронетанковых ремонтных заводах в полной мере отражают стратегию загрузки мощностей в условиях постепенного снижения гособоронзаказа», – заявили в пресс-службе УВЗ.
В корпорации считают, что в рамках действия программы по импортозамещению и в условиях конкурентного курса рубля современная российская дорожно-строительная техника будет востребована на отечественном рынке.
Гусеничный экскаватор Уралвагонзавода по своим характеристикам соответствует мировым образцам, поэтому с импортными аналогами конкуренция будет в первую очередь ценовая. Новая модель экскаватора отличается от предыдущей повышенными техническими характеристиками.
Так, в экскаваторе ЭО-41211А реализован ряд функций и конструктивных особенностей, повышающих его конкурентоспособность. Лазерная наплавка упрочняющего покрытия из карбида вольфрама увеличивает ресурс ковша на 50%. Электронное управление двигателем и электронное регулирование мощности гидросистемы обеспечивают оптимальные режимы работы и экономию топлива. Экскаватор оснащен предпусковым подогревателем с таймером, облегчающим запуск двигателя при низких температурах.
Функция самовытаскивания обеспечивает возможность совмещения движения экскаватора с подтягиванием рабочим оборудованием, а функция автоматического увеличения давления при передвижении экскаватора увеличивает его проходимость. Система снабжена современной приборной панелью управления, которая, кроме информирования о параметрах работы двигателя и гидросистемы, выводит сообщения о необходимости технического обслуживания и сигнализирует о неисправностях.
3D-печать
Инновации в промышленности нашли свое отражение не только в названии выставки, но и в реальной жизни. Например, на выставке был представлен первый российский беспилотник, напечатанный на 3D-принтере.
По данным Объединенной приборостроительной корпорации, которая презентовала новинку, процесс изготовления такого БЛА занимает около одного дня, а собрать беспилотник из готовых частей можно за 15–20 минут.
Планер может выполнять стандартные для такого типа беспилотников функции: проводить фото- и видеофиксацию, разведывать территорию, но конструктивно он отличается от своих собратьев. Фюзеляж выполнен как единое целое с обшивкой аппарата, что в свою очередь позволило добиться снижения веса, придать необходимую жесткость конструкции, а также обеспечить высокие аэродинамические характеристики.
«Преимущество этого летательного аппарата заключается в том, что любую его деталь можно оперативно изготовить даже в полевых условиях. Беспилотник, разработанный нашим КБ "Луч", успешно прошел летно-конструкторские испытания, доказав эффективность использования технологий 3D-печати в данной области», – прокомментировал замгендиректора Объединенной приборостроительной корпорации Сергей Скоков.
По его словам, применять такой беспилотник можно и «стае», не оглядываясь на риски повреждения и потери машин. Такой планер способен летать на расстояние до 50 километров благодаря двигателю отечественного производства. Вес БЛА составляет четыре килограмма, а размах крыла – 2,4 метра.
«Еще одна особенность этого беспилотника – расположение винта. Традиционно он находится на носу или в хвостовой части самолета. В данном случае винт находится по центру аппарата, крепится на саму балку и вращается вокруг нее. Такое решение дает преимущества с аэродинамической точки зрения», – сообщил Сергей Скоков.
Действительно, эксперты давно отмечают, что применение аддитивных технологий позволяет значительно ускорить и удешевить процесс создания новых изделий, деталей, прототипов и их серийного производства. Однако эксперты, говоря об этом, имеют в виду прежде всего детали из пластика и композитных материалов.
Тем более будет удивительным тот экспонат, который представила на выставке «Иннопром» госкорпорация «Росатом». Там был презентован первый отечественный промышленный 3D-принтер для металлических изделий.
Головной образец 3D-принтера с размерами рабочей камеры 550х550 создан специалистами государственного научного центра РФ АО «ЦНИИТМАШ» совместно с научным дивизионом Росатома (АО «Наука и инновации»).
Как сообщили в пресс-службе госкорпорации, устройство оснащено лазером мощностью 1000 ватт и трехосевой сканирующей оптической системой. Прогнозная скорость печати – от 15 до 70 кубических сантиметров в час, что соответствует характеристикам импортных аналогов. В принтере используется метод послойного селективного лазерного плавления (SLM), в качестве исходного сырья могут использоваться металлические порошки на основе железа, титана, алюминия, никеля, кобальта.
Стоит отметить, что по сравнению с импортными аналогами российская разработка стоит в два раза дешевле. Цена промышленной версии такого принтера – 50 миллионов рублей.
Двигатели
Большое внимание на выставке было уделено двигателям. Объединенная двигателестроительная корпорация представила сразу несколько экспонатов. Посетителям стенда корпорации показали газоперекачивающий агрегат ГПА-16, который разработан и выпускается расположенным в Рыбинске предприятием АО «ОДК – Газовые турбины». Будучи полностью автоматизированным газоперекачивающим комплексом, он предназначен для замены морально и физически устаревших газоперекачивающих агрегатов ГПА-Ц-16.
Другим важным событием для ОДК на выставке стала презентация китайской делегации проекта нового российского двигателя ПД-35 для гражданской авиации.
Генеральный директор АО «ОДК» Александр Артюхов рассказал о новом российском проекте для гражданской авиации – двигателе большой тяги ПД-35, работа над которым в корпорации уже начата. На базе этого проекта ОДК предлагает китайской стороне совместно разрабатывать и производить двигатель для перспективного российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС), который будет удовлетворять перспективным экологическим и эксплуатационным требованиям международного рынка.
Компьютерные технологии
В свою очередь Объединенная приборостроительная корпорация продемонстрировала на выставке миниатюрный компьютер Raydget SlimBox V. Благодаря аппаратно-программному модулю доверенной загрузки мини-компьютер обладает повышенным уровнем защиты от несанкционированного доступа и негласного съема данных.
Это полностью российская разработка. Компьютер оснащен мощным процессором со встроенной графикой, при этом массогабаритные характеристики системного блока значительно уменьшены за счет оптимизации решений и реализации некоторых функций на уровне программного обеспечения, а не отдельных блоков в конструкции в отличие от традиционных компьютеров.
«Стандартная конфигурация Raydget ориентирована на массового пользователя, не работающего с закрытыми данными, и может быть использована в качестве офисного или домашнего компьютера», – прокомментировал директор департамента инновационного развития Объединенной приборостроительной корпорации Александр Калинин.
По его словам, новая версия Raydget предназначена для защиты конфиденциальной информации и персональных данных, предотвращения доступа неавторизованных пользователей к информации, обрабатываемой на компьютере. Такая разработка может быть востребована, например, среди промышленных компаний, государственных организаций и различных ведомств.
Мини-компьютер Raydget – это совместный проект Объединенной приборостроительной корпорации и российской компании «Сетевые технологии». Компьютер разработан российскими инженерами, полный цикл сборки, включая производство плат, осуществляется на базе завода «Луч» в городе Осташкове.
Кроме компьютера, ОПК представила на выставке набор программных «прошивок», позволяющих превратить вычислительную машину в телефонную станцию, сервер электронной почты и другие телекоммуникационные устройства.
Мультизадачный компьютер (другое название – универсальная вычислительная машина) на 100% сконструирован российскими разработчиками на базе отечественного процессора «Эльбрус». Машина обеспечивает пользователю высокий уровень защиты данных и имеет гарантийный срок службы не менее пяти лет.
В дополнение на выставке демонстрируются несколько образцов «коробочных версий» российского телекоммуникационного ПО для «прошивки» оборудования: «IP-АТС-Александрит», «Мультипротокольный маршрутизатор общего назначения» (ММОН), «Межсетевой экран специального назначения» (МЭСН). В зависимости от софта мультизадачный компьютер может выполнять роль автоматизированного рабочего места, телефонной станции, средства обеспечения сетевой и информационной безопасности, сервера электронной почты или маршрутизатора.
Среди программных новинок также платформа виртуализации сетевых функций «Базальт». Ее назначение – построение виртуальной инфраструктуры связи промышленных предприятий, организаций или ведомств. По функционалу этот программный продукт не уступает зарубежным аналогам, с его помощью организуется целый комплекс инфокоммуникационных услуг, включая телефонную и видеосвязь, хранение данных, электронную почту, web-сервер и т. д.
Международная промышленная выставка «Иннопром-2016» в этот раз собрала более 50 тысяч участников, свыше 600 российских и зарубежных индустриальных компаний. Стоит отметить, что эта выставка находит поддержку среди иностранных государств. Если в 2015 году страной – партнером выставки стала КНР, то в нынешнем году – Индия.
Автор: Виктор Сокирко
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»