В британском Фарнборо сегодня стартует юбилейный, 50-й авиасалон. Он проводится с 1948 года, и если раньше проходил ежегодно, то теперь назначается раз в два года. Участие российской делегации в нынешней выставке будет, по словам главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, «дежурным». Как подчеркнул министр, «за последние годы наши производители потеряли большой интерес к этому мероприятию».
Кроме того, на прохладном отношении россиян к авиашоу в Британии сказалась скандальная ситуация 2014 года, когда значительное количество участников российской делегации не смогли вовремя получить необходимые визы. Как позже отметили в МИД Великобритании, эта позиция ведомства была связана с ситуацией вокруг украинских событий.
Когда диалог не ладится
В 2014 году британцы показали свою недоброжелательность в полной мере. Ведь визы не получили не только официальные лица российской делегации, но даже… технические сотрудники, которые обеспечивали эксплуатацию экспонатов! При этом принимающая сторона отказалась возвращать денежные средства, заранее перечисленные российской стороной за аренду площадок.
Как подчеркивал тогда эксперт в области вооружений главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, прямой финансовый ущерб российской стороны от срыва участия в авиасалоне составил несколько сотен тысяч фунтов стерлингов. «Эта сумма складывается из потраченных денег на аренду выставочных площадей, оплату гостиниц, авиабилетов, транспорта, переводчиков», – отметил Коротченко, добавив, что такое поведение представляет собой «явно недобросовестную конкуренцию, когда британская сторона не сочла нужным заранее уведомить российских представителей об отказе в предоставлении виз, что могло бы минимизировать прямые финансовые потери».
В этом году потенциальные экспоненты решили заранее не искушать судьбу. Так, госкорпорация «Роскосмос» еще в мае объявила об отказе от поездки в Фарнборо. Как подчеркнул заместитель генерального директора компании Сергей Савельев, звонком для них стало то, что британская сторона отказалась допускать российские компании к участию в выставке военной техники DSEI-2015, несмотря на своевременную подачу заявок. Англичане сослались на действующий режим санкций, и в Роскосмосе обоснованно предположили, что Лондон поставит препоны нашей делегации и на «Фарнборо».
Кстати, российская космическая корпорация планировала представить на салоне новинки производителей космической и ракетной техники, таких как ИСС им. Решетнева, НПО им. Лавочкина, Космический центр им. Хруничева, ЦСКБ «Прогресс». Впрочем, как отмечают в Роскосмосе, отсутствие на авиасалоне вряд ли можно считать серьезной проблемой. Как заявил представитель корпорации Игорь Буренков, их участие «и раньше приносило мало контрактов, скорее это была представительская история».
Тем не менее, по признанию Буренкова, делегация компании будет работать на авиасалоне (ее возглавит глава Роскосмоса Игорь Комаров), никакого ухода с прежних рынков не намечается. «Контрактов у нас очень много. Ну, не поучаствовали в какой-то выставке, этих выставок сотни», – подчеркнул представить Роскосмоса.
Не приоритет для оборонки
Как считает первый зампред Комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, отсутствие Роскосмоса и некоторых других представителей нашей страны на «Фарнборо-2016» нанесет репутационный ущерб прежде всего самой выставке, сделав ее в значительной степени неполноценной. «Однозначно, что без российских экспозиций международный престиж "Фарнборо" будет снижен, так как Россия является безусловным лидером в этих областях», – подчеркнул Гутенев.
Кроме того, российский депутат обратил внимание на то, что организаторы мероприятия недополучат финансовые средства, которые всегда перечислялись российской стороной за участие, а британские партнеры утратят возможность быть вовлеченными в возможные кооперационные связи.
«Для британской промышленности и экономики создание и поддержание высокотехнологичных рабочих мест – не менее важная задача, чем для России, – обращает внимание Гутенев. – Поэтому отсутствие диалога между бизнесом нанесет серьезный удар по будущим возможностям. У нас традиционно экономические связи были крепче политических. И попытка смешать экономику с политикой вызывает весьма предсказуемую реакцию».
А вот причина отказа от участия в авиасалоне в Фарнборо ряда российских экспортеров вооружений кроется в том, что им более интересны региональные выставки, чем эта площадка. На это обращают внимание источники в российской сфере военно-технического сотрудничества. На региональных мероприятиях можно заключать реальные контракты, тогда как иные «шоу» практического характера не носят, подчеркивают представители ОПК. «Европейские страны малоинтересны по части военно-технического сотрудничества, так как покупать российское оружие в значительных объемах они не будут», – подчеркнул пожелавший остаться неизвестным представитель российской сферы ВТС.
Проекты и прожекты
К слову сказать, из более чем десятка компаний, которые все-таки планируют представить нашу страну в Англии, подавляющее большинство презентуют именно гражданскую продукцию. Так, в качестве участников авиасалона заявлены «Гражданские самолеты Сухого», металлургический завод «Электросталь», группа компаний «Конкорд», Санкт-Петербургская авиаремонтная компания, объединение «Авиаэкспорт», корпорация ВСМПО-АВИСМА и другие.
Объединенная авиастроительная корпорация представит в Фарнборо самолеты и модели воздушных судов гражданской и транспортной авиации. Основными экспонатами станут Sukhoi Superjet 100 и МС-21. На статической стоянке разместится самолет SSJ100 ирландской авиакомпании CityJet – первого европейского эксплуатанта данного типа воздушных судов. Как отмечают в ОАК, поставка в CityJet – первый шаг по выводу Sukhoi Superjet 100 на рынок Европы. Контракт предполагает поставку 15 самолетов по схеме операционного лизинга до 2019 года.
Свои разработки представит и российская корпорация «ВСМПО-АВИСМА». Это крупнейший в мире производитель титана и единственная в мире титановая компания, осуществляющая полный цикл производства. Ежегодно здесь производится свыше 30 тысяч тонн титановой продукции, большая часть которой идет на экспорт. Основные потребители продукции – крупнейшие двигателе- и авиастроительные компании, такие как Boeing, EADS, Embraer, UTAS, Messier-Bugatti-Dowty, Rolls-Royce plc, Safran SA, Pratt&Whitney. В планах ВСМПО-АВИСМА на салон – подписание новых контрактов, а также пролонгация уже имеющихся партнерских соглашений.
Грозится «порвать» «Фарнборо» и украинский авиапроизводитель. В Англию он повезет до боли знакомый Ан-178 – последнюю транспортную разработку завода «Антонов». Почему «до боли»? Да потому что с этим транспортником уже успели намаяться и сами производители, и потенциальные эксплуатанты. В частности, как сообщалось в этом году, уже в ходе первых летных испытаний самолета выявилась серьезная проблема с его центровкой.
В результате для обеспечения безопасной эксплуатации самолет вынужден выполнять полеты с дополнительным балластным грузом в виде стальных плит, уложенных за кабиной экипажа. Именно с этим балластом Ан-178 совершал перелеты на авиасалоны в Ле Бурже, в Дубай, причем после приземления балласт оперативно выгружался для сокрытия факта его наличия. Как предполагается, причиной неправильной центровки стало принятое на этапе проектирования решение об увеличении размаха и площади крыла при сохранении уже спроектированного фюзеляжа.
По мнению ряда авиационных экспертов, в том числе украинских, этот дефект трудноустраним без перепроектирования самолета и постройки нового опытного образца…
Автор: Дмитрий Сергеев
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»