МЕДИАГРУППА «ЗВЕЗДА» toggle
logo Эфир Программы Радио

Скандальный Raptor: зачем США хотят вернуть истребитель F-22

Роль авиации в современной войне переоценить сложно. И совершенно справедливо авиационная промышленность практически ежегодно показывает миру новейшие разработки. Однако, в битве за воздух всегда есть место откровенно интересным и непонятным решениям одновременно - ВВС Соединенных Штатов планируют провести обширную модернизацию отобранных с хранения самолетов, а кроме того, в планах Минобороны США возобновить производство истребителя пятого поколения F-22 Raptor, с которым в свое время было не меньше скандалов, чем с другим «золотым» проектом - самолетом F-35.
2016-07-04 08:15:00

Роль авиации в современной войне переоценить сложно. И совершенно справедливо авиационная промышленность практически ежегодно показывает миру новейшие разработки. Однако в битве за воздух всегда есть место откровенно интересным и непонятным решениям одновременно - ВВС Соединенных Штатов планируют провести обширную модернизацию отобранных с хранения самолетов, а кроме того, в планах Минобороны США возобновить производство истребителя пятого поколения F-22 Raptor, с которым в свое время было не меньше скандалов, чем с другим «золотым» проектом - самолетом F-35.


Деньги - всему голова

 

 


Определяющим фактором, помимо прочего, в прогнозировании современных угроз является стоимость реагирования. Говоря простым языком, всегда просчитывается вероятность реагирования на угрозу в триллион долларов при бюджете в несколько сот миллионов. Однако к оборонному сектору США экономия относится в последнюю очередь - экономисты объясняют, что если сложить бюджеты оборонных проектов в области авиации и космонавтики в Соединенных Штатах, то количеством стодолларовых банкнот вполне можно выложить четырехполосное шоссе до Луны.

 

 


Однако проект по созданию, постройке, обслуживанию и эксплуатации неимоверно дорогого даже по американским меркам истребителя F-35 отрезвил многих - и в конгрессе, и в минобороны отметили колоссальный объем затребованных средств. Стоимость производства F-35 - вообще отдельная тема для изучения. Ценник на производство одного истребителя с 2010 года неоднократно корректировали, но цена за один самолет оставалась примерно на одном уровне - в среднем «Лайтнинг» обходился в 110 миллионов долларов.

 


В 2014 году эксперты издания Defense Update пересчитали стоимость производства разных модификаций американского истребителя и были неприятно удивлены - реальная стоимость производства существенно отличается от заявленных Lockheed Martin 80 миллионов за самолет. Согласно данным Defense Update, стоимость модификации F-35A для ВВС США должна составить 189 млн долларов за один самолет, а экземпляр с укороченным взлетом и посадкой - F-35C обойдется почти вдвое дороже - в 299 миллионов долларов. Все это вызвало у экспертов и членов комиссий по вооружениям вполне резонный вопрос - а не возобновить ли производство F-22, а на оставшиеся деньги модернизировать другие уже состоящие на вооружении самолеты?

 


Прежнего самолета уже не будет

 

 


Если допустить, что F-22, производство которого остановили в 2009-м, снова начнут производить, то вряд ли это будет та же самая машина для защиты границ Соединенных Штатов. Конгрессмены, проводившие слушания по делу о неэффективности F-35, упомянули о недостаточной надежности истребителя - и этот вывод, скорее всего, повлияет на решение о производстве F-22 и в теории серьезно изменит технические характеристики самолета.

 

«Заявленный, или скорее рекламный, уровень ЭПР у F-22 обозначили значением в 0,3м2. По факту, конечно, он существенно больше. Скорее всего, если решение о возобновлении производства будет принято, американцы займутся доведением ТТХ самолета до более высокого уровня - поставят современные системы управления вооружением и БРЭО, будут улучшать антирадарное покрытие. К тому же нынешняя боеготовность парка F-22 составляет 68% от общего числа, и в этом направлении, скорее всего, тоже будут работать», - отметил военный эксперт Алексей Леонков.

 


Специалисты отмечают также, что инженерам Lockheed Martin придется решить и другую, не менее важную задачу - обеспечить эффективное целеуказание и режим минимальной радиолокационной заметности одновременно. Если разбирать оба этих направления по отдельности, то начинать стоит с малозаметности.

 

Еще в 2013 году американский военный эксперт и обозреватель журнала The National Interest Дэйв Маджумдар в материале о малозаметности F-22 писал: «Как многоцелевой истребитель F-35, так и F-22 Raptor, защищены от высокочастотной радиолокации в диапазонах Ku, X, C и частично в S-диапазоне. Однако оба самолета можно увидеть на радарах потенциальных противников, работающих с более длинноволновыми излучениями, например в диапазонах L, UHF и VHF. Другими словами, российские и китайские радары могут засечь самолет с антирадарным покрытием».

 

Но и это не основная сложность, которую обнаружили в ходе эксплуатации.

 

«В полной картине F-22 не хватает одного маленького, но важного штриха - он "незаметен" только тогда, когда работает с выключенной РЛС и получает целеуказание от АВАКСа», - поясняет Алексей Леонков.

 

 

Как объясняют авиационные специалисты, вопрос «невидимок» российскими специалистами был решен уже давно, а конечной точкой в практическом обнаружении таких самолетов поставил сбитый югославскими ракетчиками F-117 Nighthawk, кадры с обломками которого облетели все мировые телеканалы. Поэтому в вопросе защиты от высокочастотных радаров и серьезной уязвимости для низкочастотных излучений американским специалистам еще предстоит разбираться.

 

Решение напрямую повлияет на живучесть такого самолета в свете постоянно дорабатываемых российских Су-30/35, Т-50 и самолетов МиГ-35, ЭПР которых, по разным данным, может оказаться ниже значения в 1,5. Помимо прочего, как объясняют специалисты одного из авиационных КБ России, для снижения веса, повышения надежности машины в целом и повышения быстродействия новому старому «Раптору» придется дорабатывать двигатели, контуры управления и все бортовое радиоэлектронное оборудование, включая системы применения вооружения и прицеливания. А такие работы даже за пару лет не осилить.

 


Конкуренты дремать не будут

 

 

Проблемы с F-35 и дальнейшей судьбой F-22 заставляют командование ВВС и ВМС Соединенных Штатов пересмотреть взгляды на вооружение и обратиться к уже проверенной конструкции - самолету F/A-18. Точнее к одной из его самых свежих модификаций - F/A-18E. Переставлять приоритеты с «суперкомпьютеров» на крыльях в сторону классических истребителей-бомбардировщиков пришлось только потому, что перевооружить и переработать уже обкатанный несколькими военными кампаниями истребитель оказалось существенно дешевле, проще и эффективнее, чем создавать и принимать абсолютно новый и не умеющий нормально воевать самолет.

 

В разработку F/A-18E американские специалисты вложили огромное количество сил и времени, реализовав огромное количество решений, планировавшихся к применению на морском варианте самолета пятого поколения - усиленный планер, увеличенная площадь крыла, передовая БРЛС и многое другое. Однако командование корпуса морской пехоты США, для нужд которого и создавался самолет, сочло его не перспективным, и решение о покупке отменили. Теперь же, чтобы покрыть собственные потребности в авиации и обеспечить должный уровень обучения летчиков, КМП занимается расконсервацией самолетов, стоявших долгое время под открытым небом на объекте в Дэвис-Маунтин, штат Аризона, больше известном как «кладбище».

 

Только за 2014-й год КМП заключил контракты с компанией «Боинг» на модернизацию трех десятков таких машин. И это, несмотря на тот факт, что при существующем уровне средств обнаружения и поражения ЭПР F/A-18, пусть и модернизированного до версии C+, все равно составляет около 3,5 м2. К слову, российский истребитель МиГ-35, который относят к поколению 4++ имеет ЭПР около 1,7м2, а Т-50, серийное производство которого стартует в ближайший год-два сможет похвастаться ЭПР 0,5м2.

 

Эксперты отмечают, что головная боль с американскими истребителями пятого поколения будет только усиливаться, ведь ни российские, ни любые другие авиационные инженеры (а уж тем более, разработчики систем ПВО) на месте сидеть не будут. В общем и целом получается, что для эффективного отражения внешних (читаем "российских") угроз авиации США потребуется перезапустить производство F-22 , а уже существующие довести «до кондиции» с помощью не менее затратных программ по модернизации. А на это, как поясняют эксперты, может уйти целое десятилетие, в котором у Соединенных Штатов может попросту не оказаться передового (с точки зрения противостояния зарубежным истребителям) самолета. На F-35, как поясняют эксперты, в этом случае надеяться не стоит.

 

Автор: Дмитрий Юров

Экспертное мнение и аналитика
Новости Армия ОПК Вопросы истории Общество Спорт Наука и техника Экономика и бизнес Телеканал Прямой эфир Программы Программа передач Фильмы онлайн О телеканале ЛИЦА Лица телеканала Помним наших коллег О КОМПАНИИ Вакансии Партнерам Всероссийский вокальный конкурс «Звезда» Смарт ТВ приложение «Звезда» Киностудия «Звезда» Правовая информация Лицензии Социальная реклама Контакты Телеканал «Звезда Плюс» О приеме телеканала «ЗВЕЗДА»
Показать контакты

© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Главное
Новости
Эфир
Поиск и меню 
20240513.0720