МЕДИАГРУППА «ЗВЕЗДА» toggle
logo Эфир Видео Радио

«Москитный флот» Украины: почему бронекатер «Гюрза» не доплывет до середины Днепра

Предмет гордости украинских ВМС – два бронекатера проекта 58155 «Гюрза-М» – в скором времени должны пополнить флот Незалежной. Сразу заметим, что эти плавсредства в своем классе очень даже неплохи и, скажем, с успехом могли бы использоваться даже в российской армии или Пограничной службе ФСБ России на дальневосточных реках или на Чудском озере. Но причислить их к какому либо классу боевых кораблей достаточно сложно.
2016-06-08 08:51:00

Предмет гордости украинских ВМС – два бронекатера проекта 58155 «Гюрза-М» – в скором времени должны пополнить флот Незалежной. Сразу заметим, что эти плавсредства в своем классе очень даже неплохи и, скажем, с успехом могли бы использоваться даже в российской армии или Пограничной службе ФСБ России на дальневосточных реках или на Чудском озере. Но причислить их к какому либо классу боевых кораблей достаточно сложно.

 

Даже при наличии бронезащиты, пушки и пулемета, катер останется катером и уж точно не выйдет на морские просторы. Ну, как нельзя считать чем-то серьезным переданные США по программе материально-технической помощи вооруженным силам Украины в 2015 году 5 быстроходных надувных моторных лодок типа Willard Sea Force.

 

 

Точно также пафосные комментарии по поводу скорого появления на морских просторах Украины бронекатеров «Гюрза-М», предназначение которых ходить по рекам и озерам, можно отнести к разряду банального бахвальства. Просто это первые плавсредства, которые Украина произвела самостоятельно и всячески их пытается прорекламировать в глазах своих новых союзников. Но, редкая «Гюрза» доплывет не то что до середины Черного моря, но и до середины Днепровского залива.

 

Закладка двух первых предназначенных для ВМС Украины малых бронированных артиллерийских катеров проекта 58155 («Гюрза-М») была произведена на ПАО «Завод «Ленинская кузница» в Киеве 25 октября 2012 года. Катера предназначались для решения задач в бассейне реки Дунай и в прибрежной зоне Черного и Азовского морей и должны были составить основу специального речного дивизиона Западной военно-морской базы (Одесса) ВМС Украины, сформированного в январе 2013 года.

 

 

Предполагалось, что до 2017 года будет построено девять катеров этого проекта. По планам украинского военного командования до 2020 года ВМСУ должны иметь в своем составе 66 кораблей и судов обеспечения. Но подобные темпы явно можно отнести в разряд фантастики. По крайней мере ни «Гюрза-М» не станет массовым катером, ни катера класса «Кентавр», оборудованные реактивными системами залпового огня, которых заявлено не менее 18 штук, в таком количестве не появятся в силу технической невозможности. Что уж говорить о многоцелевых корветах класса «Владимир Великий» (их заявлено целых три) или ракетных катерах класса «Лань», которые существуют разве что на бумаге.

 

И уж если что-то может быть в реальности для поставок в ВМС Украины, так это закупки иностранных малых подводных лодок и подарки в виде все тех же надувных скоростных лодок по программам НАТО. Зато с прошлого года, согласно с измененным штатом вооруженных сил Украины, общее количество адмиралов и генералов в ВМС увеличено до 13 человек. По одному адмиралу на каждый корабль, катер и даже моторную лодку.

 

Если говорить о бронекатерах «Гюрза-М», то они предназначены для несения боевого дежурства на приграничных реках, озерах, а также в прибрежной морской зоне. В их задачи входит патрулирование, охрана водных рубежей, борьба с малоразмерными судами, защита береговых стационарных и плавучих гидротехнических объектов и сооружений, содействие десантным и пограничным группам, обеспечение безопасности мореплавания, а также содействие в вопросах разведки, доставки и снабжения. При необходимости катер способен атаковать на берегу такие объекты как ДОТы, здания, мосты, автотранспорт, легковооруженные боевые машины.

 

Вооружение катера состоит из 30-мм пушки, 14,5-мм пулемета, двух пулеметов калибра 7,62-мм и 120-мм ПТРК (противотанковый ракетный комплекс) «Фагот». Возможно размещение на борту и переносного зенитно-ракетного комплекса типа «Игла» или «Стрела». Два двигателя 495К (морская версия танкового двигателя Т-80УД) позволяют разогнать катер до 28 морских миль (52 км/ч). Автономность плавания, при достаточно комфортных условиях для экипажа, составляет пять суток, что позволяет «сбегать» от Киева по Днепру до Одессы и обратно.

 

Экипаж состоит из пяти человек, один из которых офицер. (Или все-таки адмирал?) Ну, по сути, это такой плавающий БТР, с противопульной защитой. Впрочем, и предназначение его не предполагает героических морских сражений и дальних морских походов. На таком хорошо гонять браконьеров и прочих хулиганов.

 

Украина в 2004 году построила для Узбекистана два бронекатера проекта 58150 «Гюрза» – «Джайхун» и «Сайхун», которые были доставлены заказчику самолетом Ан-124 «Руслан». Они и сейчас входят в состав Термезской речной флотилии пограничных войск Узбекистана.

 

Свой катер проекта 58155 у Украины получился более усовершенствованным, но сроки его строительства сильно затянулись. Если узбекский заказ был осуществлен в течение года (с учетом сборки и доработки на месте), то «Гюрзу-М» украинские корабелы из Киева растянули почти на четыре года. Минобороны Украины в 2013 году расторгло контракт с заводом «Ленинская кузница» в силу невыполнения условий договора, но через год возобновило его – «Ленинская кузница» принадлежит коммерческим структурам, контролируемым президентом Петром Порошенко. Доукомплектовывать и проводить испытания катеров пришлось уже в Одессе на судоремонтном заводе «Судоверфь Украины».

 

Если говорить о сроках постройки боевых кораблей, то любимый персонаж современного украинского этноса – запорожские казаки – строили свой човен, казацкую чайку, буквально за две недели. И собираясь идти на турок в Крыму, изготавливали их десятками, под сотню. Это были весьма серьезные в военном плане посудины, на которых имелось 5-6 фальконетов (малокалиберных пушек), экипаж состоял из 50-60 хорошо вооруженных человек, с сопутствующим запасом пороха, провианта и прочего снаряжения для долгого пребывания в море.

 

Для изготовления одной казацкой чайки, помимо дерева, использовалось железо, смола, полотно, канаты, пакля. Она уступала по размерам венецианским галерам, но имела большую боевую силу и считалась совершенным морским кораблем того времени на Черном море. Так что сравнение чайки с нынешним украинским бронекатером «Гюрза-М», который имеет скоростное преимущество, явно не в пользу последнего. В том числе и по затраченным средствам.

 

Флот Украины, который своим флагманом считает бывший советский пограничный сторожевой корабль, получивший название «Гетман Сагайдачный», давно прозвали «москитным флотом». Реальных боевых кораблей в его составе нет. Ну нельзя же ими считать два новых бронекатера, подобные которым даже в такой «великой» морской державе как Узбекистан скромно несут охранную пограничную службу на реках.

 

Автор: Виктор Сокирко

Экспертное мнение и аналитика
Новости Армия ОПК Вопросы истории Общество Спорт Наука и техника Экономика и бизнес Телеканал Прямой эфир Программы Программа передач Фильмы онлайн О телеканале ЛИЦА Лица телеканала Помним наших коллег О КОМПАНИИ Вакансии Партнерам Всероссийский вокальный конкурс «Звезда» Смарт ТВ приложение «Звезда» Киностудия «Звезда» Правовая информация Лицензии Социальная реклама Контакты Телеканал «Звезда Плюс» О приеме телеканала «ЗВЕЗДА»
Показать контакты

© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Главное
Новости
Видео
Поиск и меню 
20240418.1002